Фотография: к проблеме вещи

Аннотация

Рассматривается проблема изображения и идентификации объекта в фотографии. Исследование исходит из предположения, что представление вещи в кадре подразумевает ее особый статус. Анализируется вопрос вещи в фотографии как смысловая и идеологическая проблема. Фотографическую демонстрацию объекта можно интерпретировать как особую изобразительную стратегию. Вещь является условием кадра: снимок невозможен без объекта. Проблема взаимоотношения фотографии и вещи выглядит как масштабное противоречие. Предмет становится неизбежным интенциональным фокусом снимка, и в то же время кадр формирует специфический взгляд на предмет. Фотография принципиально меняет объект и визуально, и качественно. Приобретая статус изображения, вещь утрачивает свои материальные качества. Предмет в кадре лишается не только своего практического значения — он утрачивает свою предметную программу, из трехмерного объекта превращается в эфемерную и фантомную единицу. Вещь как опыт данности в фотографии становится иллюзией. Конституируемые качества предмета утрачиваются в кадре, в фотографии он становится ложным искаженным образом, элементом обманчивого восприятия мира, эфемерной сущностью, мнимым и несуществующим фантомом. Кадр верифицирует присутствие предмета и в то же время наделяет значением подлинного то, чего нет. В рамках исследования важно, что статус вещи в фотографии приобретает не только предмет, обладающий строгими очертаниями и границами, — бестелесное и бесформенное в фотографии тоже становится объектом. Исследование обращает внимание на то, что фотография превращает мир в набор единиц, где качеством вещи обладает не только предмет, но и окружающее его пространство.

Ключевые слова:

теория фотографии, фотография, объект, вещь, предмет, пространство, бесформенное

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Литература

Литература

1. Подорога, Валерий. Вопрос о вещи: опыты по аналитической антропологии. М.: Grundrisse, 2016.

2. Sontag, Susan. On Photography. New York: Farrar, Straus and Giroux, 1977.

3. Husserl, Edmund. “Ideen zu einer reinen Phänomenologie und phänomenologischen Philosophie”. Jahrbuch für Philosophie und phänomenologische Forschung 1, no. 1 (1913): 1–323.

4. Васильева, Екатерина. “Ранняя городская фотография: к проблеме иконографии пространства”. Международный журнал исследований культуры, no. 4/37 (2019): 65–86. https://doi.org/10.24411/2079-1100-2019-00052

5. Szarkowski, John. William Eggleston’s Guide. New York; Cambridge, MA: The Museum of Modern Art; MIT Press, 1976.

6. Talbot, William Henry Fox. The Pencil of Nature. 6 parts. London: Longman, Brown, Green and Longmans, 1844–1846, pt. VI.

7. Krauss, Rosalind. “Tracing Nadar”. October 5 (1978): 29–47. https://doi.org/10.2307/778643

8. Васильева, Екатерина. “‘Сцена в библиотеке’: проблема вещи и риторика фотографии”. Международный журнал исследований культуры, no. 3/40 (2020): 119–48. https://doi.org/10.24411/2079-1100-2020-00037

9. Schaaf, Larry. “Happy Birthday to The Pencil of Nature”. The William Henry Fox Talbot Catalogue Raisoneé. Accessed: March 30, 2021. https://talbot.bodleian.ox.ac.uk/2016/06/24/happy-birthday-to-the-pencil-of-nature/.

10. Boddice, Rob. The Science of Sympathy: Morality, Evolution, and Victorian Civilization. Urbana; Chicago; Springfield: University of Illinois Press, 2016. https://doi.org/10.5406/illinois/9780252040580.001.0001

11. Gay, Peter. The Bourgeois Experience: Victoria to Freud. 5 vols. New York; London: W. W. Norton & Co., 1993, vol. 3: The Cultivation of Hatred.

12. Roberts, Russell. “Images and Artefacts: William Henry Fox Talbot and ‘The Museum’”. Artefact 4 (2004): 4–20.

13. Schaaf, Larry John. The Photographic Art of William Henry Fox Talbot. Princeton, NJ: Princeton University Press, 2000.

14. Васильева, Екатерина. “Сьюзен Зонтаг о фотографии: идея красоты и проблема нормы”. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение 4, no. 3 (2014): 64–80.

15. Galassi, Peter. Before Photography: Painting and the Invention of Photography. New York: The Museum of Modern Art, 1981.

16. Flusser, Vilém. Für eine Philosophie der Fotografie. 8th ed. Berlin: European Photography, 1997. (Edition Flusser, Bd. III).

