«Логика смысла» Жиля Делёза в музыкальной композиции Хельмута Лахенмана: опыт сравнительного анализа первой серии парадоксов

Авторы

Аннотация

В статье представлен опыт сравнительного анализа некоторых положений известного трактата «Логика смысла» Жиля Делёза с отдельными явлениями в музыкальной композиции конца ХХ в. на примере творчества немецкого композитора Хельмута Лахенмана. Междисциплинарный подход к исследованию проблем современной музыкальной композиции представляется наиболее актуальным. Нарушение причинно-следственных связей в «Алисе в стране чудес», составляющее «первую серию парадоксов» в трактате Делёза, проецируется в музыкальное пространство и помогает объяснить эстетические установки немецкого композитора, а также их воплощение средствами современной композиторской техники.

Ключевые слова:

логика смысла музыкальной композиции, анализ серии парадоксов

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Светлана Витальевна Лаврова, Санкт-Петербургский государственный университет

доцент, кандидат искусствоведения, композитор, член Союза композиторов России

Библиографические ссылки

Литература

1. Ивашкин А. Беседы с Альфредом Шнитке. М.: Классика XXI, 2005. 320 с.

2. Xenakis I. Formalized music. Th ought and mathematics in composition. Bloomington, 1971. New York, 1992.

3. Ксенакис Я. Музыка и наука // Курьер ЮНЕСКО. 1986. № 5. С. 20.

4. Ксенакис Я. О своей генеалогии и творческой идеологии // Культура, художник, общество: сб. обзоров и переводов Ин-та научной информации по общественным наукам РАН. М., 1992. С. 38.

5. Berio L. Two Interviews, Marion Boyars. New York, 1981.

6. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть: пер. с англ. М.: Добросвет, 2000. 390 с.

7. Делёз Ж., Гваттари Ф. Капитализм и шизофрения // Восток. Альманах. Вып. 11–12 (35–36), ноябрь-декабрь 2005. URL: http://www.situation.ru/app/j_art_1023.htm (дата обращения: 28.01.11).

8. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. М.; СПб.: Алетейя, 1998. 159 с.

9. Титан Европейской музыки, или Последний Бастион Модернизма: Эксклюзивное интервью с композитором Карлхайнцем Штокхаузеном // Kürten. 2007. 19 марта. URL: http://www.kultura.az/articles.php?item_id=20080503024310562&sec_id=8 (дата обращения: 28.01.11).

10. Караев Ф. В Никуда… URL: http://www.karaev.net/t_herrn_la_r.html (дата обращения: 28.01.11).

11. Делёз Ж. Логика смысла: пер. с фр. М.: Раритет; Екатеринбург: Деловая книга, 1998. 480 с.

12. Lachenmann H. Klangtypen der Neuen Musik (1966–1993) // Music als existelle Erfahrung. Wiesbaden, 1996. S. 1–20.


References

1. Ivashkin A. Besedy s Al'fredom Shnitke. Moscow, Klassika XXI Publ., 2005. 320 p. (In Russian)

2. Xenakis I. Formalized music. Thought and mathematics in composition. Bloomington, 1971; New York, 1992.

3. Ksenakis Ia. Muzyka i nauka. Kur'er IuNESKO, 1986, no. 5, P. 20. (In Russian)

4. Ksenakis Ia. O svoei genealogii i tvorcheskoi ideologii. Kul'tura, khudozhnik, obshchestvo: sb. obzorov i perevodov In-ta nauchnoi informatsii po obshchestvennym naukam RAN. Moscow, 1992, P. 38. (In Russian)

5. Berio L. Two Interviews, Marion Boyars. New York, 1981.

6. Bodriiiar Zh. Simvolicheskii obmen i smert'. Transl. from English. Moscow, Dobrosvet Publ., 2000. 390 p. (In Russian)

7. Delez Zh., Gvattari F. Kapitalizm i shizofreniia. Vostok. Al'manakh. Issue 11–12 (35–36), noiabr'-dekabr' 2005. Available at: http://www.situation.ru/app/j_art_1023.htm (accessed: 28.01.11). (In Russian)

8. Liotar Zh.-F. Sostoianie postmoderna. Moscow; St Petersburg, Aleteiia Publ., 1998. 159 p. (In Russian)

9. Titan Evropeiskoi muzyki, ili Poslednii Bastion Modernizma: Ekskliuzivnoe interv'iu s kompozitorom Karlkhaintsem Shtokkhauzenom. Kürten, 2007, 19 marta. Available at: http://www.kultura.az/articles.php?item_id=20080503024310562&sec_id=8 (accessed: 28.01.11).

10. Karaev F. V Nikuda… Available at: http://www.karaev.net/t_herrn_la_r.html (accessed: 28.01.11). (In Russian)

11. Delez Zh. Logika smysla. Transl. from French. Moscow, Raritet Publ.; Ekaterinburg, Delovaia kniga Publ., 1998, 480 p. (In Russian)

12. Lachenmann H. Klangtypen der Neuen Musik (1966–1993). Music als existelle Erfahrung. Wiesbaden, 1996, pp. 1–20.

Загрузки

Опубликован

15.03.2011

Как цитировать

Лаврова, С. В. (2011). «Логика смысла» Жиля Делёза в музыкальной композиции Хельмута Лахенмана: опыт сравнительного анализа первой серии парадоксов. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 1(1), 41–46. извлечено от https://artsjournal.spbu.ru/article/view/587

Выпуск

Раздел

Музыка

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

1 2 > >>