«Образ-обещание»: страны Востока на рекламных плакатах

Авторы

  • Евгений Иванович Кононенко Государственный институт искусствознания https://orcid.org/0000-0003-4579-8653
  • Ника Владимировна Лаврентьева Государственный институт искусствознания, Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина https://orcid.org/0000-0001-5814-8399

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu15.2019.109

Аннотация

Статья посвящена особой продукции печатной графики — рекламному туристическому плакату, задачей которого является формирование определенного «образа страны» и создание спроса на определенные туристические маршруты. Этот продукт стал спутником развития самой туристической индустрии, и с выделением «путешествий на Восток» появилась отдельная группа рекламных плакатов, обладавших всеми достоинствами высокой графики эпох модерна и ар-деко. Однако в репрезентации «восточных маршрутов» на плакатах сложились собственные приемы, отличные от рекламы европейских направлений. Прежде всего в рекламе средиземноморских направлений субъект (образ самого путешественника) сменился объектом (образом страны), который позиционировался с помощью «визуальных брендов» — памятников, однозначно ассоциирующихся с конкретным местом и способных служить маркерами этого места в массовом сознании. Художники первой трети XX в. создали целый ряд графических приемов для броской и узнаваемой «демонстрации» Востока — отбор «визуальных брендов» (произведения архитектуры, природные объекты, национальный орнамент, костюм), особую организацию композиции, освещения, образный строй плакатов, которые в соответствии с рекламными задачами их продукции должны были создавать «эффект ожидания» у потенциальных туристов. Отдельным приемом стало стилизованное использование в продукции элементов традиционного художественного языка «рекламируемой» страны. В статье освещается становление «ориентального» рекламного плаката именно как художественного продукта, на примере прежде всего «египетской» и «османской» тем отмечаются некоторые характерные для него художественные приемы, обращается внимание на превращение некоторых произведений в самостоятельные визуальные бренды, становящиеся предметом современных винтажных стилизаций.

Ключевые слова:

туристический плакат, графика, рекламный постер, ориентализм, визуальный бренд, ар-деко, винтаж, египтомания, визуализация

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Биографии авторов

Евгений Иванович Кононенко, Государственный институт искусствознания

кандидат искусствоведения, зав. сектором искусства стран Азии и Африки

Ника Владимировна Лаврентьева, Государственный институт искусствознания, Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина

кандидат искусствоведения, заведующая отделом ГМИИ “Учебный художественный музей имени И. В. Цветаева”; старший научный сотрудник сектора искусства стран Азии и Африки Государственного института искусствознания

Библиографические ссылки

Литература

1. Кононенко, Евгений. “Памятники восточного искусства как ‘визитные карточки’ и ‘бренды’. Введение в тему”. В сб. Культура Востока, ред.-сост. Евгений Кононенко, 5–20. М.: ГИИ, 2018, вып. 3.

2. Лаврентьева, Ника, и Михаил, Чегодаев. “Удивительные вещи’: образы древнеегипетской культуры”. В сб. Культура Востока, ред.-сост. Евгений Кононенко, 21–38. М.: ГИИ, 2018, вып. 3.

3. Буланов, Антон. Бренд 2.0. От философии к практике. М.: ОАО “Красная Звезда”, 2013.

4. Моровов, Дмитрий. “Феномен словесного бренда в сравнении с идеологемой и аксиологемой”. В сб. Слово. Предложение. Текст: Анализ языковой культуры. Материалы VIII Международной научно-практической конференции. 22 июля 2015 г., ред. М. Церцвадзе, Н. Бекузарова, Д. Ершов и Т. Магсумов, 50–7. Краснодар: Научно-издательский центр Априори, 2015.

5. Яковец, Юрий. Рента, антирента, квазирента в глобально-цивилизационном измерении. М.: Академкнига, 2003.

6. Benton, Charlotte, Tim Benton, and Ghislaine Wood. Art Deco. 1910–1939. London: V&A Publications, 2003.

7. Малинина, Татьяна. Формула стиля. Ар деко. Истоки, региональные варианты, особенности эволюции. М.: Пинакотека, 2005.

8. Малинина, Татьяна. “История и современные проблемы изучения стиля ар-деко”. В сб. Российская академия художеств, Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств. Искусство эпохи модернизма. Стиль Ар Деко. 1910–1940, отв. ред. Татьяна Малинина, 12–28. М.: Пинакотека, 2009.

9. Азизян, Ирина. “Ар Деко: диалог и компромиссы”. Искусствознание, no. 1 (2003): 395–449.

10. Murray, John. A Hand-book for Travellers on the Continent. Being A Guide To Holland, Belgium, Prussia, Northern Germany, And The Rhine From Holland To Switzerland. London: John Murray and Son, 1836.

