«Сельджукский портал»: архитектурная декорация как средство политической риторики

Авторы

Аннотация

В статье рассматривается архитектурная композиция «сельджукского портала» — особого оформления входов в здания, построенные в XIII в. анатолийской династией Сельджуков Рума и ее преемниками. Этот элемент был, очевидно, заимствован из Ирана, но в Анатолии приобрел специфические черты, отражающие влияние христианской архитектуры, в частности щипцовую сводчатую нишу, заполненную сталактитами. Портал стал центром фасадной композиции сельджукских мечетей и медресе, мог выполняться из дорогих материалов, украшаться резьбой каллиграфией, содержащей в том числе сведения о заказчике и строителях здания. Первоначально унифицированные «сельджукские порталы» оформляли караван-сараи, вызывая ассоциации с государственной гарантией безопасности и комфорта путешествий. Закрепление в монументальной форме представления об официальном патронате привело к перенесению «сельджукских порталов» на мусульманские культовые сооружения и превращению их в часть пропагандистской программы, направленной на распространение и монументальное закрепление представлений о сильном мусульманском государстве. Сельджукская политическая риторика эпохи расцвета Конийского султаната была унаследована и фактическими правителями периода монгольского владычества, что свидетельствует о ее результативности. Сам факт использования «сельджукского портала» позволяет уточнить датировки средневековых зданий Анатолии.

Ключевые слова:

Сельджуки, Анатолия, архитектура, портальные композиции, политическая риторика, информационные системы

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Евгений Иванович Кононенко, Государственный институт искусствознания

кандидат искусствоведения, зав. сектором искусства стран Азии и Африки, ученый секретарь

Библиографические ссылки

Литература

1. Наджм ад-Дин Дайа ар-Рази. Лестница в Небо: Наука для влюбленных. М.: Ансар, 2008. 392 с.

2. Стародуб Т. Х. Сокровища исламской архитектуры. М.: Белый город, 2004. 456 с.

3. Хмельницкий С. Г. Между Саманидами и монголами. Архитектура Средней Азии XI — начала XIII вв. Ч. I. Берлин-Рига: Gamajun, 1996. 336 с.

4. Sterlin H. Turkey from the Selcuks to the Ottomans. L.; N. Y.; Tokyo: Taschen, 1998. 238 p.

5. Wolper E. S. Understanding the public face of piety: philanthropy and architecture in late Seljuk Anatolia // Mesogeios. 2005. Vol. 25–26. Р. 311–336.

6. Саттарова Л. И. Арабская каллиграфия в портальном декоре: функциональный и художественный аспекты // Известия КГАСА. 2003. № 1. С. 25–28.

7. Pancaroğlu O. The Mosque-hospital complex in Divriği: A history of relations and transitions // Anadolu ve Cevresinde ortaçağ. Ankara, 2009. Vol. 3. Р. 169–198.

8. Брунов Н. И. Очерки по истории архитектуры: в 2 т. М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. Т. 1. 398 с.

9. Wolper E. S. Cities and Saints. Sufism and the transformation of urban space in medieval Anatolia. Pennsylvania: Penn State University Press, 2003. 152 р.

10. Rogers M. Waqf and patronage in Seljuk Anatolia: the epigraphic evidence // Anatolian Studies. 1976. N 26. P. 69–103.

References

1. Nadzhm ad-Din Daia ar-Razi. Lestnitsa v Nebo: Nauka dlia vliublennykh. M.: Ansar, 2008. 392 p.

2. Starodub T. Kh. Sokrovishcha islamskoi arkhitektury. M.: Belyi gorod, 2004. 456 p.

3. Khmel'nitskii S. G. Mezhdu Samanidami i mongolami. Arkhitektura Srednei Azii XI — nachala XIII vv. Ch. I. Berlin-Riga: Gamajun, 1996. 336 s.

4. Sterlin H. Turkey from the Selcuks to the Ottomans. L.; N. Y.; Tokyo: Taschen, 1998. 238 p.

5. Wolper E. S. Understanding the public face of piety: philanthropy and architecture in late Seljuk Anatolia, Mesogeios. 2005. Vol. 25–26. p. 311–336.

6. Sattarova L. I. Arabskaia kalligrafiia v portal'nom dekore: funktsional'nyi i khudozhestvennyi aspekty, Izvestiia KGASA. 2003. № 1. p. 25–28.

7. Pancaroğlu O. The Mosque-hospital complex in Divriği: A history of relations and transitions, Anadolu ve Cevresinde ortaçağ. Ankara, 2009. Vol. 3. p. 169–198.

8. Brunov N. I. Ocherki po istorii arkhitektury: v 2 t. M.: ZAO Tsentrpoligraf, 2003. T. 1. 398 s.

9. Wolper E. S. Cities and Saints. Sufism and the transformation of urban space in medieval Anatolia. Pennsylvania: Penn State University Press, 2003. 152 p.

10. Rogers M. Waqf and patronage in Seljuk Anatolia: the epigraphic evidence, Anatolian Studies. 1976. N 26. P. 69–103.

Загрузки

Опубликован

11.03.2015

Как цитировать

Кононенко, Е. И. (2015). «Сельджукский портал»: архитектурная декорация как средство политической риторики. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 5(1), 134–144. извлечено от https://artsjournal.spbu.ru/article/view/2319

Выпуск

Раздел

Архитектура

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)