Две стороны звукового восприятия новой музыки: Х. Лахенманн — энергия исполнительского жеста и новый тип слушания
Аннотация
В статье исследованы две стороны восприятия звука: акустический — вызванный его физическими свойствами и психологический, т. е. субъективный и. В контексте преобразований в области звука в новой музыке автор статьи адресует к энергии исполнительского жеста в сочинениях Хельмута Лахенманна на примере его Pression для виолончели соло. В ходе анализа автор обращается также к философскому трактату Ж. Делёза. В смысловом поле новой музыки более не существует в отдельности электроники или акустики: эти две категории неотделимы друг от друга. Противопоставление одного другому противоречит здравому смыслу, так как их тесная взаимосвязь и обмен функциями очевидны. Автора статьи интересует прежде всего неоднозначность представлений о звуке как форме и в зависимости от его места и контекста смысловых различий. Звуковой глоссарий Х. Лахенманна, а именно всевозможные «шорохи», «скрежеты», «свисты» получают право на самостоятельную жизнь, обретая художественную и звуковую ценность. Процесс звукоизвлечения и механические свойства звука оцениваются Х. Лахенманном значительно выше непосредственно самого звука.
Ключевые слова:
звуковое восприятие, новая музыка, энергия исполнительского жеста
Скачивания
Библиографические ссылки
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.