17. Panofsky, Erwin. “Die Perspektive als symbolische Form”. In Vorträge der Bibliothek Warburg 1924–1925, Hrsg. von Fritz Saxl, 258–330. Leipzig; Berlin: Teubner, 1927.

18. Damisch, Hubert. The Origin of Perspective. Transl. by John Goodman. Cambridge, MA: MIT Press, 1994.

19. Baudrillard, Jean. “La Photographie ou l’Écriture de la Lumiere: Litteralite de l’Image”. In Baudrillard, Jean. L’Echange Im-possible, 175–84. Paris: Galilée, 1999.

20. Лосев, Алексей. “Вещь и имя”. В изд. Лосев, Алексей. Бытие. Имя. Космос, вступит. ст. А. Тахо-Годи, послеслов. В. Троицкий, Л. Гоготишвили, коммент. И. Маханьков, 802–80. М.: Мысль, 1993. (Библиотека “Философское наследие”).

21. Deleuze, Gilles. “Simulacre et Philisiphie Antique”. In Deleuze, Gilles. Logique du sens, 292–325. Paris: Les Éditions de Minuit, 1969. (Collection “Critique”).

22. Лотман, Михаил. “Натюрморт в перспективе семиотики”. В изд. Вещь в искусстве: материалы научной конференции, 1984, общ. ред. Ирина Данилова, 6–14. М.: Мысль, 1986, вып. 17.

23. Васильева, Екатерина. “Идея знака и принцип обмена в поле фотографии и системе языка”. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение 6, no. 1 (2016): 4–33.

24. Bataille, Georges. L’Expérience intérieure. Paris: Gallimard, 1943.

25. Kripke, Saul. Wittgenstein on Rules and Private Language. An Elementary Exposition. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1982.

26. Coseriu, Eugenio. “Naturbild und Sprache”. In Das Naturbild des Menschen, Hrsg. von Jörg Zimmermann, 260–84. München: Wilhelm Fink Verlag, 1982.

27. Wittgenstein, Ludwig. Philosophical Investigations. Transl. by G. E. M. Anscombe. New York: Macmillan Publishing Company, 1953.

28. Saussure, Ferdinand, de. Cours de linguistique générale. Lausanne; Paris: Payot, 1916.

29. Kristeva, Julia. Le Langage, cet Inconnu. Paris: S. G. P. P., 1969.

30. Foucault, Michel. Les mots et les choses. Une archéologie des sciences humaines. Paris: Gallimard, 1966. (Bibliothèque des Sciences humaines.)

31. Barthes, Roland. La Chambre claire: Note sur la photographie. Paris: Gallimard, 1980.

32. Lévi-Strauss, Claude. Le Totémisme aujourd’hui. Paris: Presses Universitaires de France, 1962. (Mythes et Religions, 42.)

33. Васильева, Екатерина. Фотография и внелогическая форма. М.: Новое литературное обозрение, 2019. (Очерки визуальности.)

34. Cassirer, Ernst. Philosophie der symbolischen Formen. 3 Teile. Вerlin: Bruno Cassirer, 1925, Teil 2: Das mythische Denken.

35. Derrida, Jacques. De la grammatologie. Paris: Les Éditions de Minuit, 1967. (Collection “Critique”.)

36. Васильева, Екатерина. “Положение вещей. Подорога В. Вопрос о вещи. Опыты по аналитической антропологии. М.: Grundrisse, 2016”. Теория моды: одеждa, тело, культура, no. 43 (2017): 307–11.

37. Husserl, Edmund. Logische Untersuchungen. 2 Teile. Halle: Max Niemeyer Verlag, 1901, Teil 2: Untersuchungen zur Phänomenologie und Theorie der Erkenntnis.

38. Foucault, Michel. Ceci n’est pas une pipe. Montpellier: Fata Morgana, 1973.

39. Heidegger, Martin. “Das Ding (1950)”. In Heidegger, Martin. Gesamtausgabe. I Abteilung: Vorlesungen 1910–1976, 165–88. 16 Bande. Frankfurt am Main: Klostermann, 1983, Bd. 7: Vortrage und Aufsatze.

40. Rouillé, André. La Photographie: entre document et art contemporain. Paris: Gallimard, 2005. (Folio essais.)

41. Aquinas, Thomas. Summa Theologica: Blackfriars edition. Ed. by Thomas Gilby and T. C. O’Brien. 61 vols. London: Eyre & Spottiswoode; New York: McGraw-Hill Book Company, 1964–1980.

