Роберт Фладд: метафизика музыки и числа

Авторы

  • Мария Николаевна Блажевич Казанская государственная консерватория им. Н. Г. Жиганова; Тюменская филармония; Тюменская академия искусств и культуры
  • Дмитрий Феликсович Ушаков Радио Орфей, Храм св. Людовика Французского

Аннотация

В работе освещаются некоторые аспекты философского учения Роберта Фладда (1574–1637), английского философа, физика, врача и теоретика музыки, на материале трактата “Utriusque cosmic historia…”. В центре внимания авторов — концепция музыкального числа у Фладда и его воззрения на один из видов musica speculativa, называемый musica mundanа — по сути дела, неслышимая музыка сфер, образуемая согласованным движением мироздания. Особое внимание уделено следующим моментам: философия числа и музыкального числа Фладда, преломление учения Пифагора в его трактате, его собственные концепции musica mundanа, такие как гилеморфизм формальной и материальной пирамид, мировой монохорд и др.

Ключевые слова:

Фладд, Пифагор, музыкальное число, философия числа, музыка сфер, мировой монохорд, числовая символика

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Мария Николаевна Блажевич, Казанская государственная консерватория им. Н. Г. Жиганова; Тюменская филармония; Тюменская академия искусств и культуры

аспирант Казанской государственной консерватории им. Н. Г. Жиганова, артист Тюменской филармонии, старший преподаватель Тюменской академии искусств и культуры

Дмитрий Феликсович Ушаков, Радио Орфей, Храм св. Людовика Французского

автор и ведущий программ на радио классической музыки «Орфей», органист храма св. Людовика Французского в Москве

Библиографические ссылки

Литература

1. Fludd R. Utriusque cosmi maioris scilicet minoris metaphysica, physica atque technica in duo volumina secundum cosmi diff erentiam divisa. Tomus primus: De macrocosmi historia in duos tractatus divisa. J. T. de Bry, 1617. T. 1. 788 p.

2. Fludd R. Utriusque cosmi maioris scilicet minoris metaphysica, physica atque technica in duo volumina secundum cosmi diff erentiam divisa. Tomus primus: De macrocosmi historia in duos tractatus divisa. Oppenheim: H. Galler für J. T. Bry, 1619. T. 2. 277 p.

3. Allen G. Debus. The chemical philosophy. New York, 1977.

4. Craven J. B. Doctor Fludd (Robertus de Fluctibus), the English Rosicrucian: Life and Writings. Kirkwall: William Peace & Son, 1902. 260 p.

5. Godwin J. Robert Fludd: Hermetic philosopher and surveyor of two worlds, London: Phanes Press,1991. 96 p.

6. Huffman W. H. Robert Fludd and the end of the Renaissance. New York; London: Routledge, 1988. 252 p.

7. Fludd R. Tractatus apologeticus. Leyden, 1617. 196 p.

8. Ammann P. The Musical Theory and Philosophy of Robert Fludd // Journal of the Warburg and Courtauld Institutes. 1967. Vol. 30. P. 198–227.

9. Адо И. Свободные искусства и философия в античной мысли. М.: «Греко-латинский кабинет» Ю. А. Шичалина, 2002. 475 с.

10. Pauli W. The influence of archetypal ideas on the scientifi c theories of Keppler // Robert Fludd / ed. by W. H. Huffman. California: North Athlantic Books, 2001. P. 121–145.

11. Эко У. Искусство и красота в Средневековой эстетике. СПб.: Алетейя, 2003. 256 с.

12. Hauge P. Robert Fludd (1574–1637): а Musical Charlatan? A Contextual Study of His “Temple of Music” (1617–1618) / Robert Fludd (1574–1637): glazbeni šarlatan? Kontekstualno istraživanje njegova djela “Temple of Music” (1617–1618) // International Review of the Aesthetics and Sociology of Music. 2008. Vol. 39, N 1. P. 3–29.

13. Walker D. P. Kepler’s Celestial Music // Journal of the Warburg and Courtauld Institutes. 1967. Vol. 30. P. 228–250.

14. Йейтс Ф. Джордано Бруно и герметическая традиция / пер. Г. Дашевского. М.: Новое литературное обозрение, 2000. 528 с.

