Стилистический анализ памятника фаянсового искусства в контексте его комплексного исследования (на примере супницы XIX в.)

Авторы

  • Татьяна Викторовна Шлыкова ООО НТВП «Поверхность»; Санкт-Петербургский государственный институт культуры https://orcid.org/0000-0002-1183-9480

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu15.2024.210

Аннотация

Осознание важности изучения памятников фаянсовой художественной промышленности XIX в. отражается в возрастающем внимании исследователей к данному материалу. В этой связи вызвала интерес фаянсовая супница с надглазурной монохромной росписью в технике трансферной печати производства фабрики Крей (Франция). Формально-стилистический анализ и поиск аналогов позволили подтвердить место и время производства памятника, дать оценку его художественным достоинствам, выявить изобразительные источники декора, проанализировать вопрос перевода двухмерного изображения на трехмерную керамическую поверхность в технике трансферной печати. Выявление источников изобразительного декора на керамических объектах признается ценным результатом искусствоведческого исследования, поскольку взаимосвязь между изобразительными мотивами на памятниках керамического искусства и современной им графикой является малоизученной как в отечественном, так и в зарубежном искусствознании. По той же причине имеют ценность и исследования вопросов адаптации двухмерного исходного изображения к плоскости, обладающей кривизной, т. е. вопросы согласования формы и сюжетного декора памятника керамического искусства: эти аспекты в науке об искусстве также разработаны крайне скупо. Стилистический анализ очень часто бывает недостаточен для атрибуции объектов керамического искусства, поэтому для этой цели во многих случаях привлекаются другие методы исследования: архивная эвристика и экспертиза с применением естественно-научных методов. Как архивные документы, так и производственные модели и формы фабрики Крей утрачены. Форма и размер объекта представляют сложность для исследования на приборах. В таких условиях стилистический анализ оказывается ведущим методом изучения памятников. Осознавая ограничения этого метода, мы демонстрируем его возможности там, где применение других существенно затруднено или невозможно.

Ключевые слова:

формально-стилистический анализ, изобразительный аналог, научное описание, объект культурного наследия, керамическая художественная промышленность, тонкий фаянс, трансферная печать, мануфактура Крей

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

1. Barbier, Jean. “La faïence fine de Creil et Montereau”. L’estampille / L’Objet d’art, no. 185 (1985): 22–33.

2. Ariès, Maddy. “La Manufacture de Creil de 1797 à 1820”. Cahiers de la Ceramique et des arts du feu, no. 45 (1969): 46–59.

3. Кубе, Альфред. История фаянса. Берлин: Гос. изд-во РСФСР, 1923.

4. Кверфельдт, Эрнест. Предмет в китайском искусстве,. Л.: Тип. им. Ивана Фёдорова, 1937.

5. Виппер, Борис. Введение в историческое изучение искусства. М.: Изобразительное искусство, 1985.

6. Карякина, Татьяна. “Веджвуд”. Декоративное искусство СССР 274, no. 9 (1980): 27–30.

7. Les faïences de Creil & Montereau. Historique & buts . Дата обращения апрель 09, 2023. http://www.amisfaiencefine.fr/1.

8. Hunt, Tristram. The Radical Potter. Josiah Wedgewood and the Transformation of Britain. Dublin: Penguin Random House, 2021.

9. Fourest, Henry-Pierre. “La faience fine francaise des originesa 1820”. Cahiers de la Ceramique et des arts du feu, no. 44 (1969): 178–227.

10. Ляхова, Лидия. “Английская керамика из коллекции А. С. Долгорукова в Государственном Эрмитаже”. В сб. Судьбы музейных коллекций: м-лы VI Царскосел. науч. конф. (Санкт-Петербург, 27–29 ноября 2000 г.), 135–43. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2000.

11. Симонова, Анастасия. “Разработка и реализация методики реставрации супницы XIX века из частной коллекции”. Выпускная квалификационная работа бакалавра, Санкт-Петербургский государственный институт культуры, 2023.

12. Mirys, Silvestre David. Figures de l’histoire de la république romaine accompagné d’un précis historique ou Tableau philisophique et politique de l’origine des progress et de la decadence de la liberté chez les romains… [image fixe] d’apres les dessins de S. D. Mirys. Дата обращения декабрь 12, 2022. http://catalogue.bnf.fr/ark:/12148/cb403596314.