42. Krauss, Rosalind. “Photography’s Discursive Spaces: Landscape/View”. Art Journal 42, no. 4 (1982): 311–9.

43. Higgins, Hannah. Fluxus Experience. Berkeley; Los Angeles; London: University of California Press, 2002.

44. Museo Nacional Centro de Arte Reina Sofía. ± 1961: Founding the Expanded Arts. Catalogue of an Exhibition, June 19 — October 28, 2013. Madrid: Museo Nacional Centro de Arte Reina Sofía, 2013.

45. Уемов, Авенир. Вещи, свойства и отношения. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1963.

46. Виппер, Борис. Проблема и развитие натюрморта. Пер. цитат Н. Захарова. СПб.: Азбука-классика, 2005. (Художник и знаток.)

47. Васильева, Екатерина. “Характер и маска в фотографии XIX в.”. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение 2, no. 4 (2012): 175–86.

48. Greenberg, Clement. “Abstract, Representational, and so Forth”. In Greenberg, Clement. Art and Culture: Critical Essays, 133–8. Boston: Beacon Press, 1961.

49. Krauss, Rosalind. “The Photographic Conditions of Surrealism”. October 19 (1981): 3–34. https://doi.org/10.2307/778652

50. Рыков, Анатолий. “Жорж Батай и современное искусствознание: концепции Ива-Алена Буа и Розалинд Краусс”. Вестник Санкт-Петербургского Университета. Сер. 2. История, no. 1–2 (2004): 102–6.

51. Nadar, Félix, Gaspard Felix Tournachon, and Thomas Repensek. “My Life as a Photographer”. Transl. by Thomas Repensek. October 5 (1978): 6–28. https://doi.org/10.2307/778642

52. Merleau-Ponty, Maurice. Le Visible et l’invisible. Paris: Gallimard, 1964.

53. Schaaf, Larry J. Out of the Shadows: Herschel Talbot and the Invention of Photography. New Haven; London: Yale University Press, 1992.

54. Heidegger, Martin. Sein und Zeit. Halle: Max Niemeyer, 1927.

55. Флоренский, Павел. Мнимости в геометрии <…>. М.: Поморье, 1922.

56. Bataille, Georges. “L’informe”. Documents 1, no. 7 (1929): 382–5.

57. Bois, Yve-Alain, and Rosalind Krauss. Formless: A User’s Guid. New York: Zone books; Cambridge, MA; London: MIT Press, 1997.

58. Зацепин, Константин. “Бесформенное: архитектоника ненадежности”. Художественный журнал, no. 110 (2019): 45–57.

59. Heidegger, Martin. Gesamtausgabe. II Abteilung: Vorlesungen 1925–1944. 17–55 Bande. Frankfurt am Main: Klostermann, 1982, Bd. 54: Parmenides.

60. Nancy, Jean-Luc. Corpus. Paris, Métailié, 1992.

References

1. Podoroga, Valerii. A Question About a Thing. Experiments in Analytical Anthropology. Moscow.: Grundrisse Publ., 2016. (In Russian).

2. Sontag, Susan. On Photography. New York: Farrar, Straus and Giroux, 1977.

3. Husserl, Edmund. “Ideen zu einer reinen Phänomenologie und phänomenologischen Philosophie”. Jahrbuch für Philosophie und phänomenologische Forschung 1, no. 1 (1913): 1–323.

4. Vasil’eva, Ekaterina. “Early City Photography: To the Question of the Iconography of Space”. Mezhdunarodnyj zhurnal issledovanii kul’tury, no. 4/37 (2019): 65–86. https://doi.org/10.24411/2079-1100-2019-00052 (In Russian)

5. Szarkowski, John. William Eggleston’s Guide. New York; Cambridge, MA: The Museum of Modern Art; MIT Press, 1976.

6. Talbot, William Henry Fox. The Pencil of Nature. 6 parts. London: Longman, Brown, Green and Longmans, 1844–1846, pt. VI.

7. Krauss, Rosalind. “Tracing Nadar”. October 5 (1978): 29–47. https://doi.org/10.2307/778643

8. Vasil’eva, Ekaterina. “‘A Scene in a Library’: To the Problem of Object and to the Rhetoric of Photography”. Mezhdunarodnyj zhurnal issledovanii kul’tury, no. 3/40 (2020): 119–48. https://doi.org/10.24411/2079-1100-2020-00037 (In Russian)

9. Schaaf, Larry. “Happy Birthday to The Pencil of Nature”. The William Henry Fox Talbot Catalogue Raisoneé. Accessed: March 30, 2021. https://talbot.bodleian.ox.ac.uk/2016/06/24/happy-birthday-to-the-pencil-of-nature/.

