Музыка речи и музыкальная речь в творчестве Петера Аблингера

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.21638/11701/spbu15.2018.201

Аннотация

Статья посвящена проблеме взаимосвязи речи и музыки, актуальной для композиторов последней трети ХХ — начала ХХI в. Предметом исследования становится взаимоотношение речи и музыкальных структур в творчестве одного из самых ярких представителей новой музыки настоящего времени — австрийского композитора-новатора Петера Аблингера. Он использует все возможные элементы шума в качестве полноправного звукового материала, а отдельным вектором его творчества является преобразование речи в музыкальный объект. Шум и речь в его концепции функционируют отнюдь не в хаотическом качестве, так как центральными элементами системы становятся природа звука, пространство и время. Актуальность темы обосновывается неизученностью творчества П. Аблингера в отечественном музыковедении, а также новой постановкой проблемы взаимоотношения речи и музыки, когда музыкальная ткань генерируется из речевых элементов при помощи определенной программы. В качестве исследовательской методологии автор обращается к изучению технических стратегий композитора, локализующихся при помощи общей идеи, обозначенной Аблингером как метод «фонореализма». В данном контексте современные цифровые методы обработки фотографий сопоставляются с принципами работы композитора с первоэлементами записи звука — акустическими фотографиями. Основными выводами автора становится то, что ранее музыкальная композиция была обусловлена устаревшими средствами фиксации звукового материала. Технология и новаторские идеи Аблингера сегодня позволяют воспроизвести весь спектр звука, визуализировать его, подвергнуть ревизии и затем вернуть в преобразованном виде. Композитор представляет музыку в качестве «универсального анализатора реальности». 

Ключевые слова:

музыка и речь, Петер Аблингер, говорящее фортепиано, Голоса и фортепиано, Quadraturen, музыкальный звук и шум, фонореализм, новая музыка постсериализма

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Биография автора

Светлана Витальевна Лаврова, Академия Русского балета им. А. Я. Вагановой

доктор искусствоведения, проректор по научной работе и развитию

Библиографические ссылки

Литература

1. Адорно, Теодор. Эстетическая теория. Пер. Александр Дранов. М.: Республика, 2001.

2. Булез, Пьер. Ориентиры I. Пер. Борис Скуратов. М.: Ecce homo; Logos-altera, 2004.

3. Lachenmann, Helmut. Musik als existentielle Erfahrung. Schriften 1966–1995. Wiesbaden: Breitkopf & Härtel, 1996.

4. Кириллина, Лариса. “Луиджи Ноно”. Открытый текст. Дата обращения июнь 15, 2015. http://www.opentextnn.ru/music/personalia/nono/?id=3655.

5. Attali, Jacques. Noise: The Political Economy of Music. Transl. by B. Massumi. Minneapolis: University of Minnesota Press, 1985.

6. Bosetti, Аlessandro. “Speech music and /or Alessandro Bosetti in conversation with Peter Ablinger, Tomomi Adachi, Arturas Bumšteinas, Jenny Walshe and Alexander Waterman”. Дата обращения ноябрь 27, 2017. http://www.melgun.net/read/speech-music-and-or-alessandro-bosetti-in-conversation-with-peter-ablinger-tomomi-adachi-arturas-bumsteinas-jenny-walshe-and-alexander-waterman/.

7. Ablinger, Peter. “Phonorealism”. Дата обращения август 20, 2017. http://ablinger.mur.at/phonorealism.html.

8. Лаврова, Светлана. “Автор в новой музыке ‘эпохи технической воспроизводимости’”. Вестник Академии Русского балета, no. 2 (43) (2016): 174–80.

9. Ablinger, Peter. “Black Square and Bottle Rack: noise and noises”. In Noise in and as Music, edited by Aaron Cassidy, Aaron Einbond, 60–86. Huddersfield: University of Huddersfield Press, 2013.

10. Ablinger, Peter. “Interview mit Fragen des Komponisten Trond Olav Reinholdtsen, erschienen auf Norwegisch in der Musikzeitschrift ‘Parergon’ anläßlich des Festivals ‘Happy Days’, Oslo, April 2005”. Дата обращения август 20, 2017. http://ablinger.mur.at/phonorealism.html.

11. Mello, Chico. Mimesis und musikalische Konstruktion. Aachen: Shaker Verlag, 2010, 306 S.

12. Витгенштейн, Людвиг. Логико-философский трактат. Пер. Игорь Добронравов и Делир Лахути. М.: Издательство иностранной литературы, 1958.

