Темпы танцев для пения в трактате Мишеля Л’Аффийяра (Париж, 1705)

Авторы

  • Иван Васильевич Розанов Санкт-Петербургский государственный университет; Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова https://orcid.org/0000-0002-6768-6831

Аннотация

Многие выдающиеся музыканты (Г. Шюнеманн, Э. Боррель, Р. Киркпатрик, Р. Хардинг, В. Меллерс, К. Закс и другие) уже давно исследовали проблему точных оригинальных темповых указаний Мишеля Л’Аффийяра. Переводы темповых предписаний Л’Аффийяра, обозначенных в единицах tierces de Tems (шестидесятые доли секунды), в метрономические значения метронома Мельцеля у всех названных выше авторов были идентичными. В 1974, 1977 и в 2001 гг. Э. Швандт выступил с новой концепцией, суть которой заключается в том, что все расчеты, выполненные предыдущими учеными, были ошибочными, и что вычисленные ими темпы должны быть на самом деле в два раза более медленными. Но в 1993 г. К. Милинг (впоследствии он же в 2003 г.), а также В. Аухаген опубликовали работы, в которых содержится научно обоснованная критика новой концепции Швандта. Результатом явилось то, что музыканты и танцоры оказались поставленными перед фактом существования двух темповых концепций и вынуждены сами решать, чьи вычисления темповых указаний Л’Аффийяра брать за основу. Благодаря детальному изучению самого трактата Л’Аффийяра, работ выдающегося математика той эпохи Ж. Совёра и, в особенности, публикаций Л.-Л. Д’Онсамбрея, И. Маттезона, Фр. Э. Нидта, И. Г. Вальтера и других авторов, музыкантов и ученых настоящей статьи удалось прийти к выводу, что «новая концепция» Швандта является принципиально ошибочной, несмотря на тот очевидный факт, что некоторые темповые указания Л’Аффийяра нередко представляются слишком быстрыми для нашего восприятия. В работе предпринят детальный анализ старинной музыкальной терминологии, в частности, понятий vibration, tierces de Tems, courante, corrente.

Ключевые слова:

Л’Аффийяр, куранта, темп, французское барокко

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Иван Васильевич Розанов, Санкт-Петербургский государственный университет; Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова

доктор искусствоведения, профессор кафедры органа, клавесина и карильона факультета искусств Санкт-Петербургского государственного университета, профессор кафедры органа и клавесина Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова

Библиографические ссылки

References

1. BIBLIIa. Knigi Sviashchennogo Pisaniia Vetkhago i Novago Zaveta. Kanonicheskiia v russkom" perevodЂ s parallel'nymi mestami. London": Britanskago i Inostrannago Bibleiskago Obshchestva, 1922.

2. THE BIBLE. Authorized version. Ed. J. Stirling. London, Oxford: The British & Foreign Bible Society, 1967.

3. Desrat G. Dictionnaire de la Danse: Historique, théorique, pratique et bibliographique. Paris: Librairies-Imprimeries Réunies, 1895. 484 с.

4. Sachs C. Eine Weltgeschichte des Tanzes. Berlin: Reimer, 1933. XI. 325 S. 32 Taf.

5. Materialy po istorii evropeiskikh tantsev XV–XVII vekov. Pavana, gal'iarda, sal'tarello, kuranta, zhiga / red.-sost. N. Iu. Afonina. SPb.: Izd. Politekhn. un-ta, 2011. 44 s.

6. Pylaeva L. D. Muzyka stsenicheskikh tantsev frantsuzskikh kompozitorov XVII–XVIII vekov v kontekste ritoricheskoi epokhi: dis. … d-ra iskusstvovedeniia, Rossiiskaia akademiia muzyki im. Gnesinykh. M., 2012. 447 p.

7. Schwandt E. L’Affilard on the French court dances, The Musical Quarterly. Vol. 60, No. 3. 1974. P. 389–400.

8. L’Affillard [M.] Principes tres-faciles pour bien apprendre la musique, … Cinquiéme Edition revûë, corrigée, & augmentée. Paris: Christophe Ballard, 1705.

