«Diadèmes» Марка-Андре Дальбави: от полифонии пластов к «полифонии процессов»

Авторы

  • Марианна Сергеевна Высоцкая Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского https://orcid.org/0000-0001-5357-7573

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu15.2023.402

Аннотация

В музыке спектрального и постспектрального направлений категория процесса обретает особую значимость. Реализуя идею внутренней связи формы и материала, процессуальность наделяется композиционными функциями и, будучи претворена в континууме трансформаций звуковых объектов —темброгармонических и тембро-фактурных комплексов, — обусловливает динамику формообразования. Концепция «сочинения» направленных музыкальных процессов как проводник краеугольной для эстетики спектрализма идеи перехода и переходности становится частью композиционной стратегии Марка-Андре Дальбави (р. 1961). В русскоязычной музыковедческой литературе настоящая публикация является первым и на данный момент единственным обращением к творчеству одного из ведущих современных европейских композиторов. На материале «Diadèmes» («Диадемы») для альта соло, инструментального ансамбля и электроники (1986) рассмотрены важнейшие составляющие авторского метода: принципы непрерывности преобразований звуковых структур, интерполяции темброфактурных блоков и музыкальных «потоков», а также принципы звуковой поляризации и «реинтеграции» ряда «исторических» композиционных процедур. Особое внимание уделено авторскому концепту «полифонии процессов» как инструменту многоплановой реализации композиционного действия категории процесса, осуществляемого как внутри слоев отдельных музыкальных параметров — гармонии, ритма, тембра, — так и в пространстве их перекрестного взаимодействия.

Ключевые слова:

Марк-Андре Дальбави, процесс, интерполяция, темброгармонический комплекс, звуковой объект, полифония процессов, реинтеграция

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

1. Дюфур, Юг. “Спектральная музыка и ее фортепианное воплощение”. Пер. Дмитрий Баталов. В кн. Баталов, Дмитрий. “Фортепианное творчество Тристана Мюрая: теоретические проблемы музыкальной композиции”. Выпускная квалификационная работа (дипломная работа), 177‒91. Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского, 2021.

2. Dufourt, Hugues. Musique spectrale: texte de presentation. Paris: Radio-France & Société internationale de musique contemporaine (SIMC), vol. 3 (1979).

3. Dufourt, Hugues. Musique, pouvoir, écriture. Paris: Christian Bourgois Éditeur, 1991. (Collection Musique / Passé / Présent).

4. Dufourt, Hugues. “Timbre et espace”. In Le timbre: Métaphore pour la composition, ed. par Jean-Baptiste Barrière, 272‒81. Paris: I. R. C. A. M. ; Christian Bourgois Éditeur, 1991. (Collection Musique / Passé / Présent).

5. Dalbavie, Marc-André. “Diadèmes”. Program note (extrait “De l’Ecriture au timbre)”. Accessed January 27, 2023. https://brahms.ircam.fr/en/works/work/7549/.

6. Dalbavie, Marc-André. “Pour sortir de l’avantgarde”. In Le timbre: Métaphore pour la composition, ed. par Jean-Baptiste Barrière, 303‒34. Paris: I. R. C. A. M. ; Christian Bourgois Éditeur, 1991. (Collection Musique / Passé / Présent).

7. Ircam-Centre Pompidou. Marc-André Dalbavie. Accessed October 28, 2022. https://brahms.ircam.fr/en/marc-andre-dalbavie.

8. Dalbavie, Marc-André. Le son en tout sens. Entretiens avec Guy Lelong. Paris: Gérard Billaudot éditeur, 2005.

9. Фахрадова, Рена. “Тристан Мюрай: «Люди слушают не концепции — они слушают звуки»”. Дата обращения январь 27, 2023. https://www.classicalmusicnews.ru/interview/ljudi-slushajut-ne-koncepcii-oni-slushajut-zvuki/.

10. Duthen, Jacques. “Premiere Diadèmes Marc-André Dalbavie”. Accessed January 28, 2023. https://brahms.ircam.fr/sidney/work/154/.

