К проблеме нотации в композиции смешанного типа: из опыта Марко Строппы
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu15.2022.301Аннотация
Эволюционные процессы в области музыкальной нотации, характеризующие вторую половину ХХ столетия, отразили магистральную тенденцию индивидуализации стилей. Масштабное развитие новых инструментальных техник и технологий синтеза и электронной обработки звука стимулировало дальнейшую разработку системы нотной записи как одного из средств визуализации музыкальной идеи. Марко Строппа, один из ведущих композиторов современной Европы, осуществил значительные наработки в области графической фиксации как новых тембров, так и разнообразных аспектов взаимодействия акустического и электронного инструментария в рамках композиции смешанного типа. Взаимопроникновение техник звукового синтеза и инструментального письма как особый предмет интереса Строппы находит отражение не только в его музыкальном творчестве, но и в текстах — статьях, эссе, интервью, обобщающих опыт композитора-практика и композитора-исследователя, который в 1987‒1989 гг. возглавлял научно-исследовательский отдел парижского ИРКАМ. Русскоязычная музыковедческая литература о Строппе представлена единственной статьей автора данной публикации, в которой впервые на примере триптиха «Traiettoria» для фортепиано и генерированных компьютером звуков был проанализирован ряд аспектов композиционного метода Строппы, а также воссоздана история рождения пьесы. Настоящая публикация акцентирует внимание на проблеме нотации в композиции смешанного типа и вводит в научный обиход композиторские разработки Строппы, реализованные им в партитуре «Traiettoria… deviata», первой части цикла «Traiettoria». Рассмотрена символьная графика электронных звучаний («звуковых “объектов”»), в опоре на комментарий композитора охарактеризованы такие сущностные для его мастерской понятия, как звуковой комплекс-«код», временной и частотный «нотоносцы», представлены примеры нотации динамических уровней, индикации высоты звука, схемы пространственной диспозиции «синтетического оркестра» — комплекса множественных источников звука, организующих «пространственную полифонию» пьесы.
Ключевые слова:
Марко Строппа, композиция смешанного типа, музыкальная нотация, звуковой комплекс, временной нотоносец, индикация высотности, пространственное измерение, камерная электроника
Скачивания
Библиографические ссылки
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.