Кантаты Пьера Булеза в контексте основных тенденций развития хоровой композиции XX в.

Аннотация

Статья посвящена хоровому письму Пьера Булеза в кантатах «Le visage nuptial» и «Le soleil des eaux». Редакции этих сочинений, создававшиеся в течение почти 40 лет (с 1951 по 1989 г.), представляют комплекс фактурных и тембровых приемов, которые, с одной стороны, являются продолжением экспериментов композиторов Новой венской школы (А.Шёнберга, А.Веберна), с другой — предваряют ряд новаций в хоровом письме современников Булеза (Л.Ноно, Л.Берио, К.Штокхаузена, Я.Ксенакиса и др.). Приводятся доказательства в пользу идеи о том, что именно хоровые сочинения Булеза стали логичным связующим звеном между вокально-хоровыми опусами композиторов первого и второго западноевропейского авангарда. Изучаются особенности взаимодействия словесного и музыкального рядов, специфика фактурной организации сочинений Булеза, систематизируются сведения об используемых тембровых приемах. Выявляются связи между типичным для хоровых сочинений Булеза гетерофонным изложением и использованием четвертитоновой нотации, приема glissando и различных вариантов речевого пения (Sprechgesang). Прослеживаются связи между стереофоническими эффектами в музыке Булеза и Ноно. Важное место занимает изучение технологий вокального звукоизвлечения, или «вокальной эмиссии» (по определению Булеза). Подчеркивается значение опыта Шёнберга и Веберна в формулировке технических основ хоровой тембрики Булеза. Отдельное внимание уделено проблеме «work in progress» как одной из определяющих облик хорового наследия композитора. Сопоставляя сочинения Ноно, Мадерны и Булеза, автор приходит к выводу о различных причинах прихода композиторов к концепции «открытого сочинения» (У.Эко).

Ключевые слова:

Пьер Булез, Арнольд Шёнберг, Антон Веберн, Рене Шар, западноевропейский авангард, хоровая музыка, хоровая фактура, вокальная тембрика, work in progress, Sprechgesang

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Биография автора

Александр Сергеевич Рыжинский, Российская академия музыки имени Гнесиных

доктор искусствоведения, профессор

Литература

Литература

1. Иванова, Ирина. "Серийная идея и ее реализация в композиции Пьера Булеза". Дис. канд. искусствоведения. Российская академия музыки имени Гнесиных, 2000.

2. Boulez, Pierre. Conversation with Cèlestin Deliège. Transl. by Célestin Deliège, foreword by Robert Wangermée. London: Eulenburg Books, 1976.

3. Peyser, Joan. Boulez: Composer, Conductor, Enigma. New York: Macmillan Publishing Co., Inc., 1976.

4. Эко, Умберто. Открытое произведение: форма и неопределенность в современной поэтике. Пер. А. Шурбелев. СПб.: Академический проспект, 2004.

5. Эко, Умберто. “Поэтика открытого произведения”. В изд. Эко, Умберто. Поэтики Джойса, пер. А.Коваль, 357–66. СПб.: Симпозиум, 2006.

6. Халлер, Ханс Петер. “‘Всегда по-новому, все время иначе…’ В экспериментальной электронной студии Фрайбурга”. Музыкальная академия, no. 1 (1996): 48–55.

7. Балашова, Тамара. Французская поэзия XX века. М.: Наука, 1982.

8. Jameux, Dominique. Pierre Boulez. Transl. by Susan Bradshaw. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1991.

9. Телкова, Наталия. Хоровая додекафония Антона Веберна. М.: Музиздат, 2008.

10. Boulez, Pierre. “Speaking, Playing, Singing. Pierrot lunaire and Le Marteau sans maоtre”. In Boulez, Pierre. Orientations: Collected Writings, ed. by Jean-Jacques Nattiez, transl. by Martin Cooper, 330–43. London; Boston: Faber and Faber, 1986.

11. Zeller, Hans Rudolf. “Le Visage Nuptial”. In Pierre Boulez, Hrsg. Heinz-Klaus Metzger und Rainer Riehn, 76–90. München: Edition Text+Kritik, 1995. (Musik-Konzepte, Heft 89/90).

12. Zeller, Hans Rudolf. “Von einer (zeitweiligen) Korrespondenz”. In Pierre Boulez, Hrsg. Heinz-Klaus Metzger und Rainer Riehn, 154–70. München: Edition Text+Kritik, 1995. (Musik-Konzepte, Heft 89/90).

13. Петрусёва, Надежда. Пьер Булез: эстетика и техника музыкальной композиции. Пермь: Реал, 2002.

14. Alwes, Chester L. A History of Western Choral Music. 2 vols. New York: Oxford University Press, 2016, vol. 2.

15. Campbell, Edward. Boulez, Music and Philosophy. Cambridge: University of Cambridge Press, 2010. (Music in the Twentieth Century, bk. 27).

16. Campbell, Edward. “Pierre Boulez: Composer, Traveler, Correspondent”. In Pierre Boulez Studies, eds Edward Campbell and Peter O’Hagan, 3–24. Cambridge: Cambridge University Press, 2016. (Cambridge Composer Studies).

