Форма: консонанс/диссонанс (на примере прелюдий Дебюсси «Дельфийские танцовщицы» и «Паруса»)

  • Дмитрий Феликсович Ушаков Томская областная государственная филармония; Томский государственный университет

Аннотация

В работе рассматриваются принципы формообразования в музыке Клода Дебюсси на примере двух прелюдий — «Дельфийские танцовщицы» и «Паруса». Устанавливается связь между музыкальным материалом этих пьес, спецификой гармонических процессов, происходящих в них, и музыкальной формы, в которую композитор облекает эти процессы. Делается попытка продемонстрировать, каким образом понятие консонанса и диссонанса в гармонии может быть перенесено на более высокий уровень — на уровень формы; в этом смысле первая из двух прелюдий есть образец формы консонантной, вторая — диссонантной. Для раскрытия этих понятий в работе проведён детальный анализ обеих прелюдий, в результате которого становится видно, что эти две пьесы написаны в звуковых системах, которые могут быть представлены как противоположные друг другу.

Ключевые слова:

Дебюсси, импрессионизм, музыкальная форма, гармония, консонанс, диссонанс, анализ

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Дмитрий Феликсович Ушаков, Томская областная государственная филармония; Томский государственный университет

художественный руководитель Томской областной государственной филармонии; преподаватель кафедры инструментального исполнительства Института искусств и культуры Томского государственного университета

Литература

Литература

1. Денисов Э. О некоторых особенностях композиционной техники Клода Дебюсси // Современная музыка и проблемы эволюции композиторской техники. М.: Сов. композитор, 1986. С. 90–111.

2. Byrnside R. L. Musical Impressionism: The Early History of the Term // The Musical Quarterly. Vol. 66. No. 4. Oct. 1980. P. 522–537.

3. Ушаков Д. К проблеме стиля Клода Дебюсси в контексте культурологических и философских концепций 20 века // Искусство и образование в современном мире. Тюмень: Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий, 2012. С. 150–156.

4. Botstein L. «Beyond the Illusions of Realism: Painting and Debussy’s Break with Tradition» // Fulcher J. Debussy and His World. Princeton University Press, 2001. P. 141–180.

5. Руднев В. Прочь от реальности. Философия текста. М.: Аграф, 1999. 432 с.

6. Лаул Р. Принципы формообразования в симфонических произведениях Дебюсси // Дебюсси и музыка XX века. Л.: Музыка, 1983. С. 39–63.

7. Soussidko I. Metrotektonik und Goldener Schnitt. Debussys 24 Preludes fuer Klavier // Musik und Aesthetik. Stuttgart: Klett-Cotta. 6 (2002) 24. S. 5–19.

8. Ansermet E. Le langage de Debussy // Écrits sur la musique. Neuchâtel: La Baconnière, 1983. 254 p.

9. Холопов Ю. Гармония. Теоретический курс. СПб.: Лань, 2003. 544 с.

10. Холопов Ю. Очерки современной гармонии. М.: Музыка, 1975. 287 с.

11. Мазель Л., Цуккерман В. Анализ музыкальных произведений. Элементы музыки и анализ малых форм. М.: Музыка, 1967. 752 с.

12. Холопов Ю. Н. Метрическая структура периода и песенных форм // Проблемы музыкального ритма / сост. В. Н. Холопова. М.: Музыка, 1978. С. 105–163.


References

1. Denisov E. O nekotorykh osobennostiakh kompozitsionnoi tekhniki Kloda Debiussi. Sovremennaia muzyka i problemy evoliutsii kompozitorskoi tekhniki. Moscow, Sov. kompozitor Publ., 1986, pp. 90–111. (In Russian)

2. Byrnside R. L. Musical Impressionism: The Early History of the Term. The Musical Quarterly, vol. 66, no. 4, Oct. 1980, pp. 522–537.

3. Ushakov D. K probleme stilia Kloda Debiussi v kontekste kul'turologicheskikh i filosofskikh kontseptsii 20 veka. Iskusstvo i obrazovanie v sovremennom mire. Tiumen', Tiumenskaia gosudarstvennaia akademiia kul'tury, iskusstv i sotsial'nykh tekhnologii Press, 2012, pp. 150–156. (In Russian)

4. Botstein L. «Beyond the Illusions of Realism: Painting and Debussy’s Break with Tradition». Fulcher J. Debussy and His World. Princeton University Press, 2001, pp. 141–180.

5. Rudnev V. Proch' ot real'nosti. Filosofiia teksta. Moscow, Agraf Publ., 1999. 432 p. (In Russian)

6. Laul R. Printsipy formoobrazovaniia v simfonicheskikh proizvedeniiakh Debiussi. Debiussi i muzyka XX veka. Leningrad, Muzyka, 1983, pp. 39–63. (In Russian)

7. Soussidko I. Metrotektonik und Goldener Schnitt. Debussys 24 Preludes fuer Klavier, Musik und Aesthetik, Stuttgart, Klett-Cotta, 6 (2002) 24, pp. 5–19.

8. Ansermet E. Le langage de Debussy. Écrits sur la musique. Neuchâtel, La Baconnière, 1983. 254 p.

9. Kholopov Iu. Garmoniia. Teoreticheskii kurs. St. Petersburg, Lan' Publ., 2003. 544 p. (In Russian)

10. Kholopov Iu. Ocherki sovremennoi garmonii. Moscow, Muzyka, 1975. 287 p. (In Russian)

11. Mazel' L., Tsukkerman V. Analiz muzykal'nykh proizvedenii. Elementy muzyki i analiz malykh form. Moscow, Muzyka Publ., 1967. 752 p. (In Russian)

12. Kholopov Iu. N. Metricheskaia struktura perioda i pesennykh form. Problemy muzykal'nogo ritma. Comp. by V. N. Kholopova. Moscow, Muzyka Publ., 1978, pp. 105–163. (In Russian)

Опубликован
2014-03-18
Как цитировать
Ушаков, Д. Ф. (2014). Форма: консонанс/диссонанс (на примере прелюдий Дебюсси «Дельфийские танцовщицы» и «Паруса»). Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 4(1), 14-29. извлечено от https://artsjournal.spbu.ru/article/view/4453
Раздел
Музыка