Александр Бенуа и художественное наследие Франции XVIII века

Авторы

  • Анна Евгеньевна Завьялова Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств https://orcid.org/0000-0003-2704-0486

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu15.2019.205

Аннотация

Рассмотрен вопрос о влиянии произведений Шарля-Никола Кошена, Жана-Мишеля Моро Младшего, Жака Риго, Антуана Ватто и Эдме Бушардона на творчество Александра Бенуа. Благодаря воспоминаниям художника выявлены имена рисовальщиков и граверов Кошена, Моро Младшего, Жака Риго. Автор пришел к выводу на основании формально-стилистического анализа, что гравюры этих мастеров, а также скульптура Бушардона «Эрот» послужили иконографическими источниками и художественными образцами для таких работ Бенуа, как «Людовик XIV. Кормление рыб», «Версаль. У Курция», «Купальня маркизы», «На покой», иллюстрации для повести А. Пушкина «Пиковая дама». На основании анализа переписки А. Бенуа и С. Яремича, а также архивных документов (опись коллекции Бенуа) автор пришел к выводу, что коллекционерские интересы Бенуа также распространялись на наследие этих мастеров, в том числе на рисунки. Образы персонажей итальянской комедии в картинах Антуана Ватто оказали влияние на аналогичные образы в произведениях Бенуа («Итальянская комедия. Любовная записка», «Зимний сон»). На основании комплексного метода, совместившего формально-стилистические наблюдения с анализом воспоминаний художника, его дневников и работ по истории европейского искусства, автор сделал вывод о том, что Бенуа в своем творчестве обращался к гравюрам с произведений Ватто. Его опыт повторить живописную манеру этого мастера в гуаши «Китайский павильон. Ревнивец» остался единичным. Впервые рассмотрен вопрос о влиянии искусства импрессионистов и Уильяма Тёрнера. На основании комплексного метода автор пришел к выводу, что картины импрессионистов и Тёрнера влияли на воплощение образа парка Версаля в творчестве Бенуа одновременно с французскими гравюрами XVIII в. («Дождь в Версале», «Фонтан Аполлона в Версале»). Установлено, что на увлечение Бенуа искусством Тёрнера оказал влияние труд Джона Рёскина «Modern paintrers», а труд Рихарда Мутера «Geschichne der Malerei im XIX. Jahrhunderte» — на особое внимание Бенуа-художника и Бенуа — историка искусства к жанру пейзажа.

Ключевые слова:

Александр Бенуа, русское искусство конца XIX — начала XX в., Шарль-Никола Кошен, Жан-Мишель Моро Младший, Жак Риго, Антуан Ватто, Эдме Бушардон, парк Версаля, история коллекционирования, Уильям Тёрнер

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Биография автора

Анна Евгеньевна Завьялова, Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств

кандидат искусствоведения; ведущий научный сотрудник отдела русского искусства XVIII — начала XX века

Библиографические ссылки

Литература

1.Маковский, Сергей. Силуэты русских художников. М.: Республика, 1999.

2. Эткинд, Марк. Александр Николаевич Бенуа. 1870-1960. Вступит. статья Алексей Сидоров. Л.; М.: Искусство, 1965.

3. Лапшина, Наталия. Мир искусства. Очерки истории и творческой практики. М.: Искусство, 1977.

4. Круглов, Владимир. Александр Николаевич Бенуа.СПб.: Художник России; Золотой век, 2001.

5. Бенуа, Александр. Мои воспоминания. Подгот. Наталия Александрова. 5 книг. 2-е изд. М.: Наука, 1993, кн. 4-5.

6. Лансере, Евгений. Дневники. 3 книги. М.: Искусство–XXI век, 2008, кн. 1.

7. Silverman, Debora L. Art Nouveau in Fin-de-siècle France. Politics, Psychology and Style.Berkeley; Los Angeles; London: University of California Press, 1989.

8. Выдрин, Иван, Ирина Лапина, и Галина Марушина. “А. Н. Бенуа. Дневник 1905 года: Окончание”. Наше наследие, no. 58 (2001): 104–25.

9. Бенуа, Александр. “Тернер”. Мир искусства 2 (1899): 190–202.

