Структурное мышление и принцип поливалентности в европейской музыкальной композиции последней трети ХХ века в контексте идей «Логики смысла» Ж. Делеза

Авторы

Аннотация

Статья представляет собой опыт сопоставлений смысловых серий в предложении со структурами в композиции новой музыки. Принцип соотношения избыточности и недостаточности структурного мышления представляет собой парадокс, весьма характерный и для новой музыки, и для особенностей структурирования композиции. Автор статьи определяет три возможных уровня взаимодействий. Первый — редкомпозиционный уровень. Генерирование первоначальной «матрицы» композиции — единой сверхидеи, благодаря которой формируются все остальные уровни. Второй — мультисерийная структура, центральным элементом системы которой становится комплексная взаимосвязь происходящих внутри различных измерений музыкального материала в композициях «новой сложности». Третий уровень — организующая единое целое лахенманновская Временная сетка [Zeitnetz] — протяженный ряд серийно пермутированных и ритмически оформленных звуков, которые выполняют функции абстрактных указателей, фиксирующих вступление или «выключение» различных звуковых семейств, кульминационные зоны и многое другое. Отправной точкой рассуждений становятся трактат Жиля Делёза «Логика смысла» и высказывания композиторов о структурировании музыкальной композиции.

Ключевые слова:

структура, поливалентность

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Светлана Витальевна Лаврова, Санкт-Петербургский государственный университет

кандидат искусствоведения; доцент кафедры органа, клавесина и карильона факультета искусств; композитор; член Союза композиторов России

Библиографические ссылки

Литература

1. Петрусева Н. Пьер Булез. Эстетика и техника музыкальной композиции. Исследование. М.; Пермь: Реал, 2002. 352 с.

2. Ксенакис Я. Пути музыкальной композиции / пер. Ю. Пантелеевой // Слово композитора (по материалам второй половины ХХ века): сб. тр. М.: Российская академия музыки им. Гнесиных, 2001. С. 22–35. (Российская академия музыки им. Гнесиных: сб. трудов. Вып. 145.).

3. Boulez P. The System Exposed (1951) // Boulez P. Orientations: collected writings. London: Faber, 1986. P. 129–142.

4. Stockhausen K. Четыре критерия электронной музыки / пер. В. Громадина. URL: http://rmusician.ru/archives/2730.htm (дата обращения: 10.02.2012).

5. Колико Н. И. Хельмут Лахенманн: эстетическая технология: автореф. дис. … канд. иск. М., 2002. 24 с.

6. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. URL: http://belpaese2000.narod.ru/Teca/Nove/eco_struttura.htm _Toc35763069 (дата обращения: 20.03.2012).

7. Делёз Ж. Логика смысла. Фуко М. Theatrum philosophicum / пер. с фр. Я. И. Свирского. М.: Раритет; Екатеринбург: Деловая книга, 1998. 473 с.

8. Ценова В. Пересекающиеся слои, или Мир как аквариум. Джон Кейдж — Валерия Ценова (интервью, которого не было). URL: http://www.21israel-music.com/Cage.htm (дата обращения: 30.03.2012).

9. Дубов М. Янис Ксенакис — архитектор новейшей музыки: автореф. дис. … канд. иск. М., 2008. 18 с.

10. Stockhausen К. Texte zur Musik. Bde 1–10. Bd I. Köln: M. DuMont Schauberg, 1963.

11. Lachenmann H. Pression für einen Cellisten: Revision version 2010. Mainz: Breitkopf and Haertel, 2010. 18 S.


References

1. Petruseva N. P’er Bulez. Estetika i tekhnika muzykal’noi kompozitsii. Issledovanie (Pierre Boulez. Aesthetics and techniques of musical composition. Study). Moscow; Perm’: Real, 2002. 352 p.

2. Ksenakis Ia. Slovo kompozitora (po materialam vtoroi poloviny XX veka) (According to the composer (based on the second half of the twentieth century)): sb. tr. Issue 145. Moscow: Rossiiskaia akademiia muzyki im. Gnesinykh, 2001, pp.22–35.

3. Boulez P. The System Exposed (1951). Orientations: collected writings. London: Faber, 1986, pp.129–142.

4. Stockhausen K. Chetyre kriteriia elektronnoi muzyki (The four criteria of electronic music). Per. V.Gromadina. URL: http://rmusician.ru/archives/2730.htm (accessed: 10.02.2012).

5. Koliko N.I. Khel’mut Lakhenmann: esteticheskaia tekhnologiia (Helmut Lachenmann: aesthetic technology): avtoref. dis. … kand. isk. Moscow, 2002. 24 p.

6. Eko U. Otsutstvuiushchaia struktura. Vvedenie v semiologiiu (No structures. Introduction to semiology). URL: http://belpaese2000.narod.ru/Teca/Nove/eco_struttura.htm_Toc35763069 (accessed: 20.03.2012).

7. Delez Zh. Logika smysla. Fuko M. Theatrum philosophicum (The logic of sense. Foucault M. Theatrum philosophicum). Per. s fr. Ia.I.Svirskogo. Moscow: Raritet; Ekaterinburg: Delovaia kniga, 1998. 473 p.

8. Tsenova V. Peresekaiushchiesia sloi, ili Mir kak akvarium. Dzhon Keidzh — Valeriia Tsenova (interv’iu, kotorogo ne bylo) (Overlapping layers, or the world as an aquarium. John Cage - Valeria price (the interview, which was not)). URL: http://www.21israel-music.com/Cage.htm (accessed: 30.03.2012).

9. Dubov M. Ianis Ksenakis — arkhitektor noveishei muzyki (Iannis Xenakis - the architect of modern music): avtoref. dis. … kand. isk. Moscow, 2008.

10. Stockhausen K. Texte zur Musik. Bde 1–10. Bd I. Köln: M. DuMont Schauberg, 1963.

11. Lachenmann H. Pression für einen Cellisten: Revision version, 2010. Mainz: Breitkopf and Haertel, 2010. 18 S.

Загрузки

Опубликован

18.03.2013

Как цитировать

Лаврова, С. В. (2013). Структурное мышление и принцип поливалентности в европейской музыкальной композиции последней трети ХХ века в контексте идей «Логики смысла» Ж. Делеза. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 3(1), 3–8. извлечено от https://artsjournal.spbu.ru/article/view/1642

Выпуск

Раздел

Музыка

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

<< < 1 2