Фотография и смерть

Авторы

  • Екатерина Викторовна Васильева Санкт-Петербургский государственный университет

Аннотация

С момента появления фотографическое изображение было тесно связано с темой смерти. Имея дело с предметной средой, отображая ее видимые и невидимые формы, снимок обращался к объективности окружающего мира, его рационалистическим границам и феномену жизни как таковой. Фотография, как и смерть, придает значительность объектам, но разрушает институцию опыта, она поднимает вопрос об индивиде, но снимает проблему физической боли. Схватывая изменяющийся мир, статичная фотография оборачивается невозможностью перехода и в то же время обеспечивает проницаемость фотографического мира. В этом смысле позиции фотографии архаичны. Она прерывает линейную последовательность времени, ломает непрерывность пространства, сопротивляется культурным иерархиям и превращает окружающий мир в хаос. Стирая абсолютные разграничения, фотография обозначает позиции нечеловеческого, демонстрирует способность опознать смерть как свое.

Ключевые слова:

фотография, смерть, время, жизнь, существование, опыт, мистерия, тайна, граница, переход, боль, Зонтаг, Флюссер, Левинас, Деррида, Беньямин, Фуко

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Екатерина Викторовна Васильева, Санкт-Петербургский государственный университет

кандидат искусствоведения, доцент кафедры дизайна факультета искусств

Библиографические ссылки

Литература

1. Talbot W. H. F. The Pencil of Nature. London: Longman, Brown, Green and Longmans, 1844–1846. Parts 1–6. XXIV p.

2. Nadar F. My Life as a Photographer (1900) // October. 1978. Vol. 5. P. 6–28.

3. Sontag S. On Photography. New York: Farrar, Straus and Giroux, 1973. 183 p.

4. Evans W. American Photographs. New York: Museum of Modern Art, 1938. 205 р.

5. Frank R. The Americans. New York: Grove Press, 1959. 180 р.

6. William Egglestone’s Guide. New York: Museum of Modern Art, 1976. 112 р.

7. Shore S. Uncommon Places. New York: Aperture Foundation, 1982. 188 р.

8. Декарт Р. Разыскание истины посредством естественного света // Декарт Р. Соч.: в 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1989. С. 154–178.

9. Флюссер В. За философию фотографии. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008. 146 с.

10. Baudrillard J. La Photographie ou l’Ecriture de la Lumiere: Litteralite de l’Image // Baudrillard J. L’Echange Impossible. Paris: Galilée, 1999. P. 175–184.

11. Левинас Э. Время и Другой. Гуманизм другого человека. СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 1998. 265 с.

12. Гуссерль Э. Картезианские медитации. М.: Академический проект, 2010. 229 с.

13. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление // Психология мышления. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1980. С. 130–140.

14. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. (1976) М.: Добросвет, 2011. 392 с.

15. Derrida J. The Gift of Death. Chicago; London: The University Chicago Press, 1995. 115 p.

16. Derrida J. Aporias. Stanford: Stanford University Press, 1993. 87 p.

17. Stamp G. The changing metropolis: earliest photographs of London, 1839–1879. New York; London: Viking, 1984. 240 p.

18. Chambord J. Charles Marville: Photographs of Paris, 1852–1878. Paris: Alliance Francaise, 1981. 67 p.

19. The Work of Atget. Vol. 1–4 / contributers J. Szarkowski, M. M. Hamburg. New York: The Museum of Modern Art, 1981–1985.

20. Joel-Peter Witkin: a Retrospective. Zurich: Scalo Publishers, 1995. 272 р.

21. Marchand Y., Meffre R. The Ruins of Detroit. Gottingen: Steidl, 2011. 200 p.

22. Jorion T. Ilots Intemporels. Timeless Islands. Nimes: Delta Color, 2010. 78 p.

23. Ballen R. Shadow Chamber. London: Phaidon Press, 2005. 128 p.

24. Ballen R. Boarding House. London: Phaidon Press, 2009. 128 p.

25. Барт Р. Camera lucida (1980). М.: Ad Marginem, 1997. 223 c.

26. Benjamin W. Der Erzahler (1936) // Benjamin W. Erzahlen. Schriften zur Theorie der Narration und literarischen Prose. Frankfurt am Mein: Suhrkamp Verlag, 2007. S. 103–128.

27. Платон. Федон // Платон. Соч.: в 4 т. Т. 2. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. С. 11–97.

28. Хайдеггер М. Бытие и время. М.: Ad Marginem, 1997. 452 с.

29. Bichat X. Anatomie generale appliqué a la physiologie et a la medicine. Paris: Brosson, Gabon and Cie, 1801. 406 p.

30. Фуко М. Рождение клиники (1963). М.: Академический проект, 2010. 252 с.

31. Buisson F-R. De la division la plus naturelle des phenomenes physiologiques. Paris: De l’Imprimerie de Feugueray, chez Brosson, 1802. 344 p.

