Теория такта Михаэля Преториуса

Авторы

  • Марина Евгеньевна Гирфанова Казанская государственная консерватория им. Н. Г. Жиганова

Аннотация

В статье рассматривается учение о такте крупнейшего немецкого музыкального теоретика первой половины XVII в. Михаэля Преториуса, помещенное в третьем томе его труда «Syntagma musicum» (1619). Учение о такте Михаэля Преториуса принадлежит начальной стадии формирования новоевропейского такта и позиционируется как одно из наиболее значимых для этой стадии. Наряду с опорой на предшествующую, мензуральную теоретическую традицию, Преториус предлагает новые исследовательские подходы к теории такта: приоритет опытного знания, практицизм, профаническую рациональность, критическое отношение к мнению авторитетов. Многое из того, что определяет теоретический метод Преториуса, оказывается следствием мировоззренческих изменений, которые принесла с собой немецкая Реформация, и созвучно преобразованиям, происходящим в это время в европейской науке в целом.

Ключевые слова:

такт, Михаэль Преториус, немецкая музыкальная теория, методология музыкальной науки

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Марина Евгеньевна Гирфанова, Казанская государственная консерватория им. Н. Г. Жиганова

кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории музыки и композиции

Библиографические ссылки

Литература

1. Praetorius M. Syntagma musicum: in 3 Bd. Bd III: Termini musici. Faksimile-Nachdruck / hrsgeg. von W. Gurlitt. (Documenta musicologica, XV). Kassel: Bärenreiter, 1958. 260 S.

2. Gallo F. Die Notationslehre im 14 und 15 Jahrhundert // Die mittelalterliche Lehre von der Mehrstimmigkeit. Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 1984. S. 257–356. (Geschichte der Musiktheorie; Bd 5).

3. Dahlhaus C. Zur Taktlehre des Michael Praetorius // Die Musikforschung. 1964. Hft 2, Jg XVII. S. 162–169.

4. Banchieri A. Cartella Musicale nel canto figurato fermo & contrapunto. Bologna: Forni, 1968. (Bibliotheca musica bononiensis, sezione II, No 26). 248 p.

5. Поспелова Р. Трактаты о музыке Иоанна Тинкториса. М.: Научно-изд. центр «Московская консерватория», 2009. 712 с.

6. Dahlhaus C. Zur Entstehung des modernen Taktsystems im 17. Jahrhundert // Archiv für Musikwissenschaft. 1961. Hft 3–4, Jg XVIII. S. 223–240.

7. Гайденко П. Эволюция понятия науки: Становление и развитие первых научных программ. М.: Наука, 1980. 568 с.

8. Койре А. Очерки истории философской мысли. M. : Прогресс, 1985. 286 с.

9. Лютер М. Избранные произведения. СПб.: Андреев и согласие, 1994. 429 с.

10. Blankenburg W., Gottwald C. Praetorius Michael // The New Grove Dictionary of Music and Musicians: in 29 vols. Vоl. 20. London; New York: Macmillan Publishers Limited, 2001. P. 261–266.

11. Соловьев Э. Прошлое толкует нас: (Очерки по истории философии и культуры). М.: Политиздат, 1991. 432 с.

12. Тарнас Р. История западного мышления. М.: Крон-пресс, 1995. 448 с.

13. Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. 808 с.

References

1. Praetorius M. Syntagma musicum: in 3 Bd. Bd III: Termini musici. Faksimile-Nachdruck, hrsgeg. von W. Gurlitt. (Documenta musicologica, XV). Kassel: Bärenreiter, 1958. 260 S.

2. Gallo F. Die Notationslehre im 14 und 15 Jahrhundert, Die mittelalterliche Lehre von der Mehrstimmigkeit. Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 1984. S. 257–356. (Geschichte der Musiktheorie; Bd 5).

3. Dahlhaus C. Zur Taktlehre des Michael Praetorius, Die Musikforschung. 1964. Hft 2, Jg XVII. S. 162–169.

4. Banchieri A. Cartella Musicale nel canto figurato fermo & contrapunto. Bologna: Forni, 1968. (Bibliotheca musica bononiensis, sezione II, No 26). 248 p.

5. Pospelova R. Traktaty o muzyke Ioanna Tinktorisa. M.: Nauchno-izd. tsentr «Moskovskaia konservatoriia», 2009. 712 p.

6. Dahlhaus C. Zur Entstehung des modernen Taktsystems im 17. Jahrhundert, Archiv für Musikwissenschaft. 1961. Hft 3–4, Jg XVIII. S. 223–240.

7. Gaidenko P. Evoliutsiia poniatiia nauki: Stanovlenie i razvitie pervykh nauchnykh programm. M.: Nauka, 1980. 568 p.

8. Koire A. Ocherki istorii filosofskoi mysli. M. : Progress, 1985. 286 p.

9. Liuter M. Izbrannye proizvedeniia. SPb.: Andreev i soglasie, 1994. 429 p.

10. Blankenburg W., Gottwald C. Praetorius Michael, The New Grove Dictionary of Music and Musicians: in 29 vols. Vol. 20. London; New York: Macmillan Publishers Limited, 2001. P. 261–266.

11. Solov'ev E. Proshloe tolkuet nas: (Ocherki po istorii filosofii i kul'tury). M.: Politizdat, 1991. 432 s.

12. Tarnas R. Istoriia zapadnogo myshleniia. M.: Kron-press, 1995. 448 p.

13. Veber M. Izbrannye proizvedeniia. M.: Progress, 1990. 808 p.

Загрузки

Опубликован

02.12.2013

Как цитировать

Гирфанова, М. Е. (2013). Теория такта Михаэля Преториуса. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 3(4), 3–15. извлечено от https://artsjournal.spbu.ru/article/view/2440

Выпуск

Раздел

Музыка