11. Akkermann, Miriam. “‘This Hardware is now obsolete’. Marc-André Dalbavie’s Diadèmes”. Accessed January 25, 2023. https://www.researchgate.net/publication/321906669.

12. Саариахо, Кайя. “Тембр и гармония: интерполяция тембровых структур”. Пер. Татьяна Цареградская. В кн. Композиторы современной Франции о музыке и музыкальной композиции: учебное пособие, ред.-сост. Владимир Тарнопольский, Марианна Высоцкая, Татьяна Цареградская, отв. ред. Марианна Высоцкая, 219‒44. М.: Московская консерватория, 2020.

13. Пуссе, Дамьен. “Произведения Кайи Саариахо, Филиппа Юреля и Марка-Андре Дальбави — stile concertato, stile concitato, stile rappresentativo”. Пер. Татьяна Цареградская. В кн. Композиторы современной Франции о музыке и музыкальной композиции: учебное пособие, ред.-сост. Владимир Тарнопольский, Марианна Высоцкая, Татьяна Цареградская, отв. ред. Марианна Высоцкая, 183‒218. М.: Московская консерватория, 2020.

14. Lelong, Guy. “Philippe Hurel”. Accessed January 25, 2023. https://brahms.ircam.fr/fr/philippehurel-parcours.

15. Sprenger-Ohana, Noémie, and Vincent Tiffon. “Traiettoria, l’atelier dans l’atelier du compositeur Marco Stroppa”. Revue de musicology 98, no. 1 (2012): 193‒220.

16. Высоцкая, Марианна. “К проблеме нотации в композиции смешанного типа: из опыта Марко Строппы”. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, no. 3 (2022): 414–31. https://doi.org/10.21638/spbu15.2022.301

17. Varga, Bálint András. “Iannis Xenakis”. In Varga, Bálint András. Three questions for sixty-five composers, 273–80. New York: University of Rochester Press, 2011.

18. Schreiber, Ewa. “The structure of thought. On the writings of György Ligeti”. Trio, vol. 8, no. 1–2 (2019): 18–43.

19. Bauer, Amy Marie, and Márton Kerékfy. György Ligeti’s Cultural Identities. London, New York: Routledge, 2018.

Нотные издания

I. Marc-André Dalbavie. Diadèmes pour Alto solo, ensemble de musique instrumental & de musique électronique: partition. Paris: Éditions Jobert, 1996, no. 10869.

References

1. Dufourt, Hugues. “Spectral music and its pianistic expression”. Transl. by Dmitrii Batalov. In Batalov, Dmitrii. “Fortepiannoe tvorchestvo Tristan Murail: teoreticheskie problem muzykal’noi kompozitsii”. Diplomnaia rabota: 177‒91. Moskovskaiia gosudarstvennaia konservatoriia imeni P. I. Tchaikovskogo Publ., 2021. (In Russian).

2. Dufourt, Hugues. Musique spectrale: texte de presentation. Paris: Radio-France & Société internationale de musique contemporaine (SIMC), vol. 3 (1979).

3. Dufourt, Hugues. Musique, pouvoir, écriture. Paris: Christian Bourgois Éditeur, 1991. (Collection Musique / Passé / Présent).

4. Dufourt, Hugues. “Timbre et espace”. In Le timbre: Métaphore pour la composition, ed. par Jean-Baptiste Barrière, 272‒81. Paris: I. R. C. A. M. ; Christian Bourgois Éditeur, 1991. (Collection Musique / Passé / Présent).

5. Dalbavie, Marc-André. “Diadèmes”. Program note (extrait “De l’Ecriture au timbre)”. Accessed January 27, 2023. https://brahms.ircam.fr/en/works/work/7549/.

6. Dalbavie, Marc-André. “Pour sortir de l’avantgarde”. In Le timbre: Métaphore pour la composition, ed. par Jean-Baptiste Barrière, 303‒34. Paris: I. R. C. A. M. ; Christian Bourgois Éditeur, 1991. (Collection Musique / Passé / Présent).