10. Boddice, Rob. The Science of Sympathy: Morality, Evolution, and Victorian Civilization. Urbana; Chicago; Springfield: University of Illinois Press, 2016. https://doi.org/10.5406/illinois/9780252040580.001.0001

11. Gay, Peter. The Bourgeois Experience: Victoria to Freud. 5 vols. New York; London: W. W. Norton & Co., 1993, vol. 3: The Cultivation of Hatred.

12. Roberts, Russell. “Images and Artefacts: William Henry Fox Talbot and ‘The Museum’”. Artefact 4 (2004): 4–20.

13. Schaaf, Larry John. The Photographic Art of William Henry Fox Talbot. Princeton, NJ: Princeton University Press, 2000.

14. Vasil’eva, Ekaterina. “Susan Sontag on Photography: The Idea of Beauty and the Problem of Norm”. Vestnik of Saint Petersburg University. Arts 4, no. 3 (2014): 64–80. (In Russian)

15. Galassi, Peter. Before Photography: Painting and the Invention of Photography. New York: The Museum of Modern Art, 1981.

16. Flusser, Vilém. Für eine Philosophie der Fotografie. 8th ed. Berlin: European Photography, 1997. (Edition Flusser, Bd. III).

17. Panofsky, Erwin. “Die Perspektive als symbolische Form”. In Vorträge der Bibliothek Warburg 1924–1925, Hrsg. von Fritz Saxl, 258–330. Leipzig; Berlin: Teubner, 1927.

18. Damisch, Hubert. The Origin of Perspective. Transl. by John Goodman. Cambridge, MA: MIT Press, 1994.

19. Baudrillard, Jean. “La Photographie ou l’Écriture de la Lumiere: Litteralite de l’Image”. In Baudrillard, Jean. L’Echange Im-possible, 175–84. Paris: Galilée, 1999.

20. Losev, Aleksei. “Thing and Name”. In Losev, Aleksei. Bytie. Imia. Kosmos, introd. article by A. Taho-Godi, afterword by V. Troitskii, L. Gogotishvili, comment. by I. Makhan’kov, 802–80. Moscow: Mysl’ Publ., 1993. (Biblioteka “Filosofskoe nasledie”.) (In Russian)

21. Deleuze, Gilles. “Simulacre et Philisiphie Antique”. In Deleuze, Gilles. Logique du sens, 292–325. Paris: Les Éditions de Minuit, 1969. (Collection “Critique”).

22. Lotman, Mikhail. “Still Life in the Perspective of Semiotics”. In Veshch’ v iskusstve: Materialy nauchnoi konferentsii, 1984, general ed. by Irina Danilova, 6–14. Moscow: Mysl’ Publ., 1986, iss. 17. (In Russian)

23. Vasil’eva, Ekaterina. “The Idea of Sign and the Principle of Exchange in the Field of Photography and in the System of Language”. Vestnik of Saint Petersburg University. Arts 6, no. 1 (2016): 4–33. (In Russian)

24. Bataille, Georges. L’Expérience intérieure. Paris: Gallimard, 1943.

25. Kripke, Saul. Wittgenstein on Rules and Private Language. An Elementary Exposition. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1982.

26. Coseriu, Eugenio. “Naturbild und Sprache”. In Das Naturbild des Menschen, Hrsg. von Jörg Zimmermann, 260–84. München: Wilhelm Fink Verlag, 1982.

27. Wittgenstein, Ludwig. Philosophical Investigations. Transl. by G. E. M. Anscombe. New York: Macmillan Publishing Company, 1953.

28. Saussure, Ferdinand, de. Cours de linguistique générale. Lausanne; Paris: Payot, 1916.

29. Kristeva, Julia. Le Langage, cet Inconnu. Paris: S. G. P. P., 1969.

30. Foucault, Michel. Les mots et les choses. Une archéologie des sciences humaines. Paris: Gallimard, 1966. (Bibliothèque des Sciences humaines.)

31. Barthes, Roland. La Chambre claire: Note sur la photographie. Paris: Gallimard, 1980.

32. Lévi-Strauss, Claude. Le Totémisme aujourd’hui. Paris: Presses Universitaires de France, 1962. (Mythes et Religions, 42.)

33. Vasil’eva, Ekaterina. Photography and Non-Logical Form. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie Publ., 2019. (Ocherki vizual’nosti.) (In Russian)

34. Cassirer, Ernst. Philosophie der symbolischen Formen. 3 Teile. Вerlin: Bruno Cassirer, 1925, Teil 2: Das mythische Denken.

