Сценарий в русском кино 1910–1920-х годов: к истории вопроса

Авторы

  • Анна Олеговна Ковалова Санкт-Петербургский государственный университет

Аннотация

В статье исследован ранний период истории отечественного киносценария (1900–1920 гг.), в течение которого складывалась кинодраматургическая форма, функционирующая и сегодня. Если в 1900-е годы сценарии «писались на манжетах» и оставались анонимными, то в 1910-е годы в кинодраматургии начинают работать известные писатели, формируется профессия сценариста, киносценарии попадают в печать и публикуются наравне с литературными произведениями. В начале 1920-х годов, отчасти в связи с растущей ролью документального кино, появляется и получает распространение лозунг «картина без сценария». Становится распространенным убеждение, согласно которому киносценарий — лишь рабочий инструмент для создания фильма, а кинодраматургия как таковая не имеет отношения к сфере искусств. Литературный сценарий возрождается во второй половине 1920-х годов и в особенности в 1930-е годы. Созданный С. М. Эйзенштейном и А. Г. Ржешевским «эмоциональный» киносценарий, не получивший признания в 1930-е годы, во многом способствовал развитию той литературной кинодраматургической формы, которая сохранилась в России и в наши дни.

Ключевые слова:

киносценарий, дореволюционное кино, экранизации, документальное кино, Дзига Вертов, Сергей Эйзенштейн

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Анна Олеговна Ковалова, Санкт-Петербургский государственный университет

научный сотрудник энциклопедического отдела ИФИ

Библиографические ссылки

Литература

1. Белова Л. И. Сквозь время. Очерки истории советской кинодраматургии. М.: Искусство, 1978. 343 с.

2. Гинзбург С. С. Кинематография дореволюционной России. М.: Искусство, 1963. 458 с.

3. Лихачев Б. С. Кино в России (1896–1926): Материалы к истории русского кино. Ч. I: 1896–1913. Л.: Academia, 1927. 209 с.

4. Лихачев Б. С. Материалы к истории кино в России (1914–1916) // Из истории кино: Материалы и документы. Вып. 3. М.: АН СССР, 1960. С. 37–103.

5. Зоркая Н. М. На рубеже столетий. У истоков массового искусства в России 1900–1910 годов. М.: Наука, 1976. 303 c.

6. Вишневский В. Е. Художественные фильмы дореволюционной России (фильмографическое описание). М.: Госкиноиздат, 1945. 192 c.

7. Кушнирович М. А. Русский сценарий — Детство… Отрочество… Юность… // Экранные искусства и литература. Немое кино. М.: Наука, 1991. С. 130–155.

8. Стенька Разин // Вестник кинематографов в С.-Петербурге. 1908. № 1.

9. Хроника // Сине-Фоно. 1909. № 1. С. 12.

10. Хроника // Сине-Фоно. 1911. № 8. С. 12.

11. Драма Н. Н. Брешко-Брешковского // Сине-Фоно. 1911. № 4. С. 19.

12. Приключения запорожца Игната Подковы // Кинематографический театр. 1911. № 14. С. 16.

13. Среди новинок // Сине-Фоно. 1912. № 7. С. 14.

14. Грякалова Н. Ю. Человек модерна: Биография — рефлексия — письмо. СПб.: Дмитрий Буланин, 2008. 384 с.

15. Об авторском труде // Сине-Фоно. 1915. № 21–22. С. 44–46.

16. Мазуркевич В. А. Что и как писать для кинематографа? // Кинематографический театр. 1911. № 16. С. 5–8.

17. Улис. Автор и кинематограф // Вестник кинематографии. 1914. № 91/11. С. 10–11.

18. Вознесенский А. С. Как я пишу для экрана // Сине-Фоно. 1916. № 11–12. С. 42–43.

19. Бухов А. С. О кинематографических авторах // Кинематограф. 1915. № 1. С. 7–10.

20. Петровский И. Кинодрама и киноповесть // Проэктор. 1916. № 20. С. 2–3.

21. Зоркая Н. М. Русская школа экранизации // Экранные искусства и литература. Немое кино. М.: Наука, 1991. С. 105–129.

22. Мейерхольд В. Э. Статьи. Письма. Речи. Беседы. Часть 1. М.: Искусство, 1968. 350 с.

23. Молчи, грусть… Молчи… // Киногазета. 1918. № 20. С. 6.

24. Божович В. И. Об авторской точке зрения в литературе и раннем кинематографе // Экранные искусства и литература. Немое кино. М.: Наука, 1991. С. 47–64.

25. Тиссова [Виноградская Е. Н.] Миражи // Пегас. 1916. № 1. С. 33–57.

26. Остроумов Л. Е. Кино-драма и кино-повесть // Пегас. 1916. № 9–10. С. 118–125.

27. Херсонский Х. Н. Страницы юности кино. Записки критика. М.: Искусство, 1965. 278 с.

