Сьюзен Зонтаг о фотографии: идея красоты и проблема нормы

Авторы

  • Екатерина Викторовна Васильева Санкт-Петербургский государственный университет

Аннотация

В своей книге «О фотографии», которая вышла в 1977 г., Сьюзен Зонтаг говорит о связи фотографии с идеей красоты. Прекрасное становится основой фотографической программы, ее главным сюжетом и одной из главных фотографических проблем. Эту тему она, в частности, поднимает, рассматривая снимки Дайаны Арбус, размышляя о границах и ориентирах фотографической программы прекрасного. При этом обозначение проблемы красоты и уродства, выяснение принципов их соотношения формирует еще один принципиально важный ориентир — идею нормы. Параметры норматива, а также способы его определения становятся одной из центральных проблем художественной теории XX в. в целом, декларируя концепты прекрасного и безобразного как этические категории.

Ключевые слова:

красота, С. Зонтаг, уродливое, норма, норматив, этика, фотография, программа, прекрасное

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Екатерина Викторовна Васильева, Санкт-Петербургский государственный университет

кандидат искусствоведения, доцент кафедры дизайна факультета искусств

Библиографические ссылки

Литература

1. Sontag S. On photography. New York: Farrar, Straus & Giroux, 1977. 165 p.

2. Сонтаг С. О фотографии (1977) / пер. с англ. В. Голышева. М.: Ad Marginem, 2013. 268 с.

3. Sontag S. Against interpretation. New York: Farrar, Straus & Giroux, 1961. 304 p.

4. Sontag S. Notes on Camp // Partisan Review. 1964. Vol. 31, N 1. Р. 515–530.

5. Sontag S. Styles of Radical Will. New York: Farrar, Straus & Giroux, 1969. 274 p.

6. Дубин Б. Сьюзен Зонтаг, или истина и крайности интерпретации // Вопросы литературы. 1996. №2. C. 50–57.

7. Emerson P. Naturalistic Photography for the students of the art. London: Sampson Low, Marston, Searle & Rivington, 1889. 313 р.

8. Robinson H. P. Pictorial effect in photography. Philadelphia: E. L. Wilson, 1881. 184 р.

9. Gernshime H. A concise history of photography. London: Thames and Hudson, 1971. 314 р.

10. Newhall B. History of photography from 1839 to the present. (1937). New York: The Museum of Modern Art, 1982. 215 р.

11. Барт Р. Camera Lucida (1980): комментарий к фотографии / пер., коммент. и послесл. М. Рыклина. М.: Ad Marginem, 1997. 223 с.

12. Зонтаг С. Мысль как страсть: избранные эссе 1960–70-х годов / сост., общ. ред. Б. Дубина; пер. с англ. В. Голышева и др. М.: Русское феноменологическое общество, 1997. 208 с.

13. Платон. Гиппий Больший // Соч. в 4 т. / пер. с древнегреч.; под общ. ред. А. Ф. Лосева и В. Ф. Асмуса. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. Т. 1. С. 153–192.

14. Панофски Э. IDEA: К истории понятия в теориях искусства от античности до классицизма / пер. с нем. Ю. Попова. СПб.: Издательство Андрея Наследникова, 2000. 236 с.

15. Васильева Е. Характер и Маска в фотографии XIX века // Вест. С.-Петерб. ун-та. Сер. 15: Искусствоведение. 2012. Вып. 4. С. 175–186.

16. Фома Аквинский. Сумма теологии / пер. С. Еремеев. Киев: Эльга, 2002. 576 с.

17. Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. М.: Мысль, 1978. 623 с.

18. Talbot W. H. F. The Pencil of Nature: in 6 parts. London: Longman, Brown, Green and Longmans, 1844–1846. XXIV p.

19. Рескин Д. Лекции об искусстве (1870) / пер. П. Когана. М.: БГС-ПРЕСС, 2006. 318 с.

20. Платон. Государство // Соч. в 4 т. / пер. с древнегреч.; под общ. ред. А. Ф. Лосева и В. Ф. Асмуса. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. Т. 3, ч. 1. С. 97–494.

21. Sontag S. Regarding the pain of others. New York: Farrar, Straus and Giroux: Picador, 2003. 126 p.

22. Diane Arbus Retrospective. Exhibition Catalog. New York: Aperture & The Museum of Modern Art, 1972.

23. Шкепу М. Эстетика безобразного Карла Розенкранца. Киев: Феникс, 2010. 447 с.

24. Кампер Д. Реальное как невозможное. К топографии субъекта // EINAI: Проблемы философии и теологии. 2012. № 2. С. 60–81.

25. Витгенштейн Л. Философские работы (1953) / пер. с нем. М. С. Козловой и Ю. А. Асеева. М.: Гнозис, 1994. Ч. I. 612 с.

26. Крипке С. А. Витгенштейн о правилах и индивидуальном языке / пер. с англ. В. Руднева // Логос. 1999. № 1. С. 151–185.

27. Сокулер З. Людвиг Витгенштейн и его место в философии XX века: курс лекций. Долгопрудный: Алегро-Пресс, 1994. 80 с.

28. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть (1976) / пер. с франц. С. Н. Зенкина. М.: Добросвет, 2011. 392 с.

29. Derrida J. Aporias. Stanford: Stanford University Press, 1993. 87 p.

30. Steichen E. The Family of Man. Exhibition catalog. New York: The Museum of Modern Art, 1955. 192 р.

31. Платон. Федр // Соч. в 4 т. / пер. с древнегреч.; под общ. ред. А. Ф. Лосева и В. Ф. Асмуса. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. Т. 2. С. 161–228.

