«Das Floß der Medusa» Х. В. Хенце: к проблеме политического ангажемента в творчестве композитора

Авторы

  • Александр Сергеевич Рыжинский Российская академия музыки имени Гнесиных https://orcid.org/0000-0001-9558-0252

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu15.2024.102

Аннотация

Статья посвящена одному из наиболее известных сочинений Х. В. Хенце «Das Floß der Medusa» («Плот “Медузы”»), часто рассматриваемому как образец политического ангажемента в творчестве композитора. Основываясь на высказываниях Хенце и его либреттиста Э. Шнабеля, изучении партитуры сочинения, автор статьи приходит к выводу о том, что оратория была признана политическим сочинением во многом в связи с сопутствующими обстоятельствами ее создания и премьеры, но не исходя из изначального замысла и его воплощения. Ряд наблюдений наталкивают автора на мысль об отражении в оратории идей музыки протеста как направления, изобличающего не только фашизм, но и любые формы социального неравенства, насилия над личностью. Изучение особенностей хорового письма «Das Floß der Medusa» выявляет параллели в фактурном устройстве между произведением Хенце и сочинениями Луиджи Ноно 1950-х годов («La victoire de Guernica», «Il canto sospeso», «Intolleranza 1960»). Использование ресурсов политекстовости, оперирование отдельными слогами и фонемами литературного текста, работа с мультиязычными вербальными рядами, активное применение диагональной фактуры — все это сближает хоровое творчество двух современников. Вместе с тем в сочинении Хенце нашли отражение и поиски в области вокальной тембрики, характерные и для других участников Летних курсов новой музыки в Дармштадте — применение различных модификаций речевого пения (Sprechgesang), новейшие приемы вокальной артикуляции (вокальное тремоло, пролонгация переднеязычной вибранты). Все это в совокупности позволяет говорить об оратории Хенце как одном из наиболее заметных хоровых сочинений конца 1960-х годов.

Ключевые слова:

Ханс Вернер Хенце, оратория «Плот “Медузы”», хоровая музыка послевоенного авангарда, политический ангажемент, слово и музыка, хоровая фактура, вокальная тембрика

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

1. Лосева, Ольга. “Ханс Вернер Хенце”. В изд. XX век. Зарубежная музыка. Очерки и документы, под ред. Марка Арановского и А. Баевой, 96–131. М.: Музыка, 1995, вып. 1.

2. Alwes, Chester. A History of Western Choral Music. 2 vols. New York: Oxford University Press, 2016, vol. 2.

3. Petersen, Peter. “Das Floß der ‘Medusa’ von Henze und Schnabel. Ein Kunstwerk im Schatten seiner Rezeption”. In Hans Werner Henze — Musik und Sprache, hrsg. von Ulrich Tadday, 51–79. Berlin: Edition Text + Kritik, 2006. (Musik-Konzepte, 132).

4. Корнилова, Елена. “Крушение французского фрегата ‘Медуза’ как факт, заложенный в основание мифа Нового времени”. В изд. Французский акцент в мировой культуре: к 60-летию А. Н. Таганова, под ред. О. Анциферова, Ю. Цветкова и П. Николаева, 240–9. Иваново: Иванов. гос. ун-т, 2010.

5. Efthimiou, Charris. “Hans Werner Henze’s ‘False’ Echoes from his Oratorio The Raft of the Medusa (1968): A Music — Analytical Approach”. Lithuanian Musicology 21 (2020): 124–39.

6. Sang Myung, Han. “Action Music. Das Konzept der musik-theatralischen Kompositionen von Hans Werner Henze 1966–1976”. PhD diss., Freien Universität Berlin, 2009.

7. Heister, Hans-Werner. “Zur Bedeutung Karl Amadeus Hartmanns für Hans Werner Henze”. In Hans Werner Henze. Die Vorträge des internationalen Henze-Symposions am Musikwissenschaftlichen Institut der Universität Hamburg: 28–30. Juni 2001, hrsg. von Peter Petersen, 215–29. Frankfurt am Main: Peter Lang GmbH, 2003. (Hamburger Jahrbuch für Musikwissenschaft, Bd. 20).

8. Neruda, Pablo. “Sobre una poesía sin pureza”. Caballo verde para la poesía, no. 1 (1935): 5.

9. Toop, Richard. “Expanding horizons: the international avant-garde, 1962–1975”. In The Cambridge History of Twentieth Century Music, eds Nicholas Cook and Anthony Pople, 453–77. New York: Cambridge University Press, 2004.

