Первобытное общество в зеркале искусства: новый взгляд на интерпретацию антропоморфной пластики эпохи неолита
Аннотация
Проблема интерпретации антропоморфных статуэток является наиболее актуальной в изучении искусства культур неолита и энеолита Европы (VII–III тыс. до н. э.). Несостоятельность умозрительных гипотез инициировала поиск новых направлений исследований, в частности, в области иконографии статуэток и их места в социокультурном контексте. С этой точки зрения наиболее информативными являются «закрытые» комплексы, представленные наборами фигурок. В работе анализируются два комплекса, обнаруженных на поселениях раннего периода культуры Триполье-Кукутени: Подури и Исайя (Румыния). Оба набора находились в сосудах и включали 21 сидящую статуэтку, различающиеся по размерам, форме и декору, и 13 миниатюрных креслиц. Анализ иконографии статуэток показывает, что в состав наборов входило 6 мужских и 7 женских статуэток, которые располагались на креслицах, а также 8 фигурок без креслиц (женских и неопределенного пола). Таким образом, оба набора изображали одну группу персонажей, организованную по принципу иерархии, аналогичной и иерархии социальных групп. Такие наборы использовались и на других поселениях этого периода. Наборы фигурок регулярно воспроизводились в течение 200–300 лет, когда носители культуры Триполье-Кукутени расселяются по значительной территории к востоку от Карпат. В условиях дробления коллективов и освоения новых территорий наборы фигурок могли изображать сообщество предков, общих для носителей культуры. Функции наборов определяются как в области культа предков, так и в возможном применении их при инициациях и/или в мантической практике. Прекращение использования наборов связано с изменением идеологических установок на следующем этапе развития культуры.
Ключевые слова:
неолит, энеолит, искусство ранних земледельцев, антропоморфная пластика, культура Кукутени-Триполье
Скачивания
Библиографические ссылки
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.