11. Koshar, Rudy. “‘What Ought to Be Seen’: Tourists Guidebooks and National Identities in Modern Germanyand Europe”. Journal of Contemporary History 33, no. 3 (1998): 323–40.

12. Burckhardt, Jacob. Der Cicerone: Eine Anleitung zum Genus der Kunstwerke Italiens. Basel: Schweighauser, 1855.

13. Володарский, Всеволод. “Якоб Буркхардт. Жизнь и творчество”. В кн. Буркхардт, Якоб. Культура Возрождения в Италии. Опыт исследования, гл. ред. Светлана Левит, 521–40. М.: Юристъ, 1996.

14. Cook’s Tourists’ Handbook for Egypt, the Nile, and the Desert. London: T. Cook & Son, 1897.

15. Hazburn, Waleed. “The East as an Exhibit. Thomas Cook & Son and the Origins of the International Tourism Industry in Egypt”. In The Business of Tourism. Place, Faith and History, edited by Philip Scranton and Janet F. Davidson, 4–33. Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 2007.

16. Воробьева, Дарья. “Метаморфозы Ганеши. Экcплуатация образа любимца Индии”. В сб. Культура Востока, ред.-сост. Евгений Кононенко, 159–74. М.: ГИИ, 2018, вып. 3.

17. Кононенко, Евгений. “Большая османская мечеть”. В сб. Культура Востока, ред.-сост. Евгений Кононенко, 92–117. М.: ГИИ, 2018, вып. 3.

18. Necipoglu, Gülru. The Age of Sinan: Architectural Culture in the Ottoman Empire. London: Reaktion Books, 2005.

19. Кононенко, Евгений. “Турецкая мечеть: образ и бренд”. Проблемы истории, филологии, культуры, no. 1 (2017): 379–90.

20. Kuban, Dogan. “Süleymaniye and 16th-century Istanbul”. Environmental Design. The Urban Vision. Journal of the Islamic Environmental Design Research Centre, vol. 1–2 (1987): 62–9.

21. Curl, James Stevens. Egyptomania. The Egyptian Revival as a Recurring Theme in the History of Taste. Manchester; New York: Manchester University Press, 1994.

22. Ефимова, Алина. “Египетские мотивы в женском костюме 1910–1920-х годов”. Вестник истории, литературы, искусства, no. 11 (2016): 397–415.

23. Ефимова, Алина. “Аксессуары эпохи ар деко: прелестные вещицы в египетском стиле”. В сб. Мода и дизайн: исторический опыт — новые технологии. Материалы ХХ Международной научной конференции, отв. ред. Наталья Калашникова, 369–74. СПб.: ФГБОУВО “СПбГУПТД”, 2017.

24. Dorival, Bernard. “Ukiyo-e and European painting”. In Dialogue in Art. Japan and West, edited by Chisaburoh F. Yamada, 27–71. Tokyo; New York; San Francisco: Kodansha International Ltd., 1976.

25. Гришин, Михаил. “Храмовые комплексы Нары и сад камней Рёандзи как ‘бренды’ и ‘визитные карточки’ японской культуры”. В сб. Культура Востока, ред.-сост. Евгений Кононенко, 39–55. М.: ГИИ, 2018, вып. 3.

26. Бубнова, Варвара. “Пластические принципы в японской живописи”. В сб. Министерство культуры Российской Федерации, Государственный институт искусствознания. Россия — Япония. На путях взаимопонимания культур, ред.-сост. Сергей Соколов-Ремизов, 14–21. М.: URSS Издательство ЛКИ, 2009.

27. Тихоцкая, Ирина, и Александра Стегниенко. “Роль образов Японии в ее привлекательности как туристической дестинации”. В сб. Российский государственный гуманитарный университет. История и культура традиционной Японии, ред. Александр Мещеряков, 479–91. СПб.: Гиперион, 2015, вып. 8.

28. Neeraj, Jai Singh. Splendour of Rajasthani painting. Delhi: Abhinav Publications, 1991.

29. Singh, Chandramani. Centres of Pahari Painting. Delhi: Abhinav Publications, 1982.

30. Titley, Norah M. Persian Miniature Painting and its Influence on the Art of Turkey and India. Austin: University of Texas Press, 1983.

31. Гусейнова, Диляра. “Египет: образ танца — образ страны”. В сб. Культура Востока, ред.-сост. Евгений Кононенко, 212–27. М.: ГИИ, 2018, вып. 3.

32. Будаева, Туяна. “Современные реалии китайского традиционного театра сицюй”. Вестник музыкальной науки, вып. 1 (2016.): 21–9.