10. Марушина, Галина, и Иван Выдрин. “А. Н. Бенуа. Дневник 1906 года (Версаль. Париж)”. Наше наследие, no. 77 (2006): 72–104.

11. Выдрин, Иван, Ирина Лапина, и Галина Марушина. “А. Н. Бенуа. Дневник 1905 года”. Наше наследие, no. 57 (2001): 48–78.

12. Марушина, Галина, и Иван Выдрин. “Александр Николаевич Бенуа. Дневник 1906 года”. Наше наследие, no. 86 (2008): 46–77.

13. “Переписка С. П. Яремича с А. Н. Бенуа”. В сб. Степан Петрович Яремич, ред.-сост. Виталий Третьяков и Иван Выдрин, 13–238. СПб.: Крига; Сад искусств, 2009, т. 3.

14. Мутер, Рихард. История живописи в XIX веке. Пер. Зинаида Венгерова, ред. Всеволод Протопопов. 3 тома. СПб.: Товарищество "Знание", 1900, т. 2.

15. Бенуа, Александр. История живописи всех времен и народов. 4 тома. СПб.: Шиповник, 1912, [т. 1], вып. 1.

16. Завьялова, Анна. Александр Бенуа и Константин Сомов. Художники среди книг. М.: Театралис, 2012.

17. Бенуа, Александр. История живописи всех времен и народов. 4 тома. СПб.: Шиповник, 1912, [т. 4], вып. 17–22.

18. Завьялова, Анна. “‘Игрушечный, кукольный, загадочный мир’: образы марионеток в творчестве Александра Бенуа”. Артикульт, no. 27/3 (2017): 34–9. Дата обращения октябрь 01, 2017. http://articult.rsuh.ru/articult-27-3-2017/articult-27-3-2017-zavyalova.php.

19. Якимович, Александр. “Об истоках и природе искусства Ватто”. В сб. АН СССР, ВНИИ искусствознания М-ва культуры СССР. Западноевропейская художественная культура XVIII века, отв. ред. Валерий Прокофьев, 41–78. М.: Наука, 1980.

20. Бенуа, Александр. Мои воспоминания. 5 книг. 2-е изд. М.: Наука, 1993, кн. 1‑3.

21. Goncourt, Edmond, de, and Jules de Goncourt. French eighteenth-century painters. Translated by Robin Ironside. 2nd ed. Oxford: Phaidon Press, 1981.

22. “А. Н. Бенуа о коллекции С. П. Яремича”. В сб. Степан Петрович Яремич, ред.-сост. Виталий Третьяков и Иван Выдрин, 241–302. СПб.: Крига; Сад искусств, 2009, т. 3.

23. Бенуа, Александр. “Живопись эпохи барокко и рококо”. Старые годы, no. 10–12 (1908): 720–34.

24. Бенуа, Александр . Дневник 1916–1918 годов. Сост. Иван Выдрин. М.: Захаров, 2006.


Источники

I. ОР ГЭ. Ф. 4. 1919. Ед. хр. 1475.


References

1.Makovskii, Sergei. Siluety russkikh khudozhnikov. Moscow: Respublika, 1999. (In Russian)

2. Etkind, Mark. Aleksandr Nikolaevich Benua. 1870-1960. Introductory article by Aleksei Sidorov. Leningrad; Moscow: Iskusstvo, 1965. (In Russian)

3. Lapshina, Nataliia. Mir iskusstva. Ocherki istorii i tvorcheskoi praktiki. Moscow: Iskusstvo, 1977. (In Russian)

4. Kruglov, Vladimir. Aleksandr Nikolaevich Benua. St. Petersburg: Khudozhnik Rossii; Zolotoi vek, 2001. (In Russian)

5. Benua, Aleksandr. Moi vospominaniia. Prepared by Nataliia Aleksandrova. 5 books. 2nd ed. Moscow: Nauka, 1993, bks. 4–5. (In Russian)

6. Lansere, Evgenii. Dnevniki. 3 books. Moscow: Iskusstvo–XXI vek, 2008, bk. 1. (In Russian)

7. Silverman, Debora L. Art Nouveau in Fin-de-siècle France. Politics, Psychology and Style. Berkeley; Los Angeles; London: University of California Press, 1989.