17. Goldman, Jonathan. The Musical Language of Pierre Boule: Writings and Compositions. London: Cambridge University Press, 2011. (Music since 1900).

18. Cadieu, Martine. Pierre Boulez. Madrid: Espasa-Calpe, S.A., 1977.

19. Петрусёва, Надежда, “Король ушедшей эпохи. Вспоминая композитора и дирижера Пьера Булеза”, Музыкальное обозрение, март 28, 2016. Дата обращения декабрь 31, 2019. http://muzobozrenie.ru/korol-ushedshej-e-pohi/.

20. Цареградская, Татьяна. Музыкальный жест в пространстве современной композиции. М.: Композитор, 2018.

References

1. Ivanova, Irina. "Serial Idea and Its Implementation in the Composition of Pierre Boulez". PhD diss., Rossiiskaia akademiia muzyki imeni Gnesinykh, 2000. (In Russian).

2. Boulez, Pierre. Conversation with Célestin Deliège. Transl. by Célestin Deliège, foreword by Robert Wangermée. London: Eulenburg Books, 1976.

3. Peyser, Joan. Boulez: Composer, Conductor, Enigma. New York: Macmillan Publishing Co., Inc., 1976.

4. Eko, Umberto. The Open Work: Form and Uncertainty in Modern Poetics. Rus. ed. Transl. by A. Shurbelev. St. Petersburg: Akademicheskii prospekt Publ., 2004. (In Russian)

5. Eko, Umberto. “The Poetics of Open Work”. In Eko, Umberto. Poetiki Dzhoisa. Rus. ed. Transl. by A.Koval’, 357–66. St. Petersburg: Simpozium Publ., 2006. (In Russian)

6. Haller, Hans-Peter. “‘Always in a New Way, All the Time Different…’ In the Experimental Electronic Studio of Freiburg”. Muzykal’naia akademiia, no. 1 (1996): 48–55. (In Russian)

7. Balashova, Tamara. French Poetry of the 20th Century. Moscow: Nauka Publ., 1982. (In Russian)

8. Jameux, Dominique. Pierre Boulez. Transl. by Susan Bradshaw. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1991.

9. Telkova, Nataliia. Anton Webern’s Choral Dodecaphony. Moscow: Muzizdat Publ., 2008. (In Russian)

10. Boulez, Pierre. “Speaking, Playing, Singing. Pierrot lunaire and Le Marteau sans maоtre”. In Boulez, Pierre. Orientations: Collected Writings, ed. by Jean-Jacques Nattiez, transl. by Martin Cooper, 330–43. London; Boston: Faber and Faber, 1986.

11. Zeller, Hans Rudolf. “Le Visage Nuptial”. In Pierre Boulez, Hrsg. Heinz-Klaus Metzger und Rainer Riehn, 76–90. München: Edition Text+Kritik, 1995. (Musik-Konzepte, Heft 89/90).

12. Zeller, Hans Rudolf. “Von einer (zeitweiligen) Korrespondenz”. In Pierre Boulez, Hrsg. Heinz-Klaus Metzger und Rainer Riehn, 154–70. München: Edition Text+Kritik, 1995. (Musik-Konzepte, Heft 89/90).

13. Petruseva, Nadezhda. Pierre Boulez: Aesthetics and Technique of Musical Composition. Perm’: Real Publ., 2002. (In Russian)

14. Alwes, Chester L. A History of Western Choral Music. 2 vols. New York: Oxford University Press, 2016, vol. 2.

15. Campbell, Edward. Boulez, Music and Philosophy. Cambridge: University of Cambridge Press, 2010. (Music in the Twentieth Century, bk. 27).

16. Campbell, Edward. “Pierre Boulez: Composer, Traveler, Correspondent”. In Pierre Boulez Studies, eds Edward Campbell and Peter O’Hagan, 3–24. Cambridge: Cambridge University Press, 2016.

17. Goldman, Jonathan. The Musical Language of Pierre Boule: Writings and Compositions. London: Cambridge University Press, 2011. (Music since 1900).

18. Cadieu, Martine. Pierre Boulez. Madrid: Espasa-Calpe, S.A., 1977.

19. Petruseva, Nadezhda, “The King of the Left Era. Remembering the Composer and Conductor Pierre Boulez”, Muzykal’noe obozrenie, March 28, 2016. Accessed December 31, 2019. http://muzobozrenie.ru/korol-ushedshej-e-pohi/. (In Russian)

20. Tsaregradskaya, Tatiana. Musical Gesture in the Music Composition Space. Moscow: Kompozitor Publ., 2018. (In Russian) (Cambridge Composer Studies).

Опубликован
2021-03-24
Как цитировать
Рыжинский, А. С. (2021). Кантаты Пьера Булеза в контексте основных тенденций развития хоровой композиции XX в. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 11(1), 21-38. https://doi.org/10.21638/spbu15.2021.102
Раздел
Музыка

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)