9. Dannreuther E. G. Musical Ornamentation. London: Novello, Ewer & Co., 1893–1895.

10. Beyschlag A. Die Ornamentik der Musik. Leipzig: Breitkopf & Härtel, 1908. VI. 285 S.

11. Neumann Fr. Ornamentation in Baroque and Post-Baroque Music. With Special Emphasis on J. S. Bach. Princeton, N. J. : Princeton University Press, 1983. XIV. 630 p.

12. Borrel E. Les notes inégales dans l’ancienne musique française, Revue de Musicologie, xii, 1931. P. 278–289.

13. Schünemann G. Geschichte des Dirigierens. Mit vielen Orchesterplänen. Leipzig: Breitkopf & Härtel. 1913. VI. 359 S.

14. D’Ons-en-Bray L.-L. (Pajot, Chevalier, compte) [d’Onzembray]. Description et usage d’un Métromètre ou Machine pour battre les Mesures et les Temps de toutes sortes d’Airs, Histoire de l’Academie Royale des Sciences, Année 1732. Paris: L’Imprimerie Royale, 1735. [Section:] Mémoires. P. 182–195.

15. Choquel H.-L. La musique rendue sensible par la méchanique, ou nouveau systéme pour apprendre facilement la musique soi-même, ouvrage utile et curieux approuvé par l’Académie Royale des Sciences… Paris: Ballard, Duchesne, 1759.

16. Borrel E. Les Indications Métronomique laissées par les Auteurs Français du XVIIIe siècle, Revue de Musicologie. Douziéme Année, Nouvelle Série, no. 26, Mai 1928. P. 149–153.

17. Harding R. E. M. Origins of Musical Time and Expression. London, N. Y. : Oxford University Press, 1938. XI. 115 p.

18. Kirkpatrick R. Eighteenth-Century Metronomic Indications, Papers read by Members of the American Musicological Society. N.Y., 1940. P. 30–41.

19. Mersenne M. Harmonie Universelle, … Livre second … Paris: Sebastien Cramois, 1636.

20. Harich-Schneider E. Die Kunst des Cembalo—Spiels; Kassel: Bärenreiter, 31970. 244 S.

21. Miehling K. Das Tempo in der Musik von Barock und Vorklassik. Die Antwort der Quellen auf ein umstrittenes Thema. Verbesserte und Stark erweiterte Neuausgabe. Wilhelmshaven: Noetzel, 2003. 458 S.

22. Druskin M. S. Klavirnoe tvorchestvo i ispolnitel'stvo v XVI, XVII i XVIII vekakh: dis. … d-ra iskusstvovedeniia , Leningradskaia gosudarstvennaia konservatoriia. L., 1941. 649 s.

23. Mellers W. François Couperin and the French Classical Tradition. London: D. Dobson, 1950. 412 p.

24. Sachs C. Rhythm and Tempo: A Study in Music History. New York: Norton, 1953. 391 p.

25. Die Musik in Geschichte und Gegenwart: allgemeine Enzyclopädie der Musik (MGG1), hrsg. Friedrich Blume. Kassel: Bärenreiter, 1949–1968. 14 Bde.

26. Die Musik in Geschichte und Gegenwart: Allgemeine Enzyklopädie der Musik (MGG2): 26 Bände in zwei Teilen, begründet von F. Blume; hrsg. L. Finscher. 2. neubearb. Ausg. Kassel: Bärenreiter; Stuttgart, Weimar: Metzler J. B. Verlag, 1994–2007.

27. Grüß H. Tempofragen der Bachzeit, Bach-Studien. Eine Sammlung von Aufsätzen. Hrsg. v. Rudolph Eller und Hans-Joachim Schulze. Leipzig, Wiesbaden: Breitkopf & Härtel, 1975. S. 73–81.

28. The New Grove Dictionary of Music and Musicians, ed.: S. Sadie, J. Tyrrell. — 2d. ed. N. Y. : Oxford University Press, 2001. 29 vols.

29. Auhagen W. Eine wenig beachtete Quelle zur musikalischen Tempoauffassung im frühen 19. Jahrhundert, Archiv für Musikwissenschaft, 50. Jahrg., H. 4., 1993. S. 291–308.

30. Kopchevskii N. Klavirnaia muzyka. Voprosy ispolneniia. M.: Muzyka, 1986. 95 p.

31. Ferguson H. Keyboard Interpretation from the 14th to the 19th century: An Introduction. London: Oxford University Press, 1975. IX. 211 p.

