Архитектура мечети как объект интерпретации

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.21638/11701/spbu15.2018.107

Аннотация

В современной литературе регулярно предпринимаются попытки исследовать иконографию мечети и выявить символику ее планировочных и структурных элементов. Заметно различие в задачах и подходах к исследованию. Анализ научных публикаций показывает, что авторы из мусульманских стран выделяют прежде всего «духовную составляющую», игнорируя архитектурные реалии, в то же время многие европейские (и российские) ученые привычно отталкиваются от конкретных памятников, ошибочно следуя практике анализа храмовой архитектуры. Таким образом, одна группа ученых исследует «идею мечети» в отрыве от архитектуры, а другая изучает конкретные постройки вне особенностей их религиозной составляющей. Отсутствие религиозных нормативов и способность архитектуры мечети к трансформации заставляют поднять вопрос: что в здании мечети как культовом объекте предопределено установлениями ислама, а что должно восприниматься как факультативное отражение влияний, не связанных с религиозной практикой. В статье демонстрируется, что все архитектурное тело мечети может рассматриваться как интерпретация факторов, внешних по отношению к религиозным доктринам.

Ключевые слова:

ислам, мечеть, культовая архитектура, иконографический метод, интерпретация

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Биография автора

Евгений Иванович Кононенко, Государственный институт искусствознания

кандидат искусствоведения, зав. сектором искусства стран Азии и Африки

Библиографические ссылки

Литература

1. Ибрагимов И. А. Формирование архитектуры средневековой мечети на основе пространственной ориентации человека // Известия КазГАСУ. 2009. № 2. С. 9–14.

2. Пекина А. А., Овсянникова Е. Б. Архитектура мечети в новейшем градостроительном контексте Европы и Америки // Архитектура и современные информационные технологии. 2010. № 3. С. 1–11.

3. Ибрагимов И. А. Архитектура современных российских мечетей // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. 2011. № 2. С. 53–58.

4. Мечети России и стран СНГ / под общ. ред. А. Гордиенко. М.: Эксмо; Наше слово, 2014. 256 с.

5. Сухоруков С. А. Архитектура стран ислама: традиции и новации. СПб.: Алетейя, 2014. 168 с.

6. Шукуров Ш. М. Архитектура современной мечети. Истоки. М.: Прогресс-Традиция, 2014. 232 с.

7. Червонная С. М. Современная мечеть. Отечественный и мировой опыт Новейшего времени. Торунь: Тако, 2016. 478 с.

8. Кононенко Е. И. Турецкая мечеть: между неоклассикой и не-классикой // Искусствознание. 2014. № 3–4. С. 155–182.

9. Кудрявцев М., Кудрявцева Т. Русский православный храм: символический язык архитектурных форм // К Свету. 1994. № 17. С. 55–87.

10. Ястребов А. Храм, его символика и значение в жизни христианина // Журнал Московской патриархии. 1953. № 11. С. 32–37.

11. Успенский Л. Символика храма // Журнал Московской патриархии. 1958. № 1. С. 37–47.

12.Шукуров Ш. М. Образ Храма. Imago Templi. М.: Прогресс-Традиция, 2002. 496 с.

13. Али-заде А. Исламский энциклопедический словарь. М.: Ансар, 2007. 400 с.

14. Стародуб Т. Х. Сокровища исламской архитектуры. М.: Белый город, 2004. 456 с.

15. Корбендо И. Великие святыни ислама. М.: АСТ-Пресс, 2005. 480 с.

16. Cross M. Sacred spaces. Turkish Mosques and Tombs. New York: The Quantuck Lane Press, 2013. 256 p.

17. Гусенова Д. А. Сакральное в культовой практике ислама // Исламоведение. 2016. № 2. С. 60–72.

18. Чегодаев М. А. Храм: сохранность сакрального в Древнем Египте // Искусство Востока. Вып. 4: Сохранность и сакральность / отв. ред. и сост. Е. А. Сердюк. М.: ГИИ, 2012. С. 33–58.

