Фотография и феномен времени

  • Екатерина Викторовна Васильева Санкт-Петербургский государственный университет

Аннотация

Время — один из самых очевидных и самых сложных феноменов человеческого сознания. Привычный взгляд определяет темпоральность как последовательное развертывание грядущего, «теперь» и прошедшего, формируя цельную традицию взаимоотношения со временем. Фотография позволяет увидеть прошлое, будущее и «сейчас» единым моментом, сбивает линейную последовательность времени, представляя темпоральный поток набором разрозненных фрагментов. Кадр разрушает трехчастную структуру времени, предполагает, что прошлое и будущее
фотографического пространства равны. Фотография не привязана к существованию, ее обстоятельства не определены временем. Снимок заставляет усомниться в привычной структуре темпоральности: фотография поднимает вопрос о том, как устроено время.

Ключевые слова:

фотография, время, прошлое, настоящее, будущее, Деррида, Кант, Аристотель, Хайдеггер, пространство, теперь

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Екатерина Викторовна Васильева , Санкт-Петербургский государственный университет

кандидат искусствоведения, доцент кафедры дизайна факультета искусств

Литература

Литература

1. Хайдеггер М. Время и бытие (1968) // Время и бытие. Статьи и выступления / пер. с нем. В. В. Бибихина. М.: Республика, 1993. 447 с.

2. Heidegger M. Sein und Zeit (1927). Tubingen: Max Niemeyer Verlad, 2001. 445 s.

3. Барт Р. Camera Lucida (1980): Комментарий к фотографии / перевод, коммент. и послесловие М. Рыклина. М.: Ad Marginem, 1997. 223 с.

4. Платон. Федон // Платон. Сочинения: в 4 т. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. Т. 2. С. 11–97.

5. Derrida J. The Gift of Death. Chicago; London: The University Chicago Press, 1995. 115 p.

6. Стеблин-Каменский М. Миф. Л.: Наука, 1976. 104 с.

7. Блаженный Августин. Исповедь // Собрание сочинений: в 4-х т. СПб.: Алтейя, Т. 1. Кн. XI.

8. Derrida J. Given Time (1991). Chicago; London: The University Chicago Press, 1992. 172 p.

9. Аристотель. Физика // Сочиненияв 4-х т. М.: Мысль, 1981. Т. 3. 550 с.

10. Гурко Е. Деконструкция: тексты и интерпретация. Минск: Экономпресс, 2001. 319 с.

11. Кант И. О форме и принципах чувственно воспринимаемого и умопостигаемого мира // Собрание сочинений: в 8 т. М.: Чоро, 1994. Т. 2. 430 с.

12. Baudrillard J. La Photographie ou l’Ecriturede la Lumiere: Litteralite de l’Image // L’Echange Impossible. Paris: Galilee, 1999. P. 175–184.

13. Гуссерль Э. Феноменология внутреннего сознания времени (1905). М.: Гнозис, 1994.

14. Sontag S. On Photography. New York: Farrar, Straus and Giroux, 1973. 183 p.

15. Talbot W. H. F. The Pencil of Nature: in 6 parts. London: Longman, Brown, Green and Longmans, 1844–1846. Parts 1–6.

16. Cartier-Bresson H. The Decisive Moment. New York: Simon & Schuster, 1952. 306 p.

17. Лессинг Г. Э. Лаокоон, или О границах живописи и поэзии (1766). М.: Художественная литература, 1953. 132 с.

18. Conen P. F. Die Zeittheorie des Aristoteles. Munchen: C. H. Becksche Verlagsbuchhandlund, 1964. 185 s.

19. Черников А. Г. Онтология времени. СПб.: Высшая Религиозно-Философская школа, 2001. 458 с.

20. Derrida J. Aporias. Stanford: Stanford University Press, 1993. 87 p.

21. Аристотель. О возникновении и уничтожении // Сочинения: в 4-х т. М.: Мысль, 1981. Т. 3. 550 с.

22. Szarkowski J. The Photographer’s Eye // Introduction to the catalog of the exhibition The Photographer’s Eye. New York: Museum of Modern Art, 1966. 250 p.

23. Левинас Э. Время и другой. Гуманизм другого человека / пер. с франц. А. В. Парибка, вступит. статья и комм. Г. И. Беневича. СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 1998. 265 с.

