Идеи и символы христианства в операх П. Дюка и О. Мессиана
Аннотация
В статье рассмотрена проблема претворения идей и символов христианства в операх крупных французских композиторов XIX–ХХ вв.: П. Дюка («Ариана и Синяя Борода») и О. Мессиана («Святой Франциск Ассизский»). В музыкальной драматургии этих произведений выявлены элементы общности, основанные на глубоком понимании основ христианской веры. Впервые исследовано расширительное истолкование идей христианства, ведущее к изменениям жанров и форм во французском музыкальном театре; определены исторические предпосылки его эволюции: от лирической оперы и оперы-миракль (Ш. Гуно, Ж. Массне) к символистской и импрессионистической лирической драме и мистерии (К. Дебюсси, П. Дюка); позднее — к «французской музыкальной драме» (В. д’Энди) и мелодраме (И. Стравинского); к синтезу различных жанровых аспектов в операх Ф. Пуленка и О. Мессиана.
Ключевые слова:
П. Дюка, О. Мессиан, «Ариана и Синяя Борода», «Святой Франциск Ассизский», идеи и символы христианства, духовное единство композиторов, христианская вера, эволюция французской оперы, музыкальная драматургия, музыкально-театральные жанры
Скачивания
Библиографические ссылки
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.