19. Подосинов А. В. Ex oriente lux! Ориентация по странам света в архаических культурах Евразии. М.: Языки русской культуры, 1999. 718 с.

20. Тюлина Е. В. Храм, мир, текст. Вастувидья в традиции пуран. М.: Восточная литература, 2010. 254 с.

21. Rubin U. The Ka’ba: Aspects of Its Ritual Functions and Position in Pre-Islamic and Early Islamic Times // Jerusalem Studies in Arabic and Islam. 1986. Vol. 8. Р. 97–131.

22. Сомов Г. Ю. Проблемы теории архитектурной формы // Форма в архитектуре: проблемы теории и методологии. Ч. 2. М.: Стройиздат, 1990. С. 164–335.

23. Горячева Т. Почти всё о «Черном квадрате» // Приключения «Чёрного квадрата»: Книга-альбом / авт.-сост. И. Н. Карасик, авт. ст. Т. Горячева, И. Карасик. СПб.: Государственный Русский музей, 2007. С. 5–28.

24. Бусева-Давыдова И. Л. Литургические толкования и представления о символике храма в Древней Руси // Восточнохристианский храм. Литургия и искусство / ред.-сост. А. М. Лидов. СПб.: Дмитрий Буланин, 1994. С. 197–203.

25. Хмельницкий С. Между Саманидами и монголами. Архитектура Средней Азии XI — начала XIII в. Ч. 1. Берлин; Рига: Gamajun, 1996. 336 с.

26. Кононенко Е. И. Архитектурный заказ Сельджуков Рума как инструмент политической риторики // Вестник СПбГУКИ. 2016. № 2 (27). С. 173–176.

27. Мамадназаров М. Архитектурная Одиссея. «Сафарнама» Насира Хусрава. М.: Прогресс-Традиция, 2017. 276 с.

28. Spahic O. Islamic architecture and the prospect of its revival today // Journal of Islamic Thought and Civilization. 2011. Vol. 1, N 2. P. 103–121.

29. Mahmutc’ehaljic’ R. The Mosque. The Heart of Submission. New York: Fordham University Press, 2006. 100 р.

30. Akkach S. Cosmology and Architecture in Premodern Islam. An Architectural Reading of Mystical Ideas. Albany: State University of New York Press, 2005. 288 р.

31. Alami M. H. Art and Architecture in the Islamic tradition. Aesthetics, Politics and Desire in Early Islam. London: I. B. Tauris, 2011. 288 р.

32. Haider G. S. On What Makes Architecture Islamic: Some Reflections and a Proposal // Understanding Islamic Architecture / ed. A. Petruccioli, K. Pirani. London: Routledge-Curson, 2002. P. 19–26.

33. Spahic O. The concepts of god, man and the built environment in Islam: implications for Islamic architecture // Journal of Islamic Architecture. 2012. Vol. 2, N 1. Р. 1–12.

34. Arkoun M. Spirituality and Architecture // Understanding Islamic Architecture / ed. A. Petruccioli, K. Pirani. London: Routledge-Curzon, 2002. P. 3–8.

35. Haider G. Faith is the architect reflection on the mosque // Faith and the Built Environment: Architecture and behaviour in Islamic Cultures. 1996. Vol. 11, N 3–4. P. 243–248.

36. Joseph R. The semiotic of the Islamic mosque // Arab studies quarterly. 1981. N 3. Р. 285–295.

37. Longhurst C. E. Theology of a Mosque: The Sacred Inspiring Form, Function and Design in Islamic Architecture // Lonaard. 2012. Vol. 2, N 8. P. 3–13

38. Erzen J. N. Reading Mosques: Meaning and Architecture in Islam // The Journal of Aesthetics and Art Criticism. 2011. Vol. 69, N 1. Р. 125–131.

39. Ghasemzadeh B., Fathebaghali A., Tarvirdinassab A. Symbols and signs in Islamic architecture // European review of artistic studies. 2013. Vol. 4, N 3. Р. 62–78.