13. Colomban, Philippe, Burcu Kirmizi, and Gulsu Simsek Franci. “Cobalt and Associated Impurities in Blue (and Green) Glass, Glaze and Enamel: Relationships between Raw Materials, Processing, Composition, Phases and International Trade”. Minerals, no. 11 (2021). https://doi.org/10.3390/min11060633

14. Edwards, Howell. 18th and 19th Century Porcelain Analysis. A Forensic Provenancing Assessment. Bradford: Springer, 2022.

15. Wainstein, D., V. Vakhrtushev, A. Kovalev, E. Konovalov, A. Mukhsinova, T. Shlykova. “Composition of Glaze Layer of the 18th Century Tiles”. Journal of Physics: Conference Series, no. 1954 (2021). https://doi.org/10.1088/1742-6596/1954/1/012050

16. Wainstein, D., T. Shlykova, V. Vakhrtushev, A. Kovalev, E. Konovalov, A. Volkov, U. Kologrieva, A. Mukhsinova, A. Leonidova, O. Stepanova, M. Shipova, M. Alikin. “Investigation of Microstructure and Composition of Glaze Layer of 18th Century Dutch Tiles in the Context of Conservation”. In Art 2022: 5th International Conference on Innovation in Art Research and Technology (28th June — 1st July 2022, Paris), 103. Paris: [s. n.], 2022.

17. Wainstein, D., V. Vakhrtushev, A. Kovalev, E. Konovalov, A. Volkov, U. Kologrieva, A. Mukhsinova, T. Shlykova, A. Leonidova, M. Shipova. “Features of Microstructure and Composition of Glaze Layer of 18th Century Dutch Tiles Revealed by SEM, XRF, XPS, and TOF-SIMS”. AIP Conference Proceedings 2803, no. 1 (2023): 020004. https://doi.org/10.1063/5.0143537

18. Kovalev, A., V. Vakhrushev, D. Wainstein, A. Rashkovsky, A. Tomchuk, S. Dmitrievskii, E. Konovalov, A. Mukhsinova, A. Volkov. “New Level of Development of Secondary Ion Mass Spectroscopy for Materials Science”. Metallurgist, no. 66 (2023): 1412–29. https://doi.org/10.1007/s11015-023-01456-w

19. van Lookeren Campagne, Kate. “Eenverkeerde loop in’tvuur: An initial investigation into what Dutch archival sources can tell us about techniques and problems in the production of 17th and 18th century Dutch tin-glaze tiles”. GlazeArch2015: International Conference Glazed Ceramics in Architectural Heritage. Дата обращения апрель 09, 2023. http://azulejos.lnec.pt/AzuRe/Glazearch2015/Communications/03%20Een%20verkeerde%20loop%20in%20het%20vuur.pdf.

20. van Lookeren Campagne, Kate, Luc Megens, and Maarten Van Bommel. “Understanding 17th/18th century Dutch Tin-glaze Through the Interpretation and Reconstruction of Historical Recipe”. Дата обращения апрель 09, 2023. https://www.researchgate.net/profile/Kate-Van-Lookeren-Campagne-2/publication/330713234_Understanding_17_th_18_th_century_Dutch_Tin_glaze_Through_the_Interpretation_and_Reconstruction_of_Historical_Recipes/links/5c506c18a6fdccd6b5d1c45a/Understanding-17-th-18-th-century-Dutch-Tin-glaze-Through-the-Interpretation-and-Reconstruction-of-Historical-Recipes.pdf.

References

1. Barbier, Jean. “La faïence fine de Creil et Montereau”. L’estampille / L’Objet d’art, no. 185 (1985): 22–33.

2. Ariès, Maddy. “La Manufacture de Creil de 1797 à 1820”. Cahiers de la Ceramique et des arts du feu, no. 45 (1969): 46–59.

3. Kube, Al’fred. The History of Faience. Berlin: Gosudarstvennoe izdatel’stvo RSFSR Publ., 1923. (In Russian)

4. Kverfel’dt, Ernest. An Item in Chinese Art. Leningrad: Ivan Fedorov Publ., 1937. (In Russian)

5. Vipper, Boris. Introduction to the Historical Study of Art. Moscow: Izobrazitel’noe iskusstvo Publ., 1985. (In Russian)

6. Karyakina, Tatyana. “Wedgwood”. Dekorativnoe iskusstvo SSSR 274, no. 9 (1980): 27–30. (In Russian)

7. Les faïences de Creil & Montereau. Historique & buts. Accessed April 09, 2023. http://www.amisfaiencefine.fr/1.

8. Hunt, Tristram. The Radical Potter. Josiah Wedgewood and the Transformation of Britain. Dublin: Penguin Random House, 2021.

