К проблеме нотации в композиции смешанного типа: из опыта Марко Строппы

Авторы

  • Марианна Сергеевна Высоцкая Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского https://orcid.org/0000-0001-5357-7573

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu15.2022.301

Аннотация

Эволюционные процессы в области музыкальной нотации, характеризующие вторую половину ХХ столетия, отразили магистральную тенденцию индивидуализации стилей. Масштабное развитие новых инструментальных техник и технологий синтеза и электронной обработки звука стимулировало дальнейшую разработку системы нотной записи как одного из средств визуализации музыкальной идеи. Марко Строппа, один из ведущих композиторов современной Европы, осуществил значительные наработки в области графической фиксации как новых тембров, так и разнообразных аспектов взаимодействия акустического и электронного инструментария в рамках композиции смешанного типа. Взаимопроникновение техник звукового синтеза и инструментального письма как особый предмет интереса Строппы находит отражение не только в его музыкальном творчестве, но и в текстах — статьях, эссе, интервью, обобщающих опыт композитора-практика и композитора-исследователя, который в 1987‒1989 гг. возглавлял научно-исследовательский отдел парижского ИРКАМ. Русскоязычная музыковедческая литература о Строппе представлена единственной статьей автора данной публикации, в которой впервые на примере триптиха «Traiettoria» для фортепиано и генерированных компьютером звуков был проанализирован ряд аспектов композиционного метода Строппы, а также воссоздана история рождения пьесы. Настоящая публикация акцентирует внимание на проблеме нотации в композиции смешанного типа и вводит в научный обиход композиторские разработки Строппы, реализованные им в партитуре «Traiettoria… deviata», первой части цикла «Traiettoria». Рассмотрена символьная графика электронных звучаний («звуковых “объектов”»), в опоре на комментарий композитора охарактеризованы такие сущностные для его мастерской понятия, как звуковой комплекс-«код», временной и частотный «нотоносцы», представлены примеры нотации динамических уровней, индикации высоты звука, схемы пространственной диспозиции «синтетического оркестра» — комплекса множественных источников звука, организующих «пространственную полифонию» пьесы.

Ключевые слова:

Марко Строппа, композиция смешанного типа, музыкальная нотация, звуковой комплекс, временной нотоносец, индикация высотности, пространственное измерение, камерная электроника

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

1. Mazzoli, Mario. “Emerging Musical Structures: A Method for the Transcription and Analysis of Electroacoustic Music”. PhD diss., The City University of New York, 2014.

2. Горбунова, Ирина. Музыкальный компьютер. СПб.: СМИО-Пресс, 2007.

3. Fox, Christopher. “Opening Offer or Contractual Obligation? On the Prescriptive Function of Notation in Music Today”. Tempo 68, no. 269 (2014): 6–19. https://doi.org/10.1017/S0040298214000023

4. Holmes, Thom. Electronic and Experimental Music: Technology, Music and Culture. 6th ed. London: Taylor & Francis Group, 2020.

5. Pickles, Daren. “Musical Notation, Electronic Technology and Cybernetics; a Pragmatic Perspective”. ResearchGate. Accessed January 15, 2022. https://www.researchgate.net/publication/263661672_Musical_Notation_Electronic_Technology_and_Cybernetics_a_Pragmatic_Perspective.

6. Леру, Филипп. “Модель модели в VOI(REX)”. Пер. Марианна Высоцкая. В изд. Композиторы современной Франции о музыке и музыкальной композиции: учебное пособие, ред.-сост. Владимир Тарнопольский, Марианна Высоцкая, Татьяна Цареградская, отв. ред. Марианна Высоцкая, 160‒76. М.: НИЦ “Московская консерватория”, 2020.