7. Ircam-Centre Pompidou. Marc-André Dalbavie. Accessed October 28, 2022. https://brahms.ircam.fr/en/marc-andre-dalbavie.

8. Dalbavie, Marc-André. Le son en tout sens. Entretiens avec Guy Lelong. Paris: Gérard Billaudot éditeur, 2005.

9. Fakhradova, Rena. “Tristan Murail: ‘Liudi slushaiut ne kontseptsii — oni slushaiut zvuki’”. Accessed January 27, 2023. https://www.classicalmusicnews.ru/interview/ljudi-slushajut-ne-koncepcii-oni-slushajut-zvuki/. (In Russian)

10. Duthen, Jacques. “Premiere Diadèmes Marc-André Dalbavie”. Accessed January 28, 2023. https://brahms.ircam.fr/sidney/work/154/.

11. Akkermann, Miriam. “‘This Hardware is now obsolete’. Marc-André Dalbavie’s Diadèmes”. Accessed January 25, 2023. https://www.researchgate.net/publication/321906669.

12. Saariaho, Kaija. “Timbre and harmony: Interpolations of timbral structures”. Rus. ed. Transl. by Tat’iana Tsaregradskaia. In Kompozitory sovremennoi Frantsii o muzyke i muzykal’noi komozitsii: uchebnoe posobie, ed. and comp. Vladimir Tarnopol’skii, Marianna Vysotskaia, Tat’iana Tsaregradskaia, executive ed. Marianna Vysotskaia, 219‒44. Moscow: NITs “Moskovskaia konservatoriia” Publ., 2020. (In Russian)

13. Pousset, Damien. “The works of Kaija Saariaho, Philippe Hurel and Marc-André Dalbavie — Stile concertato, stile concitato, stile rappresentativo”. Rus. ed. Transl. by Tat’iana Tsaregradskaia. In Kompozitory sovremennoi Frantsii o muzyke i muzykal’noi komozitsii: uchebnoe posobie, ed. and comp. Vladimir Tarnopol’skii, Marianna Vysotskaia, Tat’iana Tsaregradskaia, executive ed. Marianna Vysotskaia, 183‒218. Moscow: NITs “Moskovskaia konservatoriia” Publ., 2020. (In Russian).

14. Lelong, Guy. “Philippe Hurel”. Accessed January 25, 2023. https://brahms.ircam.fr/fr/philippehurelparcours.

15. Sprenger-Ohana, Noémie, and Vincent Tiffon. “Traiettoria, l’atelier dans l’atelier du compositeur Marco Stroppa”. Revue de musicology 98, no. 1 (2012): 193‒220.

16. Vysotskaya, Marianna. “On the Problem of Notation in Mixed Type Composition: From the Experience of Marco Stroppa”. Vestnik of Saint Petersburg University. Arts, no. 3 (2022): 414–31. https://doi.org/10.21638/spbu15.2022.301

17. Varga, Bálint András. “Iannis Xenakis”. In Varga, Bálint András. Three questions for sixty-five composers, 273–80. New York: University of Rochester Press, 2011.

18. Schreiber, Ewa. “The structure of thought. On the writings of György Ligeti”. Trio, vol. 8, no. 1–2 (2019): 18–43.

19. Bauer, Amy Marie, and Márton Kerékfy. György Ligeti’s Cultural Identities. London, New York: Routledge, 2018.

Musical Editions

I. Marc-André Dalbavie. Diadèmes pour Alto solo, ensemble de musique instrumental & de musique électronique: partition. Paris: Éditions Jobert, 1996, no. 10869.

Загрузки

Опубликован

29.12.2023

Как цитировать

Высоцкая, М. С. (2023). «Diadèmes» Марка-Андре Дальбави: от полифонии пластов к «полифонии процессов». Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 13(4), 621–638. https://doi.org/10.21638/spbu15.2023.402

Выпуск

Раздел

Музыка