9. Fourest, Henry-Pierre. “La faience fine francaise des originesa 1820”. Cahiers de la Ceramique et des arts du feu, no. 44 (1969): 178–227.

10. Liackova, Lydia. “English Ceramics from the A. S. Dolgorukov’s Collection at the State Hermitage”. In Sud’by muzeinykh kollektsii: materialy VI Tszarskosel’skoi nauchnoi konferentsii (Sankt-Peterburg, 27–29 noiabria 2000 g.), 135–43. St. Petersburg: Izdatel’stvo Gosudarstvennogo Ermitazha Publ., 2000. (In Russian)

11. Simonova, Anastasiia. “Elaboration and Realization of Conservation Methods for the 19th Century Tureen from a Private Collection”. Bachelor’s Thesis, Sankt-Peterburgskii gosudarstevnnyi institut kul’tury Publ., 2023. (In Russian)

12. Mirys, Silvestre David. Figures de l’histoire de la république romaine accompagné d’un précis historique ou Tableau philisophique et politique de l’origine des progress et de la decadence de la liberté chez les romains… [image fixe] d’apres les dessins de S. D. Mirys. Accessed December 12, 2022. http://catalogue.bnf.fr/ark:/12148/cb403596314.

13. Colomban, Philippe, Burcu Kirmizi, and Gulsu Simsek Franci. “Cobalt and Associated Impurities in Blue (and Green) Glass, Glaze and Enamel: Relationships between Raw Materials, Processing, Composition, Phases and International Trade”. Minerals, no. 11 (2021). https://doi.org/10.3390/min11060633

14. Edwards, Howell. 18th and 19th Century Porcelain Analysis. A Forensic Provenancing Assessment. Bradford: Springer, 2022.

15. Wainstein, D., V. Vakhrtushev, A. Kovalev, E. Konovalov, A. Mukhsinova, T. Shlykova. “Composition of Glaze Layer of the 18th Century Tiles”. Journal of Physics: Conference Series, no. 1954 (2021). https://doi.org/10.1088/1742-6596/1954/1/012050

16. Wainstein, D., T. Shlykova, V. Vakhrtushev, A. Kovalev, E. Konovalov, A. Volkov, U. Kologrieva, A. Mukhsinova, A. Leonidova, O. Stepanova, M. Shipova, M. Alikin. “Investigation of Microstructure and Composition of Glaze Layer of 18th Century Dutch Tiles in the Context of Conservation”. In InArt 2022: 5th International Conference on Innovation in Art Research and Technology (28th June — 1st July 2022, Paris), 103. Paris: [s. n.], 2022.

17. Wainstein, D., V. Vakhrtushev, A. Kovalev, E. Konovalov, A. Volkov, U. Kologrieva, A. Mukhsinova, T. Shlykova, A. Leonidova, M. Shipova. “Features of Microstructure and Composition of Glaze Layer of 18th Century Dutch Tiles Revealed by SEM, XRF, XPS, and TOF-SIMS”. AIP Conference Proceedings 2803, no. 1 (2023): 020004. https://doi.org/10.1063/5.0143537

18. Kovalev, A., V. Vakhrushev, D. Wainstein, A. Rashkovsky, A. Tomchuk, S. Dmitrievskii, E. Konovalov, A. Mukhsinova, A. Volkov. “New Level of Development of Secondary Ion Mass Spectroscopy for Materials Science”. Metallurgist, no. 66 (2023): 1412–29. https://doi.org/10.1007/s11015-023-01456-w

19. van Lookeren Campagne, Kate. “Eenverkeerde loop in’tvuur: An initial investigation into what Dutch archival sources can tell us about techniques and problems in the production of 17th and 18th century Dutch tin-glaze tiles”. In GlazeArch2015: International Conference Glazed Ceramics in Architectural Heritage. Accessed April 09, 2023. http://azulejos.lnec.pt/AzuRe/Glazearch2015/Communications/03%20Een%20verkeerde%20loop%20in%20het%20vuur.pdf.

Загрузки

Опубликован

29.08.2024

Как цитировать

Шлыкова, Т. В. (2024). Стилистический анализ памятника фаянсового искусства в контексте его комплексного исследования (на примере супницы XIX в.). Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 14(2), 436–448. https://doi.org/10.21638/spbu15.2024.210

Выпуск

Раздел

Декоративно-прикладное искусство