10. Brockmeier, Jens. “Eine Sprache in harter Währung. Die Idee musikalischer Sprachlichkeit bei Hans Werner Henze”. In Hans Werner Henze — Musik und Sprache, hrsg. von Ulrich Tadday, 5–25. Berlin: Edition Text + Kritik, 2006. (Musik-Konzepte, 132).

11. Nakipbekova, Alfia. “Introduction”. In Exploring Xenakis: Performance, Practice, Philosophy, ed. by Alfia Nakipbekova, V–XIII. Wilmington, Delavare: Vernon Press, 2019.

12. Scheit, Gerhard. “Zwischen Engagement und Verstummen. Surrealismus als regulative Idee des Ästhetischen bei Hans Werner Henze”. In Hans Werner Henze. Die Vorträge des internationalen Henze-Symposions am Musikwissenschaftlichen Institut der Universität Hamburg: 28. bis 30. Juni 2001, hrsg. von Peter Petersen, 205–14. Frankfurt am Main: Peter Lang GmbH, 2003. (Hamburger Jahrbuch für Musikwissenschaft, Bd. 20).

13. Rosteck, Jens. Hans Werner Henze. Rosen und Revolutionen. Berlin: Ullstein Buchverlage GmbH, 2009.

14. Рыжинский, Александр. “Хоровая музыка в творчестве Ханца Вернера Хенце”. Проблемы музыкальной науки 42, no. 1 (2021): 46–60. https://doi.org/10.33779/2587-6341.2021.1.046-060

15. Ноно, Луиджи, пер. М. Чистякова. “Текст — Музыка — Пение”. В сб. Труды Государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных: Слово композитора (по м-лам втор. пол. XX в.), 36–50. М.: Рос. акад. музыки им. Гнесиных, 2001, вып. 145.

16. Berio, Luciano. Coro: score. Wien: Universal Edition, 1976.

17. Flammer, Ernst. Politisch engagierte Musik als kompositorisches Problem. Baden-Baden: Verlag Valentin Koerner, 1981.

18. Хенце, Ханс Вернер. “Трудно быть западноевропейским композитором: новая музыка между изоляцией и ангажементом (из беседы Хуберта Колланда с Х. В. Хенце, 1980 г.)”. В изд. XX век. Зарубежная музыка. Очерки и документы, под ред. Марка Арановского и А. Баевой, 132–56. М.: Музыка, 1995, вып. 1.

19. Floros, Constantin. “Und immer wieder für eine bessere Welt. Annäherungen an den Komponisten Hans Werner Henze”. In Hans Werner Henze. Die Vorträge des internationalen Henze-Symposions am Musikwissenschaftlichen Institut der Universität Hamburg: 28–30. Juni 2001, hrsg. von Peter Petersen, 195–202. Frankfurt am Main: Peter Lang GmbH, 2003. (Hamburger Jahrbuch für Musikwissenschaft, Bd. 20).

20. Griffiths, Paul. Modern music and after. 3rd ed. New York: Oxford University Press, 2010.

References

1. Loseva, Olga. “Hans Werner Henze”. In XX vek. Zarubezhnaia muzyka. Ocherki i dokumenty, eds Mark Aranovskii and A. Baeva, 96–131. Мoscow: Muzyka Publ., 1995, iss. 1. (In Russian)

2. Alwes, Chester. A History of Western Choral Music. 2 vols. New York: Oxford University Press, 2016, vol. 2.

3. Petersen, Peter. “Das Floß der ‘Medusa’ von Henze und Schnabel. Ein Kunstwerk im Schatten seiner Rezeption”. In Hans Werner Henze — Musik und Sprache, hrsg. von Ulrich Tadday, 51–79. Berlin: Edition Text + Kritik, 2006. (Musik-Konzepte, 132).

4. Kornilova, Elena. “The shipwreck of the French frigate Medusa as a fact at the foundation of New Age myth”. In Frantsuzskii aktsent v mirovoi kul’ture: k 60-letiiu A. N. Taganova, eds O. Antsiferov, Iu. Tsvetkov and P. Nikolaev, 240–9. Ivanovo: Ivanovskii gosudarstvennyi universitet Publ., 2010. (In Russian)

5. Efthimiou, Charris. “Hans Werner Henze’s ‘False’ Echoes from his Oratorio ‘The Raft of the Medusa’ (1968): A Music — Analytical Approach”. Lithuanian Musicology 21 (2020): 124–39.

