Characteristics of Choral Writing in György Ligeti’s Late Works

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu15.2018.403

Аннотация

Статья посвящена последним вокальным сочинениям a cappella, созданным Дьёрдем Лигети в 1980–1990-х годах: циклам «Три фантазии на тексты Фридриха Гёльдерлина», «Венгерские этюды» и «Бессмысленные мадригалы». Автор прослеживает связи с ранее созданными хоровыми опусами мастера, а также с хоровым творчеством предшественников и современников композитора, выявляя особенности развития хорового письма Лигети в его поздних сочинениях на уровнях взаимодействия слова и музыки, фактурной и тембровой организации. Особое внимание автор уделяет изучению неомадригальных тенденций в рассматриваемых произведениях. Устанавливается, что связь со старинным жанром прослеживается не только в устройстве музыкальной ткани, тесно связанной со строением словесного текста, или в чутком следовании интонационно-фактурного решения за литературным содержанием, но также и на уровне общего решения сочинений. В этом отношении кульминационным в наследии Лигети становится его цикл «Nonsense madrigals», в котором оппозиция любви и смерти — изечных категорий человеческого бытия — определяет композиционное и драматургическое строение цикла, а типичная для вокального творчества Лигети «полифония смыслов» проявляется в постоянной жанрово-стилевой игре с реципиентом. Сочинение, предназначенное для ансамбля «The King’s singers» воплощает многообразные стилевые аллюзии, во многом соответствующие широкому исполнительскому диапазону ансамбля и собственным музыкальным интересам композитора. В этом последнем вокально-ансамблевом произведении Лигети отразилась и его любовь к литературному миру Льюиса Кэрролла с типичной для него атмосферой

Ключевые слова:

Дьёрдь Лигети, Арнольд Шёнберг, Луиджи Ноно, Льюис Кэрролл, Фридрих Гёльерлин, хоровая музыка, хоровая фактура, неомадригализм

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Биография автора

Александр Сергеевич Рыжинский, Российская академия музыки имени Гнесиных

доктор искусствоведения, доцент, проректор по стратегическому развитию профессионального музыкального образования, профессор кафедры хорового дирижирования

Библиографические ссылки


References

1. Ligeti, G., P. Várnai, J. Häusler, and C. Samuel. György Ligeti in Conversation with Péter Várnai, Josef Hääusler, Claude Samuel, and Himself. London: Eulenburg, 1983.

2. Trainina, Elena. “Pozdnii ‘Ligeti-stil’’ (proizvedeniia 1990-kh — 2000-kh godov)”. PhD diss. Rossiiskaia akademiia muzyki imeni Gnesinykh, 2013. (In Russian)

3. Engbrecht, Berndt. Die spate Chormusik von György Ligeti. Frankfurt am Main: Peter Lang GmbH, 2001.

4. Floros, Konstantin. György Ligeti: Beyond Avant-garde and Postmodernism. Translated by Ernest Bernhardt-Kabisch. Frankfurt am Main: Peter Lang GmbH, 2014.

5. Hölderlin, Friedrich. "Gedichte. Stuttgart u. a., 1826". Accessed July 01, 2018. http://www.deutschestextarchiv.de/book/view/hoelderlin_gedichte_1826/?hl=Abendphanta %C5 %BFie;p=55.

6. Searby, Michael. D. Ligeti’s Stylistic Crisis. Transformation in His Musical Style. 1974–1985. Lanham; Maryland: The Scarecrow Press, Inc., 2010.

7. Lichtenfeld, Monika. “…und alles Schöne hatt’ er behalten”. Fragmente zu Ligetis Ästhetik”. In György Ligeti: Personalstil — Avantgardismus — Popularität, Hrsg. Otto Kolleritsch, 122–33. Wien: Universal Edition, 1987.

8. Lichtenfeld, Monika. “Gespräch mit György Ligeti“. Neue Zeitschrift für Musik, no. 145/1 (1984): 8–11, Heft 1.

9. Ryzhinskii, Aleksandr. “L. Nono, B. Maderna, L. Berio: puti razvitiia ital’ianskoi khorovoi muzyki vo vtoroi polovine XX veka”. DA diss. Rossiiskaia akademiia muzyki imeni Gnesinykh, 2016. (In Russian)

10. Steinitz, Richard. György Ligeti. Music of the Imagination. Boston: Notheastern University Press, 2003.

11. Beffa, Karol. György Ligeti. Paris: Fayard, 2016.

12. Burde, Wolfgang. György Ligeti. Zürich: Atlantis Musilbuch, 1993.

13. Akopian, Levon. Muzyka XX veka. Entsiklopedicheskii slovar’. Moscow: Praktika, 2010. (In Russian)

14. Ligeti, György. Magyar Etüdök. Partitur. Mainz: Schott, 1983.

15. Hoffman, Heinrich. Struwwelpeter. New York: Dover Publications, 1995.

16. Carroll, Lewis. Stories, Verses, Puzzles, Acrostics, “Phantasmagoria” and Other Comic Writings — Illustrated by John Tenniel. London: Wordsworth Editions Limited, 2006.

17. Lobanova, Marina. György Ligeti. Style. Ideas. Poetics. Translated by Marc Shuttlewort. Berlin: Verlag Ernst Kuhn, 2002.

18. Trainina, Elena. “Nonsense madrigals Ligeti ili kategoriia ‘absurda’ (v dukhe postmodernizma)”. In Federal’noe agentstvo po kul’ture i kinematografii, Rossiiskaia akademiia muzyki imeni Gnesinykh. Muzykovedenie k nachalu veka: proshloe i nastoiashchee. Mezhdunarodnaia nauchnaia konferentsiia, 30 oktiabria — 1 noiabria 2007, edited by Tat’iana Naumenko, 408–16. Moscow: RAM im. Gnesinykh, 2007. (In Russian)

19. Carroll, Lewis. Doublets, a word puzzle. London: Macmillan, 1879.

20. Okuneva, Ekaterina. “O smyslovom prostranstve Nonsense madrigals D’erdia Ligeti”. In Mūzikas zinātne šodien: pastāvīgais un mainīgais. Zinātnisko rakstu krājums, edited by Ilma Grauzdina, 253–6. Daugavpils: Daugavpils Universitāte, 2015, produkcija VII. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

11.12.2018

Как цитировать

Рыжинский, А. С. (2018). Characteristics of Choral Writing in György Ligeti’s Late Works. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 8(4), 578–592. https://doi.org/10.21638/spbu15.2018.403

Выпуск

Раздел

Музыка