40. Ettinghausen R., Grabar O., Jenkins M. Islamic Art and Architecture: 650–1250. New Haven; London: Yale univ. press, 2001. 360 р.

41. Шукуров Ш. М. Искусство средневекового Ирана (Формирование принципов изобразительности). М.: Наука, 1989. 246 с.

42. Каптерева Т. П. Искусство стран Магриба. Средние века. Новое время. М.: Искусство, 1988. 320 с.

43. Ванеян С. С. Тело символа. Архитектурный символизм в зеркале классической методологии. М.: Прогресс-Традиция, 2010. 832 с.

44. Тульпе И. А. Монотеизм и проблема изображения // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2011. № 3–4. С. 31–39.

45. Стародуб Т. Х. Изображение неизобразимого. О специфике арабо-мусульманского визуального искусства // Одиссей. Человек в истории. М.: Наука, 2003. С. 368–377.

46. Lings M. Muhammad: His Life based on the Earliest Sources. Rochester: Inner Traditions, 1983. 384 р.

47. Кононенко Е. И. Мечети Артукидов: почти забытая страница анатолийской архитектуры // Художественная культура. 2015. № 2. С. 136–155.

48. Кононенко Е. И. Турецкая мечеть: образ и бренд // Проблемы истории, филологии, культуры. 2017. № 1. С. 379–390.

49. Ghibin A. The Role of the Muslim Institutions in Architectural Activity in Medieval Islam: The Case of Hisba and the Muhtasib // al-Majma’. 2011. N 5. Р. 1–24.

50. Кононенко Е. И. Улу-джами: история, особенности, возможности // Исламоведение. 2016. № 2. С. 73–83.

51. Кононенко Е. И. Анатолийские мечети Великих Сельджуков: архитектурные и политические ориентиры // Искусствознание. 2015. № 3–4. С. 140–160.

52. Hillenbrand R. Islamic Architecture. Form, function and meaning. Edinburgh: Edinburgh University Press, 1994. 656 р.

53. Бретаницкий Л. С. Художественное наследие Переднего Востока эпохи феодализма. М.: Советский художник, 1988. 256 с.

54. Рикер П. Герменевтика, этика, политика: Московские лекции и интервью. М.: КАМИ; Академия, 1995. 160 с.

References

1. Ibragimov I. A. Formirovanie arkhitektury srednevekovoi mecheti na osnove prostranstvennoi orientatsii cheloveka [Formation of architecture of the medieval mosque on the basis of spatial orientation of the person]. Izvestiia KazGASU [News of the KSUAE], 2009, no. 2, pp. 9–14. (In Russian)

2. Pekina A. A., Ovsiannikova E. B. Arkhitektura mecheti v noveishem gradostroitel’nom kontekste Evropy i Ameriki [Architecture of the mosque in newest urban context of Europe and America]. Arkhitektura i sovremennye informatsionnye tekhnologii [Architecture and modern information technologies], 2010, no. 3, pp. 1–11. (In Russian)

3. Ibragimov I. A. Arkhitektura sovremennykh rossiiskikh mechetei [The Architecture of modern Russian mosques]. Akademicheskii vestnik UralNIIproekt RAASN, 2011, no. 2, pp. 53–58. (In Russian)

4. Mecheti Rossii i stran SNG [Mosques of Russia and CIS]. Gen. ed. by A. Gordienko. Moscow, Eksmo Publ., Nashe slovo Publ., 2014, 256 p. (In Russian)

5. Sukhorukov S. A. Arkhitektura stran islama: Traditsii i novatsii [Architecture of Islamic countries: Traditions and novations]. St. Petersburg, Aleteiia Publ., 2014, 168 p. (In Russian)

6. Shukurov Sh. M. Arkhitektura sovremennoi mecheti. Istoki [Architecture of modern mosque. The Sources]. Moscow, Progress-Traditsiia Publ., 2014. 232 p. (In Russian)

7. Chervonnaia S. M. Sovremennaia mechet’. Otechestvennyi i mirovoi opyt Noveishego vremeni [Modern Mosque. Native and international experience of the Newest epoque]. Torun’, Tako, 2016, 478 p. (In Russian)