7. Strachan, Jeremy. “Canavangard, Udo Kasemets’s Trigon, and Marshall McLuhan: Graphic Notation in the Electronic Age”. Twentieth-Century Music 14, no. 2 (2017): 209–43. https://doi.org/10.1017/S1478572217000214

8. Barrett, G. Douglas, and Michael Winter. “LiveScore: Real-Time Notation in the Music of Harris Wulfson”. Contemporary Music Review 29, no. 1 (2010): 55–62. https://doi.org/10.1080/07494467.2010.509594

9. Freeman, Jason, and Andrew Colella. “Tools for Real-Time Music Notation”. Contemporary Music Review 29, no. 1 (2010): 101–13. https://doi.org/10.1080/07494467.2010.509599

10. Sallis, F., V. Bertolani, J. Burle, and L. Zattra, eds. Live Electronic Music. Composition, Performance, Study. London; New York: Routledge, 2017. https://doi.org/10.4324/9781315776989

11. Stroppa, Marco. “Un orchestra synthétique: Remarques sur une notation personnelle”. In Le timbre: Métaphore pour la composition, ed. par Jean-Baptiste Barrière, 485‒538. Paris: I. R. C. A. M.; Christian Bourgois Éditeur, 1991. (Collection Musique / Passé / Présent).

12. Tiffon, Vincent, and Noémie Sprenger-Ohana. “Marco Stroppa’s Compositional Process and Scientific Knowledge Between 1980‒1991”. Accessed January 15, 2022. https://hal.archives-ouvertes.fr/hal-01157107/document.

13. Высоцкая, Марианна. “‘Сочинять звук’: к проблеме музыкальной организации в ‘Traiettoria’ Марко Строппы”. Научный вестник Московской консерватории, no. 1/40 (2020): 36‒55. https://doi.org/10.26176/mosconsv.2020.40.1.003

14. Sprenger-Ohana, Noémie, and Vincent Tiffon. “Traiettoria, l’atelier dans l’atelier du compositeur Marco Stroppa”. Revue de musicology 98, no. 1 (2012): 193‒220.

15. Dautrey, Jehanne. “Entretien avec Marco Stroppa: Accorder musicalement un espace réel et un espace inventé”. Rue Descartes 2, no. 56 (2007): 70‒81. https://doi.org/10.3917/rdes.056.0070

16. Laurenzi, Carlo, and Marco Stroppa. “The Notation of Dynamic Levels in the Performance of Electronic Music”. Zenodo. https://doi.org/10.5281/zenodo.923859

17. Trigueros, Francisco Castillo, and Rodrigo Tascón. “An Interview with Marco Stroppa”. Academia. Accessed December 12, 2021. https://www.academia.edu/8776854/An_Interview_with_Marco_Stroppa.

18. Trigueros, Francisco Castillo, and Rodrigo Tascón. “An Interview with Marco Stroppa”. Academia. Accessed December 12, 2021. https://www.academia.edu/8776854/An_Interview_with_Marco_Stroppa.

19. Stroppa, Marco. “Placement des instruments”. In Stroppa, Marco. Hommage à Gy. K.: per clarinetto, viola et pianoforte (1997‒2003 / rev. 2011): partitura. Milano: Ricordi, 2011.

Нотные издания

I. Stroppa, Marco. Traiettoria… deviata (da Traiettoria): per pianoforte e suoni generate dal computer (1982–1984): partitura. Milano: Ricordi, 2011, no. 133770

II. Stroppa, Marco. Hommage à Gy. K.: per clarinetto, viola et pianoforte (1997‒2003 / rev. 2011): partitura. Milano: Ricordi, 2011, no. 139241.

References

1. Mazzoli, Mario. “Emerging Musical Structures: A Method for the Transcription and Analysis of Electroacoustic Music”. PhD diss., The City University of New York, 2014.

2. Gorbunova, Irina. Music Compute. St Petersburg: SMIO-Press, 2007. (In Russian)

3. Fox, Christopher. “Opening Offer or Contractual Obligation? On the Prescriptive Function of Notation in Music Today”. Tempo 68, no. 269 (2014): 6–19. https://doi.org/10.1017/S0040298214000023

4. Holmes, Thom. Electronic and Experimental Music: Technology, Music and Culture. 6th ed. London: Taylor & Francis Group, 2020.

5. Pickles, Daren. “Musical Notation, Electronic Technology and Cybernetics; a Pragmatic Perspective”. ResearchGate. Accessed January 15, 2022. https://www.researchgate.net/publication/263661672_Musical_Notation_Electronic_Technology_and_Cybernetics_a_Pragmatic_Perspective.

