Рецепция кондукта школы Нотр-Дам в раннем французском ars nova: к 700-летию манускрипта F-Pn fr. 146
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu15.2019.302Аннотация
Расширенная редакция стихотворной поэмы «Роман о Фовеле» Жерве дю Бю, осуществленная Шайю де Пестеном и завершенная примерно в 1317–1318 гг., включает 169 музыкальных вставок, из которых 30 основаны на кондуктах школы Нотр-Дам. Автором многих кондуктов является Филипп Канцлер. Это самая обширная рецепция кондукта в нотированных источниках начала XIV в. Раскрываются причины обращения в «Романе о Фовеле» — сатирической аллегории современной политической и церковной жизни во Франции — к тематике кондукта. Большинство сочинений одноголосные и отнесены составителями манускрипта к жанру «проза». На примере двух образцов прозы прослеживаются преобразования, которые имеют место по отношению к первоисточникам-кондуктам, сохранившимся в более ранних манускриптах. Делаются выводы, что одноголосные сочинения в «Романе о Фовеле», в которых используется кондукт, вписываются в общие тенденции развития жанра кондукта в конце XIII — начале XIV в. Пять сочинений многоголосные, они обозначены составителями манускрипта как «мотеты». Почти во всех из них выявляется влияние жанра кондукта. В мотетах обнаруживается присутствие тех или иных жанровых признаков кондукта на уровне отдельной партии, а в ряде мотетов — на уровне композиционной организации в целом. Знаком принадлежности к «Роману о Фовеле» становится «фовелизация» многих кондуктов, которая заключается в досочинении (или пересочинении) стихотворных строк, привязывающих содержание текстов кондуктов школы Нотр-Дам к центральной фигуре романа — Фовелю — и тем самым их актуализирующих.
Ключевые слова:
манускрипт F-Pn fr. 146, Роман о Фовеле, Жерве дю Бю, Шайю де Пестен, кондукт, мотет, проза, модальная ритмика, ars nova, работа с первоисточником
Скачивания
Библиографические ссылки
Источники
References
Sources
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.