32. Sontag S. On Photography. New York: Farrar, Straus and Giroux, 1973. 183 p.

33. Sontag S. Regarding the pain of others. New York: Farrar, Straus and Giroux, 2003. 103 p.


References

1. Talbot W.H.F. The Pencil of Nature. London: Longman, Brown, Green and Longmans, 1844–1846. Parts 1–6. XXIV p.

2. Nadar F. My Life as a Photographer (1900). October. 1978. Vol.5, pp.6–28.

3. Sontag S. On Photography. New York: Farrar, Straus and Giroux, 1973. 183 p.

4. Evans W. American Photographs. New York: Museum of Modern Art, 1938. 205 p.

5. Frank R. The Americans. New York: Grove Press, 1959. 180 p.

6. William Egglestone’s Guide. New York: Museum of Modern Art, 1976. 112 p.

7. Shore S. Uncommon Places. New York: Aperture Foundation, 1982. 188 p.

8. Dekart R. Soch.: v 2 t. T. 1. Moscow: Mysl’, 1989, pp.154–178.

9. Fliusser V. Za filosofiiu fotografii (For the philosophy of photography). St Petersburg: Izd-vo S.-Peterb. un-ta, 2008. 146 p.

10. Baudrillard J. L’Echange Impossible. Paris: Galilée, 1999, pp.175–184.

11. Levinas E. Vremia i Drugoi. Gumanizm drugogo cheloveka (Time and other. Humanism another person). St Petersburg: Vysshaia religiozno-filosofskaia shkola, 1998. 265 p.

12. Gusserl’ E. Kartezianskie meditatsii (Cartesian meditations). Moscow: Akademicheskii proekt, 2010. 229 p.

13. Levi-Briul’ L. Psikhologiia myshleniia (Psychology of thinking). Moscow: Izd-vo Mosk. gos. un-ta, 1980, pp.130–140.

14. Bodriiiar Zh. Simvolicheskii obmen i smert’ (Symbolic Exchange and Death). (1976) Moscow: Dobrosvet, 2011. 392 p.

15. Derrida J. The Gift of Death. Chicago; London: The University Chicago Press, 1995. 115 p.

16. Derrida J. Aporias. Stanford: Stanford University Press, 1993. 87 p.

17. Stamp G. The changing metropolis: earliest photographs of London, 1839–1879. New York; London: Viking, 1984. 240 p.

18. Chambord J. Charles Marville: Photographs of Paris, 1852–1878. Paris: Alliance Francaise, 1981. 67 p.

19. The Work of Atget. Vol. 1–4. Contributers J.Szarkowski, M.M.Hamburg. New York: The Museum of Modern Art, 1981–1985.

20. Joel-Peter Witkin: a Retrospective. Zurich: Scalo Publishers, 1995. 272 p.

21. Marchand Y., Meffre R. The Ruins of Detroit. Gottingen: Steidl, 2011. 200 p.

22. Jorion T. Ilots Intemporels. Timeless Islands. Nimes: Delta Color, 2010. 78 p.

23. Ballen R. Shadow Chamber. London: Phaidon Press, 2005. 128 p.

24. Ballen R. Boarding House. London: Phaidon Press, 2009. 128 p.

25. Bart R. Camera lucida (1980). Moscow: Ad Marginem, 1997. 223 p.

26. Benjamin W. Der Erzahler (1936). Benjamin W. Erzahlen. Schriften zur Theorie der Narration und literarischen Prose. Frankfurt am Mein: Suhrkamp Verlag, 2007, ss.103–128.

27. Platon. Soch.: v 4 t. T.2. St Petersburg: Izd-vo S.-Peterb. un-ta, 2007, pp.11–97.

28. Khaidegger M. Bytie i vremia (Being and Time). Moscow: Ad Marginem, 1997. 452 p.

29. Bichat X. Anatomie generale appliqué a la physiologie et a la medicine. Paris: Brosson, Gabon and Cie, 1801. 406 p.

30. Fuko M. Rozhdenie kliniki (Birth of the Clinic) (1963). Moscow: Akademicheskii proekt, 2010. 252 p.

31. Buisson F-R. De la division la plus naturelle des phenomenes physiologiques. Paris: De l’Imprimerie de Feugueray, chez Brosson, 1802. 344 p.

32. Sontag S. On Photography. New York: Farrar, Straus and Giroux, 1973. 183 p.

33. Sontag S. Regarding the pain of others. New York: Farrar, Straus and Giroux, 2003. 103 p.

Загрузки

Опубликован

18.03.2013

Как цитировать

Васильева, Е. В. (2013). Фотография и смерть. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 3(1), 82–92. извлечено от https://artsjournal.spbu.ru/article/view/1660

Выпуск

Раздел

Изобразительное искусство

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)