33. Гусейнова, Диляра, и Амина Ризаева. “Традиционные зрелищные формы арабских стран”. В сб. Государственный институт искусствознания. Театр и зрелищные формы Востока: от ритуала к спектаклю, сост. Диляра Гусейнова и Екатерина Морозова, 129–69. М.: ГИТИС, 2012, вып. 1.

34. Tufte, Edward. The Visual Display of Quantitative Information. Chesire: Graphics Press, 1983.

35. Cairo, Alberto. The Functional Art: An introduction to information graphics and visualization. Berkeley: New Riders, 2012.


References

1. Kononenko, Evgenii. “Pamiatniki vostochnogo iskusstva kak ‘vizitnye kartochki’ i ‘brendy’. Vvedenie v temu”. In Kul’tura Vostoka, edited and compiled by Evgenii Kononenko, 5–20. Moscow: GII, 2018, iss. 3. (In Russian)

2. Lavrent’eva, Nika, and Mikhail, Chegodaev. “Udivitel’nye veshchi’: obrazy drevneegipetskoi kul’tury”. In Kul’tura Vostoka, edited and compiled by Evgenii Kononenko, 21–38. Moscow: GII, 2018, iss. 3. (In Russian)

3. Bulanov, Anton. Brend 2.0. Ot filosofii k praktike. Moscow: OAO “Krasnaia Zvezda”, 2013. (In Russian)

4. Morovov, Dmitrii. “Fenomen slovesnogo brenda v sravnenii s ideologemoi i aksiologemoi”. In Slovo. Predlozhenie. Tekst: Analiz iazykovoi kul'tury. Materialy VIII Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. 22 iiulia 2015 g., edited by M. Tsertsvadze, N. Bekuzarova, D. Ershov and T. Magsumov, 50–7. Krasnodar: Nauchno-izdatel’skii tsentr Apriori, 2015. (In Russian)

5. Iakovets, Iurii. Renta, antirenta, kvazirenta v global’no-tsivilizatsionnom izmerenii. Moscow: Akademkniga, 2003. (In Russian)

6. Benton, Charlotte, Tim Benton, and Ghislaine Wood. Art Deco. 1910–1939. London: V&A Publications, 2003.

7. Malinina, Tat’iana. Formula stilia. Ar deko. Istoki, regional’nye varianty, osobennosti evoliutsii. Moscow: Pinakoteka, 2005. (In Russian)

8. Malinina, Tat’iana. “Istoriia i sovremennye problemy izucheniia stilia ar-deko”. In Rossiiskaia akademiia khudozhestv, Nauchno-issledovatel’skii institut teorii i istorii izobrazitel’nykh iskusstv. Iskusstvo epokhi modernizma. Stil’ Ar Deko. 1910–1940, edited by Tat’iana Malinina, 12–28. Moscow: Pinakoteka, 2009. (In Russian)

9. Azizian, Irina. “Ar Deko: dialog i kompromissy”. Iskusstvoznanie, no. 1 (2003): 395–449. (In Russian)

10. Murray, John. A Hand-book for Travellers on the Continent. Being A Guide To Holland, Belgium, Prussia, Northern Germany, And The Rhine From Holland To Switzerland. London: John Murray and Son, 1836.

11. Koshar, Rudy. “‘What Ought to Be Seen’: Tourists Guidebooks and National Identities in Modern Germany and Europe”. Journal of Contemporary History 33, no. 3 (1998): 323–40.

12. Burckhardt, Jacob. Der Cicerone: Eine Anleitung zum Genus der Kunstwerke Italiens. Basel: Schweighauser, 1855.

13. Volodarskii, Vsevolod. “Iakob Burkkhardt. Zhizn’ i tvorchestvo”. In Burkkhardt, Iakob. Kul’tura Vozrozhdeniia v Italii. Opyt issledovaniia, edited by Svetlana Levit, 521–40. Moscow: Iurist”, 1996. (In Russian)

14. Cook’s Tourists’ Handbook for Egypt, the Nile, and the Desert. London: T. Cook & Son, 1897.

15. Hazburn, Waleed. “The East as an Exhibit. Thomas Cook & Son and the Origins of the International Tourism Industry in Egypt”. In The Business of Tourism. Place, Faith and History, edited by Philip Scranton and Janet F. Davidson, 4–33. Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 2007.