28. Вертов Дзига. «Кино-Глаз» — это первая кино-вещь // Вертов Дзига. Из наследия: в 2 т. Т. 2. М.: Эйзенштейн-центр, 2004. С. 58–59.

29. Вертов Дзига. Моссовет Сценарный план // Вертов Дзига. Из наследия: в 2 т. Т. 1. М.: Эйзенштейн-центр, 2004. С. 94–102.

30. Булгакова О. ЛЕФ и кино // Экранные искусства и литература. Немое кино. М.: Наука, 1991. С. 177–202.

31. Соколов И. В. Киносценарий. Теория и техника. М.: Кинопечать, 1926. 89 с.

32. Голдобин А. В. Как писать сценарий для кинокартины. М.: ГИЗ, 1925. 110 с.

33. Гуревич С. Д. Советские писатели в кинематографе (20–30-е годы). Л.: ЛГИТМиК, 1975. 146 с.

34. Туркин В. К. О киносценарии // Киножурнал АРК. 1926. № 1. С. 8.

35. Тарич Ю. В. Черное дело (Волки) // Голдобин А. В. Как писать сценарий для кинокартины. М.: ГИЗ, 1925. С. 74–84.

36. Недоброво В. В. Сценарист — постановщик — актер // Жизнь искусства. 1926. № 25. С. 12.

37. Тынянов Ю. Н. Об основах кино // Поэтика кино. Перечитывая «Поэтику кино». СПб.: РИИИ, 2001. С. 39–59.

38. Эйзенштейн С. М. О форме сценария // Эйзенштейн С. М. Избр. произведения: в 6 т. Т. 2. М.: Искусство, 1964. С. 297–299.

39. Александров Г. В., Эйзенштейн С. М. Октябрь // Эйзенштейн С. М. Избр. произведения: в 6 т. Т. 6. М.: Искусство, 1964. С. 65–87.

40. Марголит Е. Я. Советское киноискусство. Основные этапы становления и развития (Краткий очерк истории художественного кино) // Киноведческие записки. 2004. № 66. С. 125–208.

41. Чирков А. Г. Очерки драматургии фильма. М.: Госкиноиздат, 1939. 104 c.

42. Ван-Везен Ю. [Тынянов Ю. Н.] Кино. — Слово. — Музыка // Жизнь искусства. 1924. № 1. С. 26.

43. Брик О. М. Из теории и практики сценариста // Как мы работаем над киносценарием. М.: Кинофотоиздат, 1936. С. 41–53.

44. Попов И. Ф. Предисловие // Как мы работаем над киносценарием. М.: Кинофотоиздат, 1936. С. 3–10.

References

1. Belova L. I. Skvoz' vremia. Ocherki istorii sovetskoi kinodramaturgii. M.: Iskusstvo, 1978. 343 p.

2. Ginzburg S. S. Kinematografiia dorevoliutsionnoi Rossii. M.: Iskusstvo, 1963. 458 p.

3. Likhachev B. S. Kino v Rossii (1896–1926): Materialy k istorii russkogo kino. Ch. I: 1896–1913. L.: Academia, 1927. 209 p.

4. Likhachev B. S. Materialy k istorii kino v Rossii (1914–1916), Iz istorii kino: Materialy i dokumenty. Vyp. 3. M.: AN SSSR, 1960. p. 37–103.

5. Zorkaia N. M. Na rubezhe stoletii. U istokov massovogo iskusstva v Rossii 1900–1910 godov. M.: Nauka, 1976. 303 p.

6. Vishnevskii V. E. Khudozhestvennye fil'my dorevoliutsionnoi Rossii (fil'mograficheskoe opisanie). M.: Goskinoizdat, 1945. 192 p.

7. Kushnirovich M. A. Russkii stsenarii — Detstvo… Otrochestvo… Iunost'… Ekrannye iskusstva i literatura. Nemoe kino. M.: Nauka, 1991. p. 130–155.