8. Kononenko E. I. Turetskaia mechet’: mezhdu neoklassikoi i ne-klassikoi [Turkish mosque: between neoclassic and non-classic]. Iskusstvoznanie [Art Studies Magazine], 2014, no. 3–4, pp. 155–182. (In Russian)

9. Kudriavtsev M., Kudriavtseva T. Russkii pravoslavnyi khram: Simvolicheskii iazyk arkhitekturnykh form [Russian Orthodox Temple: Symbolic language of architectural forms]. K Svetu [To Light], 1994, no. 17, pp. 55–87. (In Russian)

10. Iastrebov A. Khram, ego simvolika i znachenie v zhizni khristianina [The temple, its symbolism and meaning in the life of a Christian]. Zhurnal Moskovskoi Patriarkhii [Journal of the Moscow Patriarchate], 1953, no. 11, pp. 32–37. (In Russian)

11. Uspenskii L. Simvolika khrama [Symbols of the Temple]. Zhurnal Moskovskoi Patriarkhii [Journal of the Moscow Patriarchate], 1958, no. 1, pp. 37–47. (In Russian)

12. Shukurov Sh. M. Obraz Khrama. Imago Templi [The Image of Temple]. Moscow, Progress-Traditsiia Publ., 2002, 496 p. (In Russian)

13. Ali-zade A. Islamskii entsiklopedicheskii slovar’ [Islamic Encyclopedic Dictionary]. Moscow, Ansar Publ., 2007, 400 p. (In Russian)

14. Starodub T. Kh. Sokrovishcha islamskoi arkhitektury [The Treasures of Islamic Architecture]. Moscow, Belyi gorod Publ., 2004, 456 p. (In Russian)

15. Korbendo I. Velikie sviatyni islama [The Great Shrines of Islam]. Moscow, AST-Press, 2005, 480 p. (In Russian)

16. Cross M. Sacred spaces. Turkish Mosques and Tombs. New York, The Quantuck Lane Press, 2013, 256 p.

17. Gusenova D. A. Sakral’noe v kul’tovoi praktike islama [Sacred in the cult practice of Islam]. Islamovedenie [Islamic studies], 2016, no. 2, pp. 60–72. (In Russian)

18. Chegodaev M. A. Khram: sokhrannost’ sakral’nogo v Drevnem Egipte [Temple: the preservation of the sacred in Ancient Egypt]. Iskusstvo Vostoka. Vyp. 4: Sokhrannost’ i sakral’nost’ [The art of the East. Vol. 4. Preservation and the sacredness]. Gen. ed. and comp. by E. A. Serdiuk. Moscow, GII Publ., 2012, pp. 33–58. (In Russian)

19. Podosinov A. V. Ex oriente lux! Orientatsiia po stranam sveta v arkhaicheskikh kul’turakh Evrazii [Ex oriente lux! Orientation around the world in the archaic cultures of Eurasia]. Moscow, Iazyki russkoi kul’tury Publ., 1999, 718 p. (In Russian)

20. Tiulina E. V. Khram, mir, tekst. Vastuvid’ia v traditsii puran [Temple, world, text. Vastuvidya in the Puranan tradition]. Moscow, Vostochnaia literature Publ., 2010. 254 p. (In Russian)

21. Rubin U. The Ka’ba: Aspects of Its Ritual Functions and Position in Pre-Islamic and Early Islamic Times. Jerusalem Studies in Arabic and Islam, 1986, vol. 8, pp. 97–131.

