Две стороны звукового восприятия новой музыки: Х. Лахенманн — энергия исполнительского жеста и новый тип слушания

Авторы

Аннотация

В статье исследованы две стороны восприятия звука: акустический — вызванный его физическими свойствами и психологический, т. е.  субъективный и. В контексте преобразований в области звука в новой музыке автор статьи адресует к энергии исполнительского жеста в сочинениях Хельмута Лахенманна на примере его Pression для виолончели соло. В ходе анализа автор обращается также к философскому трактату Ж. Делёза. В смысловом поле новой музыки более не существует в отдельности электроники или акустики: эти две категории неотделимы друг от друга. Противопоставление одного другому противоречит здравому смыслу, так как их тесная взаимосвязь и обмен функциями очевидны. Автора статьи интересует прежде всего неоднозначность представлений о звуке как форме и в зависимости от его места и контекста смысловых различий. Звуковой глоссарий Х. Лахенманна, а именно всевозможные «шорохи», «скрежеты», «свисты» получают право на самостоятельную жизнь, обретая художественную и звуковую ценность. Процесс звукоизвлечения и механические свойства звука оцениваются Х. Лахенманном значительно выше непосредственно самого звука.

Ключевые слова:

звуковое восприятие, новая музыка, энергия исполнительского жеста

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Светлана Витальевна Лаврова, Санкт-Петербургский государственный университет

кандидат искусствоведения; доцент кафедры органа, клавесина и карильона факультета искусств; композитор; член Союза композиторов России

Библиографические ссылки

Литература

1. Stuckenschmidt H. H. Die dritte Epoche. Bemerkungen zur Ästhetik der Elektronenmusik // Die Reihe. 1955. No 1. S. 17–19.

2. Lachenmann H. Klangtypen der neuen Musik // Zeitschrift für Musiktheorie. 1970. No 1. S. 21–30.

3. Назайкинский Е. В. О психологии музыкального восприятия М.: Музыка, 1972. 384 с.

4. Шеффер П. «Я потратил свою жизнь впустую…» Интервью П. Шеффера с английским журналистом Т. Ходжкинсоном / пер. с англ. Ю. Дмитрюковой // Recommended Records Quarterly. 1987. Vol. 2, No 1. P. 25–30.

5. Эко У. «Отсутствующая структура: Введение в семиологию. СПб.: Петрополис, 1998. 544 с.

6. Fischer-Lichte Е. Ästhetik des Performativen. Frankfurt am Main: [Б. и.], 2004. 240 S.

7. Делёз Ж. Логика смысла / пер. с фр. М.; Екатеринбург: Раритет. 460 с.

References

1. Stuckenschmidt H. H. Die dritte Epoche. Bemerkungen zur Ästhetik der Elektronenmusik, Die Reihe. 1955. No 1. p. 17–19.

2. Lachenmann H. Klangtypen der neuen Musik, Zeitschrift für Musiktheorie. 1970. No 1. p. 21–30.

3. Nazaikinskii E. V. O psikhologii muzykal'nogo vospriiatiia. M.: Muzyka, 1972. 384 p.

4. Sheffer P. «Ia potratil svoiu zhizn' vpustuiu…» Interv'iu P. Sheffera s angliiskim zhurnalistom T. Khodzhkinsonom, per. s angl. Iu. Dmitriukovoi, Recommended Records Quarterly. 1987. Vol. 2, No 1. P. 25–30.

5. Eko U. «Otsutstvuiushchaia struktura: Vvedenie v semiologiiu. SPb.: Petropolis, 1998. 544 p.

6. Fischer-Lichte E. Ästhetik des Performativen. Frankfurt am Main: [B. i.], 2004. 240 S.

7. Delez Zh. Logika smysla, per. s fr. M.; Ekaterinburg: Raritet. 460 p.

Загрузки

Опубликован

02.12.2013

Как цитировать

Лаврова, С. В. (2013). Две стороны звукового восприятия новой музыки: Х. Лахенманн — энергия исполнительского жеста и новый тип слушания. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 3(4), 23–27. извлечено от https://artsjournal.spbu.ru/article/view/2448

Выпуск

Раздел

Музыка

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

1 2 > >>