32. Schmitz G. P. Die Tontechnik des Père Engramelle. Ein Beitrag zur Lehre von der musikalischen Vortragskunst im 18. Jh. Kassel & Basel: Bärenreiter, 1953. 24 S. VI S.

33. Harris-Warrick R. The tempo of French baroque dances: evidence from 18th-century metronome devices, Proceedings, Dance History Scholars, Fifth Annual Conference, Harvard University, 13–15 February 1982. Cambridge, Mass.: Harvard University, 1982. P. 18–27.

34. Schwandt E. L’Affilard’s Published Sketchbooks, The Musical Quarterly, Vol. 63, No 1, 1977. P. 99–113.

35. Loulié É. Elements ou principes de musique, mis dans un nouvel Ordre tres-clair, tres-facile, et tres-court, et divisez en trois parties. Paris: Christophe Ballard, 1696.

36. Encyclopédie Methodique. Musique, Publiée Par MM. Framery, Ginguené et De Momigny. Tome Second. Paris: Agasse, 1818.

37. Saint Lambert de. Les Principes Du Clavecin Contenant une Explication exacte de tout ce qui concerne la Tablature & le Clavier. Paris: Jean-Baptiste-Christophe Ballard, 1702.

38. Furetiere A. Dictionnaire Universel, contenant generalement tous les mots François tant vieux que modernes, & les Terms des Sciences et des Arts, … Seconde Edition, Revuë, corrigée & augmentée par Monsieur Basnage de Bauval. Tome Troisiéme. A la Haye et à Rotterdam: chez Arnoud et Reinier Leers, 1701.

39. Sauveur J. SYSTÉME GENERAL des Intervalles des Sons, & son Application à tous les Systêmes & à tous les Instrumens de Musique, Histoire de L’Académie Royale des sciences. Année MDCCI. Paris: Jean Boudot, 1704. P. 297–364.

40. Ellis H. M. The Dances of J.-B. Lully (1632–1687), Ph.D. diss., Stanford University, 1967.

41. Witherell A. The French Menuet in the Early Eighteenth Century, Ph.D. diss., Stanford University, [1974].

42. Tans’ur W. A New Musical Grammar: or, the Harmonical Spectator. London: Jacob Robinson, 1746.

43. Gadient L. Sekunde, Takt und Pendelschlag: Zur Deutung der frühesten Metronom-Instruktionen, Archiv für Musikwissenschaft, 62. Jahrg., H. 3 (2005). S. 192–219.

44. Taubert G. Rechtschaffener Tantzmeister, oder grü ndliche Erklä rung der Frantzö sischen Tantz=Kunst. Leipzig: F. Lanckisch, 1717.

45. Encyclopédie ou Dictionnaire raisonné des Sciences, des Arts et des Métiers, par une societé de Gens de Lettres. Mis en ordre & publié par M. DIDEROT, de l’Académie Royale des Sciences & des Belles-Lettres de Prusse; & quant à la Partie Mathématique, par M. D’ALEMBERT, de l’Académie Royale des Sciences de Paris, de celle de Prusse, & de la Société Royale de Londres. … Tome quartieme. Paris [s.d.].

46. Arbeau T. ORCHESOGRAPHIE, et traictè en formè de dialogve, par leqvel tovtes personnes pevvent facilement apprendre & practiquer l’honneste exercise des dances. Par Thoinot Arbeau demeurant a Langres, 158980.

47. Kraemer U. Die Courante in der deutschen Orchester- und Klaviermusik des 17. Jahrhunderts. Hamburg, Phil. Fak. Diss. v. 1. Juni 1968. 95 S.

48. The New Grove dictionary of music and musicians, edited by Stanley Sadie. London: Macmillan Publishers; Washington, D. C. : Grove’s Dictionaries of Music, 1980. 20 vols.

49. Herrmann-Bengen I. Tempobezeichnungen: Ursprung, Wandel im 17. und 18. Jahrhundert. Tutzing: Schneider, 1959. 210 S.

50. Prætorius M. Terpsichore, Musarum Aoniarum Qvinta. [Wolfenbüttel:] [Elias Holwein] 1612.

51. Prætorius M. SYNTAGMATIS MuSICI … TOMuS TERTIuS. Wolfenbüttel: Elias Holwein, 1619.

52. Panov A. A., Rozanov I. V. Florilegium Primum Georga Muffata. Perevod i kommentarii, Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriia 15: Iskusstvovedenie. 2011. № 4. p. 151–156.

