Кантаты Пьера Булеза в контексте основных тенденций развития хоровой композиции XX в.
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu15.2021.102Аннотация
Статья посвящена хоровому письму Пьера Булеза в кантатах «Le visage nuptial» и «Le soleil des eaux». Редакции этих сочинений, создававшиеся в течение почти 40 лет (с 1951 по 1989 г.), представляют комплекс фактурных и тембровых приемов, которые, с одной стороны, являются продолжением экспериментов композиторов Новой венской школы (А.Шёнберга, А.Веберна), с другой — предваряют ряд новаций в хоровом письме современников Булеза (Л.Ноно, Л.Берио, К.Штокхаузена, Я.Ксенакиса и др.). Приводятся доказательства в пользу идеи о том, что именно хоровые сочинения Булеза стали логичным связующим звеном между вокально-хоровыми опусами композиторов первого и второго западноевропейского авангарда. Изучаются особенности взаимодействия словесного и музыкального рядов, специфика фактурной организации сочинений Булеза, систематизируются сведения об используемых тембровых приемах. Выявляются связи между типичным для хоровых сочинений Булеза гетерофонным изложением и использованием четвертитоновой нотации, приема glissando и различных вариантов речевого пения (Sprechgesang). Прослеживаются связи между стереофоническими эффектами в музыке Булеза и Ноно. Важное место занимает изучение технологий вокального звукоизвлечения, или «вокальной эмиссии» (по определению Булеза). Подчеркивается значение опыта Шёнберга и Веберна в формулировке технических основ хоровой тембрики Булеза. Отдельное внимание уделено проблеме «work in progress» как одной из определяющих облик хорового наследия композитора. Сопоставляя сочинения Ноно, Мадерны и Булеза, автор приходит к выводу о различных причинах прихода композиторов к концепции «открытого сочинения» (У.Эко).
Ключевые слова:
Пьер Булез, Арнольд Шёнберг, Антон Веберн, Рене Шар, западноевропейский авангард, хоровая музыка, хоровая фактура, вокальная тембрика, work in progress, Sprechgesang
Скачивания
Библиографические ссылки
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.