22. Somov G. Iu. Problemy teorii arkhitekturnoi formy [The problems of the theory of architectural form]. Forma v arkhitekture: Problemy teorii i metodologii. Ch. 2. [Form in architecture: Problems of theory and methodology. Pt 2]. Authors Rappaport A. G., Somov G. Iu. Moscow, Stroiizdat Publ., 1990, pp. 164–335. (In Russian)

23. Goriacheva T. Pochti vse o “Chernom kvadrate” [Almost everything about the “Black Square”]. Prikliucheniia «Chernogo kvadrata»: kniga-al’bom [The adventures of “Black square”. The book-album]. Author and comp. I. N. Karasik, authors of articles. T. Goriacheva, I. Karasik. St. Petersburg, Gosudarstvennyi Russkii muzei Publ., 2007, pp. 5–28. (In Russian)

24. Buseva-Davydova I. L. Liturgicheskie tolkovaniia i predstavleniia o simvolike khrama v Drevnei Rusi [Liturgical interpretations and representations about the symbolism of the temple in Ancient Rus]. Vostochnokhristianskii khram. Liturgiia i iskusstvo [The Eastern Christian Church. Liturgy and the arts]. Ed. by and comp. by A. M. Lidov. St. Petersburg, Dmitrii Bulanin Publ., 1994, pp. 197–203. (In Russian)

25. Khmel’nitskii S. Mezhdu Samanidami i mongolami. Arkhitektura Srednei Azii XI — nachala XIII vv. Ch. 1. [Between the Samanids and the Mongols. Architecture of Central Asia XI-early XIII centuries. Pt. 1], Berlin; Riga, Gamajun Publ., 1996, 336 p. (In Russian)

26. Kononenko E. I. Arkhitekturnyi zakaz Sel’dzhukov Ruma kak instrument politicheskoi ritoriki [The architectural patronage of the Seljuk of Rum as a tool of political rhetoric]. Vestnik SPbGUKI [Bulletin of Saint Petersburg State University of Culture and Arts], 2016, no. 2 (27), pp. 173–176. (In Russian)

27. Mamadnazarov M. Arkhitekturnaia Odisseia. “Safarnama” Nasira Khusrava [Architectural Odyssey. “Safarnama” by Nasir Khusrau]. Moscow, Progress-Traditsiia Publ., 2017, 276 p. (In Russian)

28. Spahic O. Islamic architecture and the prospect of its revival today. Journal of Islamic Thought and Civilization, 2011, vol. 1, no. 2, pp. 103–121.

29. Mahmutc’ehaljic’ R. The Mosque. The Heart of Submission. New York, Fordham University Press, 2006. 100 p.

30. Akkach S. Cosmology and Architecture in Premodern Islam. An Architectural Reading of Mystical Ideas. Albany, State University of New York Press, 2005, 288 p.

31. Alami M. H. Art and Architecture in the Islamic tradition. Aesthetics, Politics and Desire in Early Islam. London, 2011, 288 p.

32. Haider G. S. On What Makes Architecture Islamic: Some Reflections and a Proposal. Understanding Islamic Architecture. Ed. by A. Petruccioli, K. Pirani. London, Routledge-Curson, 2002, pp. 19–26.

33. Spahic O. The concepts of god, man and the built environment in Islam: implications for Islamic architecture. Journal of Islamic Architecture, 2012, vol. 2, no. 1, pp. 1–12.

34. Arkoun M. Spirituality and Architecture. Understanding Islamic Architecture. Ed. by A. Petruccioli, K. Pirani. London, Routledge Curzon, 2002, pp. 3–8.

35. Haider G. Faith is the architect reflection on the mosque. Faith and the Built Environment: Architecture and behaviour in Islamic Cultures, 1996, vol. 11, no. 3–4, pp. 243–248.

36. Joseph R. The semiotic of the Islamic mosque. Arab studies quarterly, 1981, no. 3, pp. 285–295.

37. Longhurst C. E. Theology of a Mosque: The Sacred Inspiring Form, Function and Design in Islamic Architectur. Lonaard, 2012, vol. 2, no. 8, pp. 3–13.

38. Erzen J. N. Reading Mosques: Meaning and Architecture in Islam. The Journal of Aesthetics and Art Criticism, 2011, vol. 69, no. 1, pp. 125–131.

39. Ghasemzadeh B., Fathebaghali A., Tarvirdinassab A. Symbols and signs in Islamic architecture. European review of artistic studies. 2013, vol. 4, no. 3, pp. 62–78.