13. Ablinger, Peter. “Voices and Piano”. Дата обращения август 20, 2017. http://ablinger.mur.at/docs/voices_engl_dt.pdf.

14. Сартр, Жан-Поль. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии. Пер. Виталий Колядко. М.: Республика, 2000.

15. Woodruff, Jeremy. “A musical analysis of the people’s microphone: voices and echoes in protest and sound art and Occupation 1 for string quartet”. Doctor of Philosophy diss., University of Pittsburgh, 2014.

16. Лаврова, Светлана. “Проекции основных концептов постструктуралистской философии в музыке постсериализма”. Дис. д-ра иск. Казанская государственная консерватория им. Н. Г. Жиганова, 2016.


References

1. Adorno, Teodor. Esteticheskaia teoriia. Translated by Aleksandr Dranov. Moscow: Respublika, 2001. (In Russian)

2. Bulez, P’er. Orientiry I. Translated by Boris Skuratov. Moscow: Ecce homo; Logos-altera, 2004. (In Russian)

3. Lachenmann, Helmut. Musik als existentielle Erfahrung. Schriften 1966–1995. Wiesbaden: Breitkopf & Härtel, 1996.

4. Kirillina, Larisa. “Luidzhi Nono”. Otkrytyi tekst. Accessed June 15, 2015. http://www.opentextnn.ru/music/personalia/nono/?id=3655. (In Russian)

5. Attali, Jacques. Noise: The Political Economy of Music. Translated by B. Massumi. Minneapolis: University of Minnesota Press, 1985.

6. Bosetti, Аlessandro. “Speech music and /or Alessandro Bosetti in conversation with Peter Ablinger, Tomomi Adachi, Arturas Bumšteinas, Jenny Walshe and Alexander Waterman”. Accessed November 27, 2017. http://www.melgun.net/read/speech-music-and-or-alessandro-bosetti-in-conversation-with-peter-ablinger-tomomi-adachi-arturas-bumsteinas-jenny-walshe-and-alexander-waterman/.

7. Ablinger, Peter. “Phonorealism”. Accessed August 20, 2017. http://ablinger.mur.at/phonorealism.html.

8. Lavrova, Svetlana. “Avtor v novoi muzyke ‘epokhi tekhnicheskoi vosproizvodimosti’” [“The Authorship in New Music of ‘age of mechanical reproduction’”]. Vestnik Akademii Russkogo baleta [Bulletin of Vaganova Ballet Academy], no. 2 (43) (2016): 174–80. (In Russian)

9. Ablinger, Peter. “Black Square and Bottle Rack: noise and noises”. In Noise in and as Music, edited by Aaron Cassidy, Aaron Einbond, 60–86. Huddersfield: University of Huddersfield Press, 2013.

10. Ablinger, Peter. “Interview mit Fragen des Komponisten Trond Olav Reinholdtsen, erschienen auf Norwegisch in der Musikzeitschrift ‘Parergon’ anläßlich des Festivals ‘Happy Days’, Oslo, April 2005”. Accessed August 20, 2017. http://ablinger.mur.at/phonorealism.html.

11. Mello, Chico. Mimesis und musikalische Konstruktion. Aachen: Shaker Verlag, 2010.

12. Vitgenshtein, Liudvig. Logiko-filosofskii traktat. Translated by Igor’ Dobronravov and Delir Lakhuti. Moscow: Izdatel’stvo inostrannoi literatury, 1958. (In Russian)

13. Ablinger, Peter. “Voices and Piano”. Accessed August 20, 2017. http://ablinger.mur.at/docs/voices_engl_dt.pdf.

14. Sartr, Zhan-Pol’. Bytie i nichto: Opyt fenomenologicheskoi ontologii. Translated by Vitalii Koliadko. Moscow: Respublika, 2000. (In Russian)

15. Woodruff, Jeremy. “A musical analysis of the people’s microphone: voices and echoes in protest and sound art and Occupation 1 for string quartet”. Doctor of Philosophy diss., University of Pittsburgh, 2014.

16. Lavrova, Svetlana. “Proektsii osnovnykh kontseptov poststrukturalistskoi filosofii v muzyke postserializma”. DA diss. Kazanskaia gosudarstvennaia konservatoriia im. N. G. Zhiganova, 2016. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

08.06.2018

Как цитировать

Лаврова, С. В. (2018). Музыка речи и музыкальная речь в творчестве Петера Аблингера. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 8(2), 157–179. https://doi.org/10.21638/11701/spbu15.2018.201

Выпуск

Раздел

Музыка

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

1 2 > >>