«Жест, обращенный к беспредельности», в музыкальной композиции последней трети ХХ века: Брайн Фернихоу и Джон Кейдж: сложные концепции и сокрушение границ, структурное и стихийное

Авторы

Аннотация

Статья посвящена феномену искусства постмодернизма — трансгрессии в новой музыке. Междисциплинарный подход автора статьи к анализу музыкальной композиции отсылает к понятию Э. Морена «сложное мышление». Автор проводит сопоставление этого явления с направлением “New complexity” в новой музыке и творчеством его основателя и идеолога Брайна Фернихоу, чьи взгляды и звуковая философия находят точки пересечения и парадоксальные параллели с творчеством и воззрениями Джона Кейджа, несмотря на очевидные кардинальные различия.

Ключевые слова:

трансгрессия в новой музыке, новая сложность

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Светлана Витальевна Лаврова, Санкт-Петербургский государственный университет

кандидат искусствоведения; доцент кафедры органа, клавесина и карильона факультета искусств; композитор; член Союза композиторов России

Библиографические ссылки

Литература

1. Foucault M. Preface a la transgression // Critique.1963. № 195–196, aoflte-septembre. P. 753–754.

2. Фуко М. О трансгрессии // Танатография Эроса. Жорж Батай и французская мысль середины XX века. СПб.: Мифрил, 1994. С. 113–131.

3. Бланшо М. Опыт-предел // Танатография Эроса. Жорж Батай и французская мысль середины XX века. СПб.: Мифрил, 1994. С. 271–308.

4. Адорно Т. Философия новой музыки URL: http://sbiblio.com/biblio/archive/adorno_filisifija/00.aspx (дата обращения: 10.02.2012).

5. Петрусёва Н. А. Пьер Булез. Эстетика и техника музыкальной композиции. М.; Пермь: Реал, 2002. 352 с.

6. Hemming J. Das dritte Streichqartet von Brian Ferneyhough: Voraussetungs slosigheit oder Geschichtsberrug? Manuscript. Maistrateit TU Berlin Fachgeleit Musikwissenscaft. 1995. URL: http//mlucom@urs.unicale/dl/msegn/fereyhough (дата обращения: 10.02.2012).

7. Теория современной композиции. Учеб. пос. / отв. ред. В. С. Ценова. М.: Музыка, 2005. 624 с.

8. Колико Н. Хельмут Лахенманн: «Эстетическая технология»: дис. … канд. иск. / РАМ им. Гнесиных. М., 2002. 166 с.

9. Ferneyhough B. James Boros // Perspectives of New Music. 1990. Vol. 28, No. 2, Summer. P. 6–50.

10. Ferneyhough B. Предисловие // Studienpartitur zu Superscriptio. Лондон: Editin Peters П-7289, 1982. С. 2–3.

11. Штокхаузен К. Структура и время переживания // Homo musicus. Альманах музыкальной психологии. М.: Изд. РАМ им. Гнесиных, 1995. С. 76–95.

12. Ценова В. Пересекающиеся слои или мир как аквариум (Интервью, которого не было). URL: http://www.21israel-music.com/Cage.htm (дата обращения: 10.02.2012).

13. Lachenmann H. Musik als existentielle Erfahrung: Schriften 1966–1995. Wiesbaden: Breitkopf/Hartel, 1996. 122 S.

14. Гадамер Г.-Г. Искусство и подражание // Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. СПб.: Петрополис, 1995. С. 14–19.


References

1. Foucault M. Preface a la transgression. Critique, 1963, no. 195–196, aoflte-septembre, pp. 753–754.

2. Fuko M. O transgressii. Tanatografiia Erosa. Zhorzh Batai i frantsuzskaia mysl' serediny XX veka. St. Petersburg, Mifril Publ., 1994, pp. 113–131. (In Russian)

3. Blansho M. Opyt-predel. Tanatografiia Erosa. Zhorzh Batai i frantsuzskaia mysl' serediny XX veka. St. Petersburg, Mifril Publ., 1994, pp. 271–308. (In Russian)

4. Adorno T. Filosofiia novoi muzyki. Available at http://sbiblio.com/biblio/archive/adorno_filisifija/00.aspx (accessed: 10.02.2012). (In Russian)

5. Petruseva N. A. P'er Bulez. Estetika i tekhnika muzykal'noi kompozitsii. Moscow; Perm', Real Publ., 2002. 352 p. (In Russian)

6. Hemming J. Das dritte Streichqartet von Brian Ferneyhough: Voraussetungs slosigheit oder Geschichtsberrug? Manuscript. Maistrateit TU Berlin Fachgeleit Musikwissenscaft. 1995. Available at http//mlucom@urs.unicale/dl/msegn/fereyhough (accessed: 10.02.2012).

7. Teoriia sovremennoi kompozitsii. Ucheb. pos. Ed. by V. S. Tsenova. Moscow, Muzyka, 2005. 624 p. (In Russian)

8. Koliko N. Khel'mut Lakhenmann: "Esteticheskaia tekhnologiia": dis. … kand. isk. RAM im. Gnesinykh, 2002. 166 p. (In Russian)

9. Ferneyhough B. James Boros. Perspectives of New Music, 1990, vol. 28, no. 2, Summer, pp. 6–50.

10. Ferneyhough B. Predislovie. Studienpartitur zu Superscriptio. London, Editin Peters P-7289, 1982, pp. 2–3.

11. Shtokkhauzen K. Struktura i vremia perezhivaniia. Homo musicus. Al'manakh muzykal'noi psikhologii. Moscow, Izd. RAM im. Gnesinykh, 1995,pp. 76–95. (In Russian)

12. Tsenova V. Peresekaiushchiesia sloi ili mir kak akvarium (Interv'iu, kotorogo ne bylo). Available at http://www.21israel-music.com/Cage.htm (accessed: 10.02.2012). (In Russian)

13. Lachenmann H. Musik als existentielle Erfahrung: Schriften 1966–1995. Wiesbaden, Breitkopf/Hartel, 1996. 122 S.

14. Gadamer G.-G. Iskusstvo i podrazhanie. Gadamer G.-G. Aktual'nost' prekrasnogo. St. Petersburg, Petropolis Publ., 1995, pp. 14–19. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

12.09.2012

Как цитировать

Лаврова, С. В. (2012). «Жест, обращенный к беспредельности», в музыкальной композиции последней трети ХХ века: Брайн Фернихоу и Джон Кейдж: сложные концепции и сокрушение границ, структурное и стихийное. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 2(3), 3–12. извлечено от https://artsjournal.spbu.ru/article/view/1531

Выпуск

Раздел

Музыка

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

1 2 > >>