40. Ettinghausen R., Grabar O., Jenkins M. Islamic Art and Architecture: 650–1250. New Haven; London, Yale Univ. Press, 2001, 360 p.

41. Shukurov Sh. M. Iskusstvo srednevekovogo Irana (Formirovanie printsipov izobrazitel’nosti) [The art of medieval Iran (Formation of the principles of representativeness)]. Moscow, Nauka Publ., 1989, 246 p. (In Russian)

42. Kaptereva T. P. Iskusstvo stran Magriba. Srednie veka. Novoe vremia [The art of the Maghreb countries. Middle Ages. New time]. Moscow, Iskusstvo Publ., 1988, 320 p. (In Russian)

43. Vaneian S. S. Telo simvola. Arkhitekturnyi simvolizm v zerkale klassicheskoi metodologii [The body of the symbol. Architectural symbolism in the mirror of classical methodology]. Moscow, Progress-Traditsiia Publ., 2010, 832 p. (In Russian)

44. Tul’pe I. A. Monoteizm i problema izobrazheniia [Monotheism and image problem]. Gosudarstvo, religiia, tserkov’ v Rossii i za rubezhom [State, religion, church in Russia and abroad], 2011, no. 3–4, pp. 31–39. (In Russian)

45. Starodub T. Kh. Izobrazhenie neizobrazimogo. O spetsifike arabo-musul’manskogo vizual’nogo iskusstva [The image is not visible. On the specifics of Arab-Muslim visual art]. Odissei. Chelovek v istorii [Odysseus. Man in history]. Moscow, Nauka Publ., 2003, pp. 368–377. (In Russian)

46. Lings M. Muhammad: His Life based on the Earliest Sources. Rochester, Inner Traditions, 1983, 384 p.

47. Kononenko E. I. Mecheti Artukidov: pochti zabytaia stranitsa anatoliiskoi arkhitektury [Mosques of Artukids: almost forgotten page of Anatolian architecture]. Khudozhestvennaia kul’tura [Arts & Culture Studies], 2015, no. 2, pp. 136–155. (In Russian)

48. Kononenko E. I. Turetskaia mechet’: obraz i brend [Turkish mosque: image and brand]. Problemy istorii, filologii, kul’tury [Journal of Historical, Philological and Cultural Studies], 2017, no. 1, pp. 379–390. (In Russian)

49. Ghibin A. The Role of the Muslim Institutions in Architectural Activity in Medieval Islam: The Case of Hisba and the Muhtasib. al-Majma’, 2011, no. 5, pp. 1–24.

50. Kononenko E. I. Ulu-dzhami: istoriia, osobennosti, vozmozhnosti [Ulu cami: history, features, facilities]. Islamovedenie [Islamic studies], 2016, no. 2, pp. 73–83. (In Russian)

51. Kononenko E. I. Anatoliiskie mecheti Velikikh Sel’dzhukov: arkhitekturnye i politicheskie orientiry [Anatolian mosques of the Great Seljuks: architectural and political lansmarks]. Iskusstvoznanie [Art Studies Magazine], 2015, no. 3–4, pp. 140–160. (In Russian)

52. Hillenbrand R. Islamic Architecture. Form, function and meaning. Edinburgh, Edinburgh University Press, 1994, 656 p.

53. Bretanitskii L. S. Khudozhestvennoe nasledie Perednego Vostoka epokhi feodalizma [The artistic heritage of the Near East of the era of feudalism]. Moscow, Sovetskii khudozhnik Publ., 1988, 256 p. (In Russian)

54. Riker P. Germenevtika, etika, politika. Moskovskie lektsii i interv’iu [Hermeneutics, ethics, politics. Moscow lectures and interviews]. Moscow, KAMI Publ., Akademiia Publ., 1995, 160 p. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

23.03.2018

Как цитировать

Кононенко, Е. И. (2018). Архитектура мечети как объект интерпретации. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 8(1), 113–130. https://doi.org/10.21638/11701/spbu15.2018.107

Выпуск

Раздел

Архитектура

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)