6. Sang Myung, Han. “Action Music. Das Konzept der musik-theatralischen Kompositionen von Hans Werner Henze 1966–1976”. PhD diss., Freien Universität Berlin, 2009.

7. Heister, Hans-Werner. “Zur Bedeutung Karl Amadeus Hartmanns für Hans Werner Henze”. In Hans Werner Henze. Die Vorträge des internationalen Henze-Symposions am Musikwissenschaftlichen Institut der Universität Hamburg: 28–30. Juni 2001, hrsg. von Peter Petersen, 215–29. Frankfurt am Main: Peter Lang GmbH, 2003. (Hamburger Jahrbuch für Musikwissenschaft, Bd. 20).

8. Neruda, Pablo. “Sobre una poesía sin pureza”. Caballo verde para la poesía, no. 1 (1935): 5.

9. Toop, Richard. “Expanding horizons: The international avant-garde, 1962–1975”. In The Cambridge History of Twentieth Century Music, eds Nicholas Cook and Anthony Pople, 453–77. New York: Cambridge University Press, 2004.

10. Brockmeier, Jens. “Eine Sprache in harter Währung. Die Idee musikalischer Sprachlichkeit bei Hans Werner Henze”. In Hans Werner Henze — Musik und Sprache, hrsg. von Ulrich Tadday, 5–25. Berlin: Edition Text + Kritik, 2006. (Musik-Konzepte, 132).

11. Nakipbekova, Alfia. “Introduction”. In Exploring Xenakis: Performance, Practice, Philosophy, ed. by Alfia Nakipbekova, V–XIII. Wilmington, Delavare: Vernon Press, 2019.

12. Scheit, Gerhard. “Zwischen Engagement und Verstummen. Surrealismus als regulative Idee des Ästhetischen bei Hans Werner Henze”. In Hans Werner Henze. Die Vorträge des internationalen Henze-Symposions am Musikwissenschaftlichen Institut der Universität Hamburg: 28. bis 30. Juni 2001, hrsg. von Peter Petersen, 205–14. Frankfurt am Main: Peter Lang GmbH, 2003. (Hamburger Jahrbuch für Musikwissenschaft, Bd. 20).

13. Rosteck, Jens. Hans Werner Henze. Rosen und Revolutionen. Berlin: Ullstein Buchverlage GmbH, 2009

14. Ryzhinskii, Aleksandr. “Choral Music in the Works of Hans Werner Henze”. Problemy muzykal’noi nauki 42, no. 1 (2021): 46–60. https://doi.org/10.33779/2587-6341.2021.1.046-060 (In Russian)

15. Nono, Luigi, transl. by M. Chistjakova. “Text — Music — Singing”. In Trudy Gosudarstvennogo muzykal'no-pedagogicheskogo instituta imeni Gnesinykh: Slovo kompozitora (po materialam vtoroi poloviny XX veka), 36–50. Мoscow: Rossiiskaia akademiia muzyki imeni Gnesinykh Publ., 2001, iss. 145. (In Russian)

16. Berio, Luciano. Coro: score. Wien: Universal Edition, 1976.

17. Flammer, Ernst. Politisch engagierte Musik als kompositorisches Problem. Baden-Baden: Verlag Valentin Koerner, 1981.

18. Henze, Hans Werner. “It’s hard to be a Western European composer: new music between isolation and engagement (from a conversation between Hubert Colland and H. W. Henze, 1980)”. In XX vek. Zarubezhnaia muzyka. Ocherki i dokumenty, eds Mark Aranovskii, and A. Baeva, 132–56. Мoscow: Muzyka Publ., 1995, iss. 1. (In Russian)

19. Floros, Constantin. “Und immer wieder für eine bessere Welt. Annäherungen an den Komponisten Hans Werner Henze”. In Hans Werner Henze. Die Vorträge des internationalen Henze-Symposions am Musikwissenschaftlichen Institut der Universität Hamburg: 28–30. Juni 2001, hrsg. von Peter Petersen, 195–202. Frankfurt am Main: Peter Lang GmbH, 2003. (Hamburger Jahrbuch für Musikwissenschaft, Bd. 20).

20. Griffiths, Paul. Modern music and after. 3rd ed. New York: Oxford University Press, 2010.

Загрузки

Опубликован

23.05.2024

Как цитировать

Рыжинский, А. С. (2024). «Das Floß der Medusa» Х. В. Хенце: к проблеме политического ангажемента в творчестве композитора. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 14(1), 23–33. https://doi.org/10.21638/spbu15.2024.102

Выпуск

Раздел

Музыка