Характер и маска в фотографии XIX века

Авторы

  • Екатерина Викторовна Васильева Санкт-Петербургский государственный университет

Аннотация

В фотографии XIX в. тема характера и маски была тесно связана с идеей невидимого. Считая дух основой человеческой природы, фотографическое изображение понимало характер как манифест истины, неуловимое отражение ее истоков. Неосязаемое передавало феномен жизни как таковой. В то же время характер оказывался маской, совмещавшей персональные и социальные представления о личности. Для фотографии XIX столетия маска стала манифестом подлинного, представлением объективности окружающего мира.

Ключевые слова:

фотография, характер, маска, Надар, карикатура, мимика, лицо, идентичность, идентификация, невидимое

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Екатерина Викторовна Васильева, Санкт-Петербургский государственный университет

кандидат искусствоведения, доцент кафедры дизайна факультета искусств

Библиографические ссылки

Литература

1. Daguerre L. J. M. Historique et description des procedes du Daguerreotype et du Diorama. Paris: Susse freres Editeurs, 1839. 76 p.

2. Talbot W. H. F. The Pencil of Nature: in 6 parts. London: Longman, Brown, Green and Longmans, 1844–1846. Parts 1–6. XXIV p.

3. Sontag S. On Photography. New York: Farrar, Straus and Giroux, 1973. 183 p.

4. Lavater J. C. Physiognomischen Fragmente zur Beforderung der Menschenkenntnis und Menschenliebe: In 4 Bande. Leipzig: Winterthur, 1775–1778.

5. Krauss R. Tracing Nadar // October. 1978. Vol. 5. P. 29–47.

6. Lоmbroso C. L’Uomo Delinguente. Torino: Fratelli Bocca, 1876. 746 p.

7. Duchenne de Boulogne G. Mecanisme de la physionomie humaine. Paris: Jules Renouard, 1862. 99 p.

8. Sekula A. The Body and the Archive // October. 1986. Vol. 39, Winter. P. 3–64.

9. Бодлер Ш. Салон 1859 года // Бодлер Ш. Об искусстве. М.: Искусство, 1986. С. 181–242.

10. Барт Р. Camera lucida (1980). М.: Ad Marginem, 1997. 223 c.

11. Арно А., Николь П. Логика, или Искусство мыслить (1662). М.: Наука, 1991. 415 с.

12. Деррида Ж. Диссеминация (1972). Екатеринбург: У-Фактория, 2007. 608 с.

13. Лессинг Г. Э. Лаокоон, или О границах живописи и поэзии (1766). М.: Художественная литература, 1953. 132 с.

14. Nadar F. My Life as a Photographer (1900) // October. 1978. Vol. 5. P. 6–28.

15. Mumler W. The Personal experiences in spirit-photography. Boston: Colby and Rich, 1875. 68 p.

16. Houghton G. Chronicles of photographs of spiritual beings and phenomena invisible to the material eye. London: E. W. Allen, 1882. 296 p.

17. Conan Doyle A. The case for spirit photography. New York: George H. Doran Company, 1922. 120 p.

18. Baudrillard J. La photographie ou l’ecriture de la lumiere: litteralite de l’image // Baudrillard J. L’Echange Impossible. Paris: Galilee, 1999. P. 175–184.

19. Фрейд З. Некоторые замечания относительно психологии бессознательного в психоанализе (1912) // Психотерапия. 1913. № 5. С. 313–320.

20. Фрейд З. Толкование сновидений (1900). Обнинск: Титул, 1992. 448 с.

21. Фуко М. Рождение клиники (1963). М.: Академический проект, 2010. 252 с.

22. Sontag S. Regarding the pain of others. New York: Farrar, Straus and Giroux, 2003. 103 p.


References

1. Daguerre L. J. M. Historique et description des procedes du Daguerreotype et du Diorama. Paris: Susse freres Editeurs, 1839. 76 p.

2. Talbot W. H. F. The Pencil of Nature. 6 parts. London: Longman, Brown, Green and Longmans, 1844–1846. Parts 1–6. XXIV p.

3. Sontag S. On Photography. New York: Farrar, Straus and Giroux, 1973. 183 p.

4. Lavater J. C. Physiognomischen Fragmente zur Beforderung der Menschenkenntnis und Menschenliebe. In 4 Bande. Leipzig, Winterthur, 1775–1778.

5. Krauss R. Tracing Nadar. October, 1978, vol. 5, P. 29–47.

6. Lombroso C. L’Uomo Delinguente. Torino, Fratelli Bocca, 1876. 746 p.

7. Duchenne de Boulogne G. Mecanisme de la physionomie humaine. Paris, Jules Renouard, 1862. 99 p.

8. Sekula A. The Body and the Archive. October, 1986, Vol. 39, Winter, P. 3–64.

9. Bodler Sh. Salon 1859 goda. Bodler Sh. Ob iskusstve, Moscow, Iskusstvo Publ., 1986, pp. 181–242. (In Russian)

10. Bart R. Camera lucida (1980). Moscow, Ad Marginem, 1997. 223 p.

11. Arno A., Nikol' P. Logika, ili Iskusstvo myslit' (1662). Moscow, Nauka Publ. 1991. 415 p. (In Russian)

12. Derrida Zh. Disseminatsiia (1972). Ekaterinburg, U-Faktoriia Publ., 2007. 608 p. (In Russian)

13. Lessing G. E. Laokoon, ili O granitsakh zhivopisi i poezii (1766). Moscow, Khudozhestvennaia literatura Publ., 1953. 132 p. (In Russian)

14. Nadar F. My Life as a Photographer (1900). October, 1978, vol. 5, pp. 6–28.

15. Mumler W. The Personal experiences in spirit-photography. Boston, Colby and Rich, 1875. 68 p.

16. Houghton G. Chronicles of photographs of spiritual beings and phenomena invisible to the material eye. London, E. W. Allen, 1882. 296 p.

17. Conan Doyle A. The case for spirit photography. New York, George H. Doran Company, 1922. 120 p.

18. Baudrillard J. La photographie ou l’ecriture de la lumiere: litteralite de l’image. Baudrillard J. L’Echange Impossible. Paris, Galilee, 1999, pp. 175–184.

19. Freid Z. Nekotorye zamechaniia otnositel'no psikhologii bessoznatel'nogo v psikhoanalize (1912). Psikhoterapiia, 1913, no. 5, pp. 313–320. (In Russian)

20. Freid Z. Tolkovanie snovidenii (1900). Obninsk, Titul Publ., 1992. 448 p. (In Russian)

21. Fuko M. Rozhdenie kliniki (1963). Moscow, Akademicheskii proekt Publ., 2010. 252 p.

22. Sontag S. Regarding the pain of others. New York, Farrar, Straus and Giroux, 2003. 103 p.

Загрузки

Опубликован

11.03.2018

Как цитировать

Васильева, Е. В. (2018). Характер и маска в фотографии XIX века. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 2(4), 175–186. извлечено от https://artsjournal.spbu.ru/article/view/1593

Выпуск

Раздел

Изобразительное искусство

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)