8. Sten'ka Razin, Vestnik kinematografov v S.-Peterburge. 1908. № 1.

9. Khronika, Sine-Fono. 1909. № 1. p. 12.

10. Khronika, Sine-Fono. 1911. № 8. p. 12.

11. Drama N. N. Breshko-Breshkovskogo, Sine-Fono. 1911. № 4. p. 19.

12. Prikliucheniia zaporozhtsa Ignata Podkovy, Kinematograficheskii teatr. 1911. № 14. p. 16.

13. Sredi novinok, Sine-Fono. 1912. № 7. p. 14.

14. Griakalova N. Iu. Chelovek moderna: Biografiia — refleksiia — pis'mo. SPb.: Dmitrii Bulanin, 2008. 384 p.

15. Ob avtorskom trude, Sine-Fono. 1915. № 21–22. p. 44–46.

16. Mazurkevich V. A. Chto i kak pisat' dlia kinematografa? Kinematograficheskii teatr. 1911. № 16. p. 5–8.

17. Ulis. Avtor i kinematograf, Vestnik kinematografii. 1914. № 91/11. p. 10–11.

18. Voznesenskii A. S. Kak ia pishu dlia ekrana, Sine-Fono. 1916. № 11–12. p. 42–43.

19. Bukhov A. S. O kinematograficheskikh avtorakh, Kinematograf. 1915. № 1. p. 7–10.

20. Petrovskii I. Kinodrama i kinopovest', Proektor. 1916. № 20. p. 2–3.

21. Zorkaia N. M. Russkaia shkola ekranizatsii, Ekrannye iskusstva i literatura. Nemoe kino. M.: Nauka, 1991. p. 105–129.

22. Meierkhol'd V. E. Stat'i. Pis'ma. Rechi. Besedy. Chast' 1. M.: Iskusstvo, 1968. 350 p.

23. Molchi, grust'… Molchi… Kinogazeta. 1918. № 20. p. 6.

24. Bozhovich V. I. Ob avtorskoi tochke zreniia v literature i rannem kinematografe, Ekrannye iskusstva i literatura. Nemoe kino. M.: Nauka, 1991. p. 47–64.

25. Tissova [Vinogradskaia E. N.] Mirazhi, Pegas. 1916. № 1. p. 33–57.

26. Ostroumov L. E. Kino-drama i kino-povest', Pegas. 1916. № 9–10. p. 118–125.

27. Khersonskii Kh. N. Stranitsy iunosti kino. Zapiski kritika. M.: Iskusstvo, 1965. 278 p.

28. Vertov Dziga. «Kino-Glaz» — eto pervaia kino-veshch', Vertov Dziga. Iz naslediia: v 2 t. T. 2. M.: Eizenshtein-tsentr, 2004. p. 58–59.

29. Vertov Dziga. Mossovet Stsenarnyi plan. Vertov Dziga. Iz naslediia: v 2 t. T. 1. M.: Eizenshtein-tsentr, 2004. p. 94–102.

30. Bulgakova O. LEF i kino, Ekrannye iskusstva i literatura. Nemoe kino. M.: Nauka, 1991. p. 177–202.

31. Sokolov I. V. Kinostsenarii. Teoriia i tekhnika. M.: Kinopechat', 1926. 89 p.

32. Goldobin A. V. Kak pisat' stsenarii dlia kinokartiny. M.: GIZ, 1925. 110 p.

33. Gurevich S. D. Sovetskie pisateli v kinematografe (20–30-e gody). L.: LGITMiK, 1975. 146 p.

34. Turkin V. K. O kinostsenarii, Kinozhurnal ARK. 1926. № 1. p. 8.

35. Tarich Iu. V. Chernoe delo (Volki). Goldobin A. V. Kak pisat' stsenarii dlia kinokartiny. M.: GIZ, 1925. p. 74–84.

36. Nedobrovo V. V. Stsenarist — postanovshchik — akter. Zhizn' iskusstva. 1926. № 25. p. 12.

37. Tynianov Iu. N. Ob osnovakh kino. Poetika kino. Perechityvaia «Poetiku kino». SPb.: RIII, 2001. p. 39–59.

38. Eizenshtein S. M. O forme stsenariia. Eizenshtein S. M. Izbr. proizvedeniia: v 6 t. T. 2. M.: Iskusstvo, 1964. p. 297–299.

39. Aleksandrov G. V., Eizenshtein S. M. Oktiabr'. Eizenshtein S. M. Izbr. proizvedeniia: v 6 t. T. 6. M.: Iskusstvo, 1964. p. 65–87.

40. Margolit E. Ia. Sovetskoe kinoiskusstvo. Osnovnye etapy stanovleniia i razvitiia (Kratkii ocherk istorii khudozhestvennogo kino), Kinovedcheskie zapiski. 2004. № 66. p. 125–208.

41. Chirkov A. G. Ocherki dramaturgii fil'ma. M.: Goskinoizdat, 1939. 104 p.

42. Van-Vezen Iu. [Tynianov Iu. N.] Kino. — Slovo. — Muzyka, Zhizn' iskusstva. 1924. № 1. p. 26.

43. Brik O. M. Iz teorii i praktiki stsenarista. Kak my rabotaem nad kinostsenariem. M.: Kinofotoizdat, 1936. p. 41–53.

44. Popov I. F. Predislovie, Kak my rabotaem nad kinostsenariem. M.: Kinofotoizdat, 1936. p. 3–10.

Загрузки

Опубликован

16.07.2013

Как цитировать

Ковалова, А. О. (2013). Сценарий в русском кино 1910–1920-х годов: к истории вопроса. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 3(3), 33–47. извлечено от https://artsjournal.spbu.ru/article/view/2392

Выпуск

Раздел

Кино

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)