References

1. Sontag S. On photography. New York: Farrar, Straus & Giroux, 1977. 165 p.

2. Sontag S. O fotografii (1977), per. s angl. V. Golysheva. M.: Ad Marginem, 2013. 268 p.

3. Sontag S. Against interpretation. New York: Farrar, Straus & Giroux, 1961. 304 p.

4. Sontag S. Notes on Camp, Partisan Review. 1964. Vol. 31, N 1. p. 515–530.

5. Sontag S. Styles of Radical Will. New York: Farrar, Straus & Giroux, 1969. 274 p.

6. Dubin B. S'iuzen Zontag, ili istina i krainosti interpretatsii, Voprosy literatury. 1996. №2. p. 50–57.

7. Emerson P. Naturalistic Photography for the students of the art. London: Sampson Low, Marston, Searle & Rivington, 1889. 313 r.

8. Robinson H. P. Pictorial effect in photography. Philadelphia: E. L. Wilson, 1881. 184 r.

9. Gernshime H. A concise history of photography. London: Thames and Hudson, 1971. 314 r.

10. Newhall B. History of photography from 1839 to the present. (1937). New York: The Museum of Modern Art, 1982. 215 r.

11. Bart R. Camera Lucida (1980): kommentarii k fotografii, per., komment. i poslesl. M. Ryklina. M.: Ad Marginem, 1997. 223 s.

12. Zontag S. Mysl' kak strast': izbrannye esse 1960–70-kh godov, sost., obshch. red. B. Dubina; per. s angl. V. Golysheva i dr. M.: Russkoe fenomenologicheskoe obshchestvo, 1997. 208 p.

13. Platon. Gippii Bol'shii, Soch. v 4 t., per. s drevnegrech.; pod obshch. red. A. F. Loseva i V. F. Asmusa. SPb.: Izd-vo S.-Peterb. un-ta, 2007. T. 1. p. 153–192.

14. Panofski E. IDEA: K istorii poniatiia v teoriiakh iskusstva ot antichnosti do klassitsizma, per. s nem. Iu. Popova. SPb.: Izdatel'stvo Andreia Naslednikova, 2000. 236 p.

15. Vasil'eva E. Kharakter i Maska v fotografii XIX veka, Vest. S.-Peterb. un-ta. Ser. 15: Iskusstvovedenie. 2012. Vyp. 4. p. 175–186.

16. Foma Akvinskii. Summa teologii, per. S. Eremeev. Kiev: El'ga, 2002. 576 p.

17. Losev A. F. Estetika Vozrozhdeniia. M.: Mysl', 1978. 623 p.

18. Talbot W. H. F. The Pencil of Nature: in 6 parts. London: Longman, Brown, Green and Longmans, 1844–1846. XXIV p.

19. Reskin D. Lektsii ob iskusstve (1870), per. P. Kogana. M.: BGS-PRESS, 2006. 318 p.

20. Platon. Gosudarstvo, Soch. v 4 t., per. s drevnegrech.; pod obshch. red. A. F. Loseva i V. F. Asmusa. SPb.: Izd-vo S.-Peterb. un-ta, 2007. T. 3, ch. 1. p. 97–494.

21. Sontag S. Regarding the pain of others. New York: Farrar, Straus and Giroux: Picador, 2003. 126 p.

22. Diane Arbus Retrospective. Exhibition Catalog. New York: Aperture & The Museum of Modern Art, 1972.

23. Shkepu M. Estetika bezobraznogo Karla Rozenkrantsa. Kiev: Feniks, 2010. 447 s.

24. Kamper D. Real'noe kak nevozmozhnoe. K topografii sub"ekta, EINAI: Problemy filosofii i teologii. 2012. № 2. p. 60–81.

25. Vitgenshtein L. Filosofskie raboty (1953), per. s nem. M. S. Kozlovoi i Iu. A. Aseeva. M.: Gnozis, 1994. Ch. I. 612 p.

26. Kripke S. A. Vitgenshtein o pravilakh i individual'nom iazyke, per. s angl. V. Rudneva, Logos. 1999. № 1. S. 151–185.

27. Sokuler Z. Liudvig Vitgenshtein i ego mesto v filosofii XX veka: kurs lektsii. Dolgoprudnyi: Alegro-Press, 1994. 80 p.

28. Bodriiiar Zh. Simvolicheskii obmen i smert' (1976), per. s frants. S. N. Zenkina. M.: Dobrosvet, 2011. 392 p.

29. Derrida J. Aporias. Stanford: Stanford University Press, 1993. 87 p.

30. Steichen E. The Family of Man. Exhibition catalog. New York: The Museum of Modern Art, 1955. 192 p.

31. Platon. Fedr. Soch. v 4 t., per. s drevnegrech.; pod obshch. red. A. F. Loseva i V. F. Asmusa. SPb.: Izd-vo S.-Peterb. un-ta, 2007. T. 2. p. 161–228.

Загрузки

Опубликован

15.08.2014

Как цитировать

Васильева, Е. В. (2014). Сьюзен Зонтаг о фотографии: идея красоты и проблема нормы. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 4(3), 64–80. извлечено от https://artsjournal.spbu.ru/article/view/4510

Выпуск

Раздел

Изобразительное искусство

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)