8. Vydrin, Ivan, Irina Lapina, and Galina Marushina. “A. N. Benua. Dnevnik 1905 goda: Okonchanie”. Nashe nasledie, no. 58 (2001): 104–25. (In Russian)

9.Benua, Aleksandr. “Terner”. Mir iskusstva 2 (1899): 190–202. (In Russian)

10. Marushina, Galina, and Ivan Vydrin. “A. N. Benua. Dnevnik 1906 goda (Versal’. Parizh )”. Nashe nasledie, no. 77 (2006): 72–104. (In Russian)

11. Vydrin, Ivan, Irina Lapina, and Galina Marushina. “A. N. Benua. Dnevnik 1905 goda”. Nashe nasledie, no. 57 (2001): 48–78. (In Russian)

12. Marushina, Galina, and Ivan Vydrin. “Aleksandr Nikolaevich Benua. Dnevnik 1906 goda”. Nashe nasledie, no. 86 (2008): 46–77. (In Russian)

13. “Perepiska S. P. Iaremicha s A. N. Benua”. In Stepan Petrovich Iaremich, edited and compiled by Vitalii Tret’iakov and Ivan Vydrin, 13–238. 3 vols. St. Petersburg: Kriga; Sad iskusstv, 2009, vol. 3. (In Russian)

14. Muter, Rikhard. Istoriia zhivopisi v XIX veke. Translated by Zinaida Vengerova, edited by Vsevolod Protopopov. 3 vols. St. Petersburg: Tovarishchestvo “Znanie”, 1900, vol. 2. (In Russian)

15. Benua, Aleksandr. Istoriia zhivopisi vsekh vremen i narodov. 4 vols. St. Petersburg: Shipovnik, 1912, [vol. 1], iss. 1. (In Russian)

16.Zav’ialova, Anna. Aleksandr Benua i Konstantin Somov. Khudozhniki sredi knig. Moscow: Teatralis, 2012. (In Russian)

17. Benua, Aleksandr. Istoriia zhivopisi vsekh vremen i narodov. 4 vols. St. Petersburg: Shipovnik, 1912, [vol. 4], iss. 17–22. (In Russian)

18. Zav’ialova, Anna. “‘Igrushechnyi, kukol’nyi, zagadochnyi mir’: obrazy marionetok v tvorchestve Aleksandra Benua” [“‘Toy, puppet, mysterious world’: Images of puppets in the works of Alexander Benois”]. Artikul’t [Articult], no. 27/3 (2017): 34–9. Accessed October 01, 2017. http://articult.rsuh.ru/articult-27-3-2017/articult-27-3-2017-zavyalova.php. (In Russian)

19.Iakimovich, Aleksandr. “Ob istokakh i prirode iskusstva Vatto”. In AN SSSR, VNII iskusstvoznaniia M-va kul’tury SSSR. Zapadnoevropeiskaia khudozhestvennaia kul’tura XVIII veka, edited by Valerii Prokof’ev, 41–78. Moscow: Nauka, 1980. (In Russian)

20. Benua, Aleksandr. Moi vospominaniia. 5 books. 2nd ed. Moscow: Nauka, 1993, bk. 1–3. (In Russian)

21. Goncourt, Edmond, de, and Jules de Goncourt. French eighteenth-century painters. Translated by Robin Ironside. 2nd ed. Oxford: Phaidon Press, 1981.

22. “A. N. Benua o kollektsii S. P. Iaremicha”. In Stepan Petrovich Iaremich, edited and compiled by Vitalii Tret’iakov and Ivan Vydrin, 241–302. St. Petersburg: Kriga; Sad iskusstv, 2009, vol. 3.

23. Benua, Aleksandr. “Zhivopis’ epokhi barokko i rokoko”. Starye gody, no. 10–12 (1908): 720–34.

24. Benua, Aleksandr. Dnevnik 1916–1918 godov. Compiled by Ivan Vydrin. Moscow: Zakharov, 2006.


Sources

I. OR GE. F. 4. 1919. Ed. hr. 1475. [State Hermitage. Manuscripts Department. Stock 4. 1919. Record 1475]. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

30.05.2019

Как цитировать

Завьялова, А. Е. (2019). Александр Бенуа и художественное наследие Франции XVIII века. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 9(2), 300–324. https://doi.org/10.21638/spbu15.2019.205

Выпуск

Раздел

Изобразительное искусство