«Образ-обещание»: страны Востока на рекламных плакатах
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu15.2019.109Аннотация
Статья посвящена особой продукции печатной графики — рекламному туристическому плакату, задачей которого является формирование определенного «образа страны» и создание спроса на определенные туристические маршруты. Этот продукт стал спутником развития самой туристической индустрии, и с выделением «путешествий на Восток» появилась отдельная группа рекламных плакатов, обладавших всеми достоинствами высокой графики эпох модерна и ар-деко. Однако в репрезентации «восточных маршрутов» на плакатах сложились собственные приемы, отличные от рекламы европейских направлений. Прежде всего в рекламе средиземноморских направлений субъект (образ самого путешественника) сменился объектом (образом страны), который позиционировался с помощью «визуальных брендов» — памятников, однозначно ассоциирующихся с конкретным местом и способных служить маркерами этого места в массовом сознании. Художники первой трети XX в. создали целый ряд графических приемов для броской и узнаваемой «демонстрации» Востока — отбор «визуальных брендов» (произведения архитектуры, природные объекты, национальный орнамент, костюм), особую организацию композиции, освещения, образный строй плакатов, которые в соответствии с рекламными задачами их продукции должны были создавать «эффект ожидания» у потенциальных туристов. Отдельным приемом стало стилизованное использование в продукции элементов традиционного художественного языка «рекламируемой» страны. В статье освещается становление «ориентального» рекламного плаката именно как художественного продукта, на примере прежде всего «египетской» и «османской» тем отмечаются некоторые характерные для него художественные приемы, обращается внимание на превращение некоторых произведений в самостоятельные визуальные бренды, становящиеся предметом современных винтажных стилизаций.
Ключевые слова:
туристический плакат, графика, рекламный постер, ориентализм, визуальный бренд, ар-деко, винтаж, египтомания, визуализация
Скачивания
Библиографические ссылки
References
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.