15. Kepler J. Harmonice Mundi. Linz, 1619. 255 p.

16. Йейтс Ф. Искусство памяти / пер. Е. Малышкина. СПб.: Университетская книга, 1997. 480 с.

17. Mitchell K. S. Musical conceptions in the hermetic philosophy of Robert Fludd. Their nature and signifi cance in german baroque musical thought. Washington: PhD. Diss, 1994. 272 p.

18. Копейкин К. В. Harmonia mundi: в поисках со-Глас-и-Я макро- и микро-космос’а // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 15: Искусствоведение. 2011. Вып. 1. С. 88–109.

19. Schwenter D., Harsdörff er G. Ph. Deliciae Physico-Mathematicae, Oder Mathemat. und Philosophische Erquickstunden. Nurnberg, 1692. T. 3. 720 S.

20. Schmidt J. Biblischer Mathematicus. Züllichau, 1736. 726 p.

21. Werckmeister A. Musikalische Paradoxal-Discourse. Quedlinburg, 1707. 122 S.

22. Fux J. Gradus ad Parnassum. Gradus ad Parnassum. 2 Teile. Leipzig, 1742. Reprint: Hildesheim: Olms Verlag, 2009. 197 S.

23. Жмудь Л. Я. «ВСЕ ЕСТЬ ЧИСЛО»?: к интерпретации «основной доктрины» пифагореизма // Mathesis. Из истории античной науки и философии. М.: Наука, 1991. С. 55–74.

24. Han-Liang Chang. The Rise of Semiotics and the Liberal Arts: Reading Martianus Capella’s The Marriage of Philology and Mercury // Mnemosyne. Fourth Series. 1998. Vol. 51. Fasc. 5. P. 538–553.

25. Пирс Ч. С. Избранные философские произведения. М.: Логос, 2000. 448 с.

26. Уайт А. Э. Каббала. М.: Центрполиграф, 2010. 703 с.

27. Boetius. De institutione musica libri quinque / ed. by Godofredus Friedlein. Leipzig: B. G. Teubner, 1867. P. 177–371.

28. Ashbee A. Fludd, Robert // Grove Music Online. Oxford Music Online. URL: http://www.oxfordmusiconline.com/subscriber/article/grove/music/09883 (дата обращения: 16.10.2010).

29. Magnus A. Super Dionysium de divinis nominibus. Opera omnia XXXVII/1. Monasterii Westfalorum: In aedibus Aschendorff , 1972. 452 p.

30. Strassburg U. von. Liber de summo bono. Pouillon, 1946. Tract. II. 401 p.

31. Холл М. П. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. СПб., 1994. 792 с.


References

1. Fludd R. Utriusque cosmi maioris scilicet minoris metaphysica, physica atque technica in duo volumina secundum cosmi diff erentiam divisa. Tomus primus: De macrocosmi historia in duos tractatus divisa. T. 1. J. T. de Bry, 1617. 788 p.

2. Fludd R. Utriusque cosmi maioris scilicet minoris metaphysica, physica atque technica in duo volumina secundum cosmi diff erentiam divisa. Tomus primus: De macrocosmi historia in duos tractatus divisa. T. 2. Oppenheim, H. Galler für J. T. Bry, 1619. 277 p.

3. Allen G. Debus. The chemical philosophy. New York, 1977.

4. Craven J. B. Doctor Fludd (Robertus de Fluctibus), the English Rosicrucian: Life and Writings. Kirkwall, William Peace & Son, 1902. 260 p.

5. Godwin J. Robert Fludd: Hermetic philosopher and surveyor of two worlds. London, Phanes Press,1991. 96 p.

6. Huffman W. H. Robert Fludd and the end of the Renaissance. New York; London: Routledge, 1988. 252 p.

7. Fludd R. Tractatus apologeticus. Leyden, 1617. 196 p.

8. Ammann P. The Musical Theory and Philosophy of Robert Fludd. Journal of the Warburg and Courtauld Institutes. Vol. 30. 1967, pp. 198–227.

9. Ado I. Svobodnye iskusstva i filosofiia v antichnoi mysli. Moscow, "Greko-latinskii kabinet" Iu. A. Shichalina Publ., 2002. 475 p. (In Russian)

10. Pauli W. The influence of archetypal ideas on the scientific theories of Keppler. Robert Fludd. Ed. by W. H. Huffman. California, North Athlantic Books, 2001, pp. 121–145.