6. Leroux, Philippe. “Model of the Model in VOI(REX)”. Rus. ed. Transl. by Marianna Vysotskaya. In Kompozitory sovremennoi Frantsii o muzyke i muzykal’noi kompozitsii: uchebnoe posobie, ed. and comp. by Vladimir Tarnopol’skii, Marianna Vysotskaia, Tat’iana Tsaregradskaia, executive ed. Marianna Vysotskaia, 160‒76. Moscow: NITs “Moskovskaia konservatoriia” Publ., 2020. (In Russian)

7. Strachan, Jeremy. “Canavangard, Udo Kasemets’s Trigon, and Marshall McLuhan: Graphic Notation in the Electronic Age”. Twentieth-Century Music 14, no. 2 (2017): 209–43. https://doi.org/10.1017/S1478572217000214

8. Barrett, G. Douglas, and Michael Winter. “LiveScore: Real-Time Notation in the Music of Harris Wulfson”. Contemporary Music Review 29, no. 1 (2010): 55–62. https://doi.org/10.1080/07494467.2010.509594

9. Freeman, Jason, and Andrew Colella. “Tools for Real-Time Music Notation”. Contemporary Music Review 29, no. 1 (2010): 101–13. https://doi.org/10.1080/07494467.2010.509599

10. Sallis, F., V. Bertolani, J. Burle, and L. Zattra, eds. Live Electronic Music. Composition, Performance, Study. London; New York: Routledge, 2017. https://doi.org/10.4324/9781315776989

11. Stroppa, Marco. “Un orchestra synthétique: Remarques sur une notation personnelle”. In Le timbre: Métaphore pour la composition, ed. par Jean-Baptiste Barrière, 485‒538. Paris: I. R. C. A. M.; Christian Bourgois Éditeur, 1991. (Collection Musique / Passé / Présent).

12. Tiffon, Vincent, and Noémie Sprenger-Ohana. “Marco Stroppa’s Compositional Process and Scientific Knowledge Between 1980‒1991”. Accessed January 15, 2022. https://hal.archives-ouvertes.fr/hal-01157107/document.

13. Vysotskaya, Marianna. “‘To Compose Sound’: To the Problem of Musical Organization in ‘Traietto- ria’ by Marco Stroppa”. Nauchnyi vestnik Moskovskoi konservatorii, no. 1/40 (2020): 36‒55. https://doi.org/10.26176/mosconsv.2020.40.1.003 (In Russian)

14. Sprenger-Ohana, Noémie, and Vincent Tiffon. “Traiettoria, l’atelier dans l’atelier du compositeur Marco Stroppa”. Revue de musicology 98, no. 1 (2012): 193‒220.

15. Dautrey, Jehanne. “Entretien avec Marco Stroppa: Accorder musicalement un espace réel et un espace inventé”. Rue Descartes 2, no. 56 (2007): 70‒81. https://doi.org/10.3917/rdes.056.0070

16. Laurenzi, Carlo, and Marco Stroppa. “The Notation of Dynamic Levels in the Performance of Electronic Music”. Zenodo. https://doi.org/10.5281/zenodo.923859

17. Trigueros, Francisco Castillo, and Rodrigo Tascón. “An Interview with Marco Stroppa”. Academia. Accessed December 12, 2021. https://www.academia.edu/8776854/An_Interview_with_Marco_Stroppa.

18. Trigueros, Francisco Castillo, and Rodrigo Tascón. “An Interview with Marco Stroppa”. Academia. Accessed December 12, 2021. https://www.academia.edu/8776854/An_Interview_with_Marco_Stroppa.

19. Stroppa, Marco. “Placement des instruments”. In Stroppa, Marco. Hommage à Gy. K.: per clarinetto, viola et pianoforte (1997‒2003 / rev. 2011): partitura. Milano: Ricordi, 2011.

Musical Editions

I. Stroppa, Marco. Traiettoria… deviata (da Traiettoria): per pianoforte e suoni generate dal computer (1982–1984): partitura. Milano: Ricordi, 2011, no. 133770

II. Stroppa, Marco. Hommage à Gy. K.: per clarinetto, viola et pianoforte (1997‒2003 / rev. 2011): partitura. Milano: Ricordi, 2011, no. 139241.

Загрузки

Опубликован

22.09.2022

Как цитировать

Высоцкая, М. С. (2022). К проблеме нотации в композиции смешанного типа: из опыта Марко Строппы. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 12(3), 414–431. https://doi.org/10.21638/spbu15.2022.301

Выпуск

Раздел

Музыка