16. Vorob’eva, Dar’ia. “Metamorfozy Ganeshi. Ekcpluatatsiia obraza liubimtsa Indii”. In Kul’tura Vostoka, edited and compiled by Evgenii Kononenko, 159–74. Moscow: GII, 2018, iss. 3. (In Russian)

17. Kononenko, Evgenii. “Bol’shaia osmanskaia mechet’”. In Kul’tura Vostoka, edited and compiled by Evgenii Kononenko, 92–117. Moscow: GII, 2018, iss. 3. (In Russian)

18. Necipoglu, Gülru. The Age of Sinan: Architectural Culture in the Ottoman Empire. London: Reaktion Books, 2005.

19. Kononenko, Evgenii. “Turetskaia mechet’: obraz i brend”. Problemy istorii, filologii, kul’tury, no. 1 (2017): 379–90. (In Russian)

20. Kuban, Dogan. “Süleymaniye and 16th-century Istanbul”. Environmental Design. The Urban Vision. Journal of the Islamic Environmental Design Research Centre, vol. 1–2 (1987): 62–9.

21. Curl, James Stevens. Egyptomania. The Egyptian Revival as a Recurring Theme in the History of Taste. Manchester; New York: Manchester University Press, 1994.

22. Efimova, Alina. “Egipetskie motivy v zhenskom kostiume 1910–1920-kh godov”. Vestnik istorii, literatury, iskusstva, no. 11 (2016): 397–415. (In Russian)

23. Efimova, Alina. “Aksessuary epokhi ar deko: prelestnye veshchitsy v egipetskom stile”. In Moda i dizain: istoricheskii opyt — novye tekhnologii. Materialy XX Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii, edited by Natal’ia Kalashnikova, 369–74. St. Petersburg: FGBOUVO “SPbGUPTD”, 2017. (In Russian)

24. Dorival, Bernard. “Ukiyo-e and European painting”. In Dialogue in Art. Japan and West, edited by Chisaburoh F. Yamada, 27–71. Tokyo; New York; San Francisco: Kodansha International Ltd., 1976.

25. Grishin, Mikhail. “Khramovye kompleksy Nary i sad kamnei Reandzi kak ‘brendy’ i ‘vizitnye kartochki’ iaponskoi kul’tury”. In Kul’tura Vostoka, edited and compiled by Evgenii Kononenko, 39–55. Moscow: GII, 2018, iss. 3. (In Russian)

26. Bubnova, Varvara. “Plasticheskie printsipy v iaponskoi zhivopisi”. In Ministerstvo kul’tury Rossiiskoi Federatsii, Gosudarstvennyi institut iskusstvoznaniia. Rossiia — Iaponiia. Na putiakh vzaimoponimaniia kul’tur, edited and compiled by Sergei Sokolov-Remizov, 14–21. Moscow: URSS Izdatel’stvo LKI, 2009. (In Russian)

27. Tikhotskaia, Irina, and Aleksandra Stegnienko. “Rol’ obrazov Iaponii v ee privlekatel’nosti kak turisticheskoi destinatsii”. In Rossiiskii gosudarstvennyi gumanitarnyi universitet. Istoriia i kul’tura traditsionnoi Iaponii, edited by Aleksandr Meshcheriakov, 479–91. St. Petersburg: Giperion, 2015, iss. 8. (In Russian)

28. Neeraj, Jai Singh. Splendour of Rajasthani painting. Delhi: Abhinav Publications, 1991.

29. Singh, Chandramani. Centres of Pahari Painting. Delhi: Abhinav Publications, 1982.

30. Titley, Norah M. Persian Miniature Painting and its Influence on the Art of Turkey and India. Austin: University of Texas Press, 1983.

31. Guseinova, Diliara. “Egipet: obraz tantsa — obraz strany”. In Kul’tura Vostoka, edited and compiled by Evgenii Kononenko, 212–27. Moscow: GII, 2018, iss. 3. (In Russian)

32. Budaeva, Tuiana. “Sovremennye realii kitaiskogo traditsionnogo teatra sitsiui”. Vestnik muzykal’noi nauki, iss. 1 (2016): 21–9. (In Russian)

33. Guseinova, Dilyara, and Amina Rizaeva. “Traditsionnye zrelishchnye formy arabskikh stran”. In Gosudarstvennyi institut iskusstvoznaniia. Teatr i zrelishchnye formy Vostoka: ot rituala k spektakliu, compiled by Dilyara Guseinova and Ekaterina Morozova, 129–69. Moscow: GITIS, 2012, iss. 1. (In Russian)

34. Tufte, Edward. The Visual Display of Quantitative Information. Chesire: Graphics Press, 1983.

35. Cairo, Alberto. The Functional Art: An introduction to information graphics and visualization. Berkeley: New Riders, 2012.

Загрузки

Опубликован

27.03.2019

Как цитировать

Кононенко, Е. И., & Лаврентьева, Н. В. (2019). «Образ-обещание»: страны Востока на рекламных плакатах. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 9(1), 180–199. https://doi.org/10.21638/spbu15.2019.109

Выпуск

Раздел

Дизайн

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)