11. Eko U. Iskusstvo i krasota v Srednevekovoi estetike. St Petersburg, Aleteiia, 2003. 256 p. (In Russian)

12. Hauge P. Robert Fludd (1574–1637): a Musical Charlatan? A Contextual Study of His “Temple of Music” (1617–1618). Robert Fludd (1574–1637): glazbeni šarlatan? Kontekstualno istraživanje njegova djela “Temple of Music” (1617–1618). International Review of the Aesthetics and Sociology of Music. 2008, Vol. 39, no. 1, pp. 3–29.

13. Walker D. P. Kepler’s Celestial Music. Journal of the Warburg and Courtauld Institutes. 1967, Vol. 30, pp. 228–250.

14. Ieits F. Dzhordano Bruno i germeticheskaia traditsiia. Transl. by G. Dashevskogo. Moscow, Novoe literaturnoe obozrenie Publ., 2000. 528 p. (In Russian)

15. Kepler J. Harmonice Mundi. Linz, 1619. 255 p.

16. Ieits F. Iskusstvo pamiati. Transl. by E. Malyshkina. St Petersburg, Universitetskaia kniga Publ., 1997. 480 p. (In Russian)

17. Mitchell K. S. Musical conceptions in the hermetic philosophy of Robert Fludd. Their nature and signifi cance in german baroque musical thought. PhD. Diss. Washington, 1994. 272 p.

18. Kopeikin K. V. Harmonia mundi: v poiskakh so-Glas-i-Ia makro- i mikro-kosmos’a. Vestn. S.-Peterb. un-ta. Ser. 15: Iskusstvovedenie. 2011, Issue 1, pp. 88–109. (In Russian)

19. Schwenter D., Harsdörff er G. Ph. Deliciae Physico-Mathematicae, Oder Mathemat. und Philosophische Erquickstunden. T. 3. Nurnberg, 1692. 720 S.

20. Schmidt J. Biblischer Mathematicus. Züllichau, 1736. 726 p.

21. Werckmeister A. Musikalische Paradoxal-Discourse. Quedlinburg, 1707. 122 S.

22. Fux J. Gradus ad Parnassum. Gradus ad Parnassum. 2 Teile. Leipzig, 1742. Reprint, Hildesheim, Olms Verlag, 2009. 197 S.

23. Zhmud' L. Ia. "VSE EST' ChISLO"?: k interpretatsii "osnovnoi doktriny" pifagoreizma. Mathesis. Iz istorii antichnoi nauki i filosofii. Moscow, Nauka Publ., 1991, pp. 55–74. (In Russian)

24. Han-Liang Chang. The Rise of Semiotics and the Liberal Arts: Reading Martianus Capella’s The Marriage of Philology and Mercury. Mnemosyne. Fourth Series. 1998, Vol. 51, Fasc. 5, pp. 538–553.

25. Pirs Ch. S. Izbrannye filosofskie proizvedeniia. Moscow, Logos, 2000. 448 p. (In Russian)

26. Uait A. E. Kabbala. Moscow, Tsentrpoligraf Publ., 2010. 703 p. (In Russian)

27. Boetius. De institutione musica libri quinque. Ed. by Godofredus Friedlein. Leipzig, B. G. Teubner, 1867, pp. 177–371.

28. Ashbee A. Fludd, Robert. Grove Music Online. Oxford Music Online. Available at: http://www.oxfordmusiconline.com/subscriber/article/grove/music/09883 (accessed: 16.10.2010).

29. Magnus A. Super Dionysium de divinis nominibus. Opera omnia XXXVII/1. Monasterii Westfalorum, In aedibus Aschendorff, 1972. 452 p.

30. Strassburg U. von. Liber de summo bono. Pouillon, 1946. Tract. II. 401 p.

31. Kholl M. P. Entsiklopedicheskoe izlozhenie masonskoi, germeticheskoi, kabbalisticheskoi i rozenkreitserovskoi simvolicheskoi filosofii. St Petersburg, 1994. 792 s. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

06.09.2011

Как цитировать

Блажевич, М. Н., & Ушаков, Д. Ф. (2011). Роберт Фладд: метафизика музыки и числа. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 1(3), 7–31. извлечено от https://artsjournal.spbu.ru/article/view/772

Выпуск

Раздел

Музыка