35. Derrida, Jacques. De la grammatologie. Paris: Les Éditions de Minuit, 1967. (Collection “Critique”.)

36. Vasil’eva, Ekaterina. “The State of Things. About ‘The Thing’ — The Book of Valery Podoroga”. Teoriia mody: telo, odezhda, kul’tura, no. 43 (2017): 307–11. (In Russian)

37. Husserl, Edmund. Logische Untersuchungen. 2 Teile. Halle: Max Niemeyer Verlag, 1901, Teil 2: Untersuchungen zur Phänomenologie und Theorie der Erkenntnis.

38. Foucault, Michel. Ceci n’est pas une pipe. Montpellier: Fata Morgana, 1973.

39. Heidegger, Martin. “Das Ding (1950)”. In Heidegger, Martin. Gesamtausgabe. I Abteilung: Vorlesungen 1910–1976, 165–88. 16 Bande. Frankfurt am Main: Klostermann, 1983, Bd. 7: Vortrage und Aufsatze.

40. Rouillé, André. La Photographie: entre document et art contemporain. Paris: Gallimard, 2005. (Folio essais.)

41. Aquinas, Thomas. Summa Theologica: Blackfriars edition. Ed. by Thomas Gilby and T. C. O’Brien. 61 vols. London: Eyre & Spottiswoode; New York: McGraw-Hill Book Company, 1964–1980.

42. Krauss, Rosalind. “Photography’s Discursive Spaces: Landscape/View”. Art Journal 42, no. 4 (1982): 311–9.

43. Higgins, Hannah. Fluxus Experience. Berkeley; Los Angeles; London: University of California Press, 2002.

44. Museo Nacional Centro de Arte Reina Sofía. ± 1961: Founding the Expanded Arts. Catalogue of an Exhibition, June 19 — October 28, 2013. Madrid: Museo Nacional Centro de Arte Reina Sofía, 2013.

45. Uemov, Avenir. Things, Properties and Relationships. Мoscow: Akademiа Nauk SSSR Publ., 1963. (In Russian)

46. Vipper, Boris. The Problem and the Development of Still Life. Transl. of quotes by N. Zakharova. St Petersburg: Azbuka-klassika Publ., 2005. (Khudozhnik i znatok.) (In Russian)

47. Vasil’eva, Ekaterina. “Character and Mask in the Photography of the 19th Century”. Vestnik of Saint Petersburg University. Arts 2, no. 4 (2012): 175–86. (In Russian)

48. Greenberg, Clement. “Abstract, Representational, and so Forth”. In Greenberg, Clement. Art and Culture: Critical Essays, 133–8. Boston: Beacon Press, 1961.

49. Krauss, Rosalind. “The Photographic Conditions of Surrealism”. October 19 (1981): 3–34. https://doi.org/10.2307/778652

50. Rykov, Anatolii. “Georges Bataille and Contemporary Art History: the Concepts of Yves-Alain Bois and Rosalind Krauss”. Vestnik of Saint Petersburg University. Ser. 2. Istoriia, no. 1–2 (2004): 102–6. (In Russian)

51. Nadar, Félix, Gaspard Felix Tournachon, and Thomas Repensek. “My Life as a Photographer”. Transl. by Thomas Repensek. October 5 (1978): 6–28. https://doi.org/10.2307/778642

52. Merleau-Ponty, Maurice. Le Visible et l’invisible. Paris: Gallimard, 1964.

53. Schaaf, Larry J. Out of the Shadows: Herschel Talbot and the Invention of Photography. New Haven; London: Yale University Press, 1992.

54. Heidegger, Martin. Sein und Zeit. Halle: Max Niemeyer, 1927.

55. Florenskii, Pavel. Fictitiousness in Geometry. Мoscow: Pomor’e Publ., 1922. (In Russian)

56. Bataille, Georges. “L’informe”. Documents 1, no. 7 (1929): 382–5.

57. Bois, Yve-Alain, and Rosalind Krauss. Formless: A User’s Guid. New York: Zone books; Cambridge, MA; London: MIT Press, 1997.

58. Zatsepin, Konstantin. “The Formless: The Architectonics of Insecurity”. Khudozhestvennyi zhurnal, no. 110 (2019): 45–57. (In Russian)

59. Heidegger, Martin. Gesamtausgabe. II Abteilung: Vorlesungen 1925–1944. 17–55 Bande. Frankfurt am Main: Klostermann, 1982, Bd. 54: Parmenides.

60. Nancy, Jean-Luc. Corpus. Paris, Métailié, 1992.

Опубликован
2022-06-30
Как цитировать
Васильева, Е. В. (2022). Фотография: к проблеме вещи. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 12(2), 275-294. https://doi.org/10.21638/spbu15.2022.204
Раздел
Изобразительное искусство

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)