Коммуникативные практики новой музыки: «красота» как опровержение привычки

Авторы

  • Светлана Витальевна Лаврова Санкт-Петербургский государственный университет, Академия Русского балета им. А.Я. Вагановой https://orcid.org/0000-0002-0887-8075
  • Елена Александровна Островская Санкт-Петербургский государственный университет

Аннотация

В рамках неофункционального подхода авторами проводится исследование коммуникаций и практик музыкальной сферы современной подсистемы искусства. Авторы излагают результаты, достигнутые на материале теоретического и прикладного изучения системы и сред новой музыки. Они подробно рассматривают установленные ею новые параметры коммуникативного кода искусства, раскрывают, разъясняют информационный посыл новой музыки, суть ее провокаций и парадоксов. Анализ различных слушательских аудиторий помогает лучше понять социальный посыл этой музыки, возможности и границы ее коммуникаций. Разбор их структуры показывает, что ее информационное наполнение отличается от доступного консервативной филармонической аудитории. Для новой музыки — это музыка звука, или внеповседневное прочтение привычного звучания мира. Наблюдателем наблюдающего, своего рода цензором, селектирующим форму, выступает компетентный слушатель, непредвзятый современник актуального звучания реальности. Красивым становится то, что облачено в новую техническую форму, выстроено вопреки классическим канонам гармонии, и даже беззвучно. В коммуникациях новой музыки подлинно новым становится акцент на провокации. Она провокативна в выборе медиумов и форм, делающих возможной презентацию тишины как музыки, ансамбля повседневных шумов как симфонии.

Ключевые слова:

актуальное искусство, новая музыка, коммуникация, социология искусства

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Светлана Витальевна Лаврова, Санкт-Петербургский государственный университет, Академия Русского балета им. А.Я. Вагановой

кандидат искусствоведения, доцент кафедры органа, клавесина и карильона факультета искусств Санкт-Петербургского государственного университета, проректор по научной работе и развитию Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой, член Союза композиторов России

Елена Александровна Островская, Санкт-Петербургский государственный университет

доктор социологических наук, профессор

Библиографические ссылки

Литература

1. Luhmann N. Die Kunst der Gesellschaft. Frankfurt am Main: Suhrkamp taschenbuch, 1997. 517 S.

2. Luhmann N. Das Kunstwerk und die Selbstreproduktion der Kunst // Geschihten und Funktionen eines Kulturwissenschaftlichen Diskurselements / Hrsg. von H. U. Gumbrecht, K. L. Pfeiffer. Frankfurt am Main, 1986. S. 620–672.

3. Luhmann N. Aufsätze und Reden / Hrsg. von Ph. Jahraus. Stuttgart: Philip Reclam jun., 2001. 102 S.

4. Холопов Ю. Н. Новые парадигмы музыкальной эстетики ХХ века // Harmony. Международный музыкальный культурологический журнал. URL: http://harmony.musigi-dunya.az/rus/archivereader.asp?txtid=89&s=1 (дата обращения: 3.09.2014).

5. Sciarrino S. Carte da suono scritti (1981–2001). Palermo: Cidim Novecento, 2001. 460 p.

6. Lachenmann Н. Musik als existentielle Erfahrung. Schriften 1966–1995. Wiesbaden; Leipzig; Paris: Breitkopf & Härtel, 2004. 454 S.

7. Лахенманн Х. Искусство никому ничего не должно… // Da capo al fine — Играем сначала — Международная академия музыкальных инноваций. № 8 (123). URL: http://gazetaigraem.ru/a12201401 (дата обращения: 3.09.2014).

8. Nishida K. [Foreword] / transl. by P. Pörtn // Lachenmann Н. NUN: music for flute, trombone, male voices and orchestra. Breitkopf & Härtel, 2003. P. 3.

9. Конкурс композиторов YouTube остался без первого места // Lenta.ru. URL: http://lenta.ru/news/2010/08/20/youtube/ (дата обращения: 3.09.2014).

References

1. Luhmann N. Die Kunst der Gesellschaft. Frankfurt am Main: Suhrkamp taschenbuch, 1997. 517 S.

2. Luhmann N. Das Kunstwerk und die Selbstreproduktion der Kunst, Geschihten und Funktionen eines Kulturwissenschaftlichen Diskurselements, Hrsg. von H. U. Gumbrecht, K. L. Pfeiffer. Frankfurt am Main, 1986. S. 620–672.

3. Luhmann N. Aufsätze und Reden, Hrsg. von Ph. Jahraus. Stuttgart: Philip Reclam jun., 2001. 102 S.

4. Kholopov Iu. N. Novye paradigmy muzykal'noi estetiki KhKh veka, Harmony. Mezhdunarodnyi muzykal'nyi kul'turologicheskii zhurnal. URL: http://harmony.musigi-dunya.az/rus/archivereader.asp?txtid=89&s=1 (accessed: 3.09.2014).

5. Sciarrino S. Carte da suono scritti (1981–2001). Palermo: Cidim Novecento, 2001. 460 p.

6. Lachenmann N. Musik als existentielle Erfahrung. Schriften 1966–1995. Wiesbaden; Leipzig; Paris: Breitkopf & Härtel, 2004. 454 S.

7. Lakhenmann Kh. Iskusstvo nikomu nichego ne dolzhno… Da capo al fine — Igraem snachala — Mezhdunarodnaia akademiia muzykal'nykh innovatsii. № 8 (123). URL: http://gazetaigraem.ru/a12201401 (accessed: 3.09.2014).

8. Nishida K. [Foreword] / transl. by P. Pörtn. Lachenmann N. NUN: music for flute, trombone, male voices and orchestra. Breitkopf & Härtel, 2003. P. 3.

9. Konkurs kompozitorov YouTube ostalsia bez pervogo mesta, Lenta.ru. URL: http://lenta.ru/news/2010/08/20/youtube/ (accessed: 3.09.2014).

Загрузки

Опубликован

11.03.2015

Как цитировать

Лаврова, С. В., & Островская, Е. А. (2015). Коммуникативные практики новой музыки: «красота» как опровержение привычки. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 5(1), 5–17. извлечено от https://artsjournal.spbu.ru/article/view/2287

Выпуск

Раздел

Музыка

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

1 2 > >>