24. Делез Ж. Логика смысла / пер. с франц. М.: Раритет; Екатеринбург: Деловая книга, 1998. 480 с.


References

1. Khaidegger M. Vremia i bytie (1968). Vremia i bytie. Stat'i i vystupleniia. Transl. by V. V. Bibikhina. Moscow, Respublika Publ., 1993. 447 p. (In Russian)

2. Heidegger M. Sein und Zeit (1927). Tubingen, Max Niemeyer Verlad, 2001. 445 p. (In Russian)

3. Bart R. Camera Lucida (1980): Kommentarii k fotografii. Transl. and comment. by M. Ryklina. Moscow, Ad Marginem Publ., 1997. 223 p. (In Russian)

4. Platon. Fedon. Platon.Sochineniia, 4 vols. St. Petersburg, Izd-vo S.-Peterb. un-ta, 2007, vol. 2, pp. 11–97. (In Russian)

5. Derrida J. The Gift of Death. Chicago; London, The University Chicago Press, 1995. 115 p.

6. Steblin-Kamenskii M. Mif. Leningrad, Nauka Publ., 1976. 104 p. (In Russian)

7. Blazhennyi Avgustin. Ispoved'. Sobranie sochinenii. 4 vols. St. Petersburg, Alteiia Publ., vol. 1, bk. XI. (In Russian)

8. Derrida J. Given Time (1991). Chicago; London, The University Chicago Press, 1992. 172 p.

9. Aristotel'. Fizika. Sochineniia, 4 vols. Moscow, Mysl' Publ., 1981, vol. 3, 550 p. (In Russian)

10. Gurko E. Dekonstruktsiia: teksty i interpretatsiia. Minsk, Ekonompress, 2001. 319 p. (In Russian)

11. Kant I. O forme i printsipakh chuvstvenno vosprinimaemogo i umopostigaemogo mira. Sobranie sochinenii, 8 vols. Moscow, Choro Publ., 1994, vol. 2. 430 p. (In Russian)

12. Baudrillard J. La Photographie ou l’Ecriturede la Lumiere: Litteralite de l’Image. L’Echange Impossible. Paris, Galilee, 1999. P. 175–84.

13. Gusserl' E. Fenomenologiia vnutrennego soznaniia vremeni (1905). Moscow, Gnozis Publ., 1994. (In Russian)

14. Sontag S. On Photography. New York, Farrar, Straus and Giroux, 1973. 183 p.

15. Talbot W. H. F. The Pencil of Nature, 6 parts. London, Longman, Brown, Green and Longmans, 1844–1846. Parts 1–6.

16. Cartier-Bresson H. The Decisive Moment. New York: Simon & Schuster, 1952. 306 p.

17. Lessing G. E. Laokoon, ili O granitsakh zhivopisi i poezii (1766). Moscow, Khudozhestvennaia literatura Publ., 1953. 132 p. (In Russian)

18. Conen P. F. Die Zeittheorie des Aristoteles. Munchen, C. H. Becksche Verlagsbuchhandlund, 1964. 185 s.

19. Chernikov A. G. Ontologiia vremeni. St. Petersburg, Vysshaia Religiozno-Filosofskaia shkola, 2001. 458 p. (In Russian)

20. Derrida J. Aporias. Stanford, Stanford University Press, 1993. 87 p.

21. Aristotel'. O vozniknovenii i unichtozhenii. Sochineniia, 4 vols. Moscow, Mysl' Publ., 1981, vol. 3. 550 p. (In Russian)

22. Szarkowski J. The Photographer’s Eye. Introduction to the catalog of the exhibition The Photographer’s Eye. New York, Museum of Modern Art, 1966. 250 p.

23. Levinas E. Vremia i drugoi. Gumanizm drugogo cheloveka. Transl. by A. V. Paribka, comment. by G. I. Benevich. St. Petersburg, Vysshaia religiozno-filosofskaia shkola Press, 1998. 265 p. (In Russian)

24. Delez Zh. Logika smysla. Moscow, Raritet; Ekaterinburg, Delovaia kniga, 1998. 480 p. (In Russian)

Опубликован
2018-03-18
Как цитировать
Васильева , Е. В. (2018). Фотография и феномен времени. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 4(1), 64-79. извлечено от https://artsjournal.spbu.ru/article/view/4456
Раздел
Изобразительное искусство

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)