53. Muffat G. Suavioris Harmoniææ Instrumentalis Hyporchematicæ FLORILEGIUM SECUNDUM,… Autore Georgio Muffat… Passau, 1698, Publicationen der Gesellschaft zur Herausgabe der Denkmäler der Tonkunst in Österreich. Herausgegeben mit Unterstützung des K. K. Ministeriums für Cultus und Unterricht. Unter Leitung von Guido Adler. II Band. Zweite Hälfte. Wien, 1895.

54. Rousseau J.-J. Dictionnaire De Musique. Paris: Duchesne, 1768.

55. International Encyclopedy of Dance. … Founding editor Selma Jeanne Cohen. … Vol. 2, Oxford University Press. New York, Oxford, 2004.

56. Panov A. A. Praktika nemetskogo organista XVII–XVIII stoletii v zerkale istoricheskikh dokumentov: dis. … d-ra iskusstvovedeniia, Moskovskaia gosudarstvennaia konservatoriia im. P. I. Chaikovskogo. M., 2006. 733 p.

57. Panov A. A. Bezmolvnaia ritorika frantsuzskogo barokko, Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriia 15: Iskusstvovedenie. 2011. № 3. p. 106–107.

58. Bocharov Iu. S. Mnogolikii termin, Starinnaia muzyka. 2004. № 1–2 (23–24). p. 11–13.

59. Mattheson J. Das Neu=Eröffnete Orchestre, Hamburg: Benjamin Schiller, 1713.

60. Samber J. B. Continuatio ad Manuductionem Organicam,… Saltzburg: bey J. B. Mayrs seel, Wittib und Sohn, 1707.

61. Mattheson J. Der Vollkommene Capellmeister, das ist gründliche Anzeige aller derjenigen Sachen, die einer wissen, können und vollkommen inne haben muss, der einer Capelle mit Ehren und Nutzen vorstehen will: … Hamburg: Christian Herold, 1739.

62. Trichter V. Curiöses Reit=Jagd=Fecht=Tantz= oder Ritter=Exercitien=Lexicon, Worinne Der galanten ritterlichen Uibungen Vortreflichkeit, Nutzen und Nothwendigkeit, nebst allen in denselben vorkommenden Kunst=Wörtern hinlänglich erkläret. Leipzig: J. F. Gleditsch, 1742.

63. Walther J. G. Musicalisches Lexicon; oder, musicalische Bibliothec. Leipzig: Wolffgang Deer, 1732.

64. Koch H. C. Musikalisches Lexikon, welches die theoretische und praktische Tonkunst, encyclopädisch bearbeitet, alle alten und neuen Kunstwörter erklärt, und die alten und neuen Instrumente beschrieben, Offenbach a. M.: Johann André, 1802.

65. Quantz J. J. Versuch einer Anweisung, die Flöte traversiere zu spielen. Breslau: Johann Friedrich Korn der Ältere, 1789.

66. Mattheson J. Der neue Göttingische aber viel schlechter, als die alten Lacedämonischen, urtheilende EPHORUS, wegen der Kirchen=Music eines andern belehret … Hamburg: Im Verlag des Verfassers, 1727.

67. Niedt F. E. Handleitung, zur Vartiation. Hamburg: Benjamin Schiller, 1706.

68. Niedt F. E. Musicalischer Handleitung … Hamburg: Benjamin Schiller, 1721.

69. Zedler J. H., Ludovici C. G., Ludevig J. P. von. Grosses vollständiges Universal-Lexicon Aller Wissenschaften und Künste, 64 Bde. Halle und Leipzig: Johann Heinrich Zedler, 1732–1750.

70. Donington R. The interpretation of Early Music. New revised edition. London, Boston: Faber & Faber, 1989. 766 c.

71. Little M., Jenne N. Dance and the Music of J. S. Bach. Expanded edition. Bloomington: Indiana University Press, 2001. XII. 337 p.

72. Dictionnaire de Danse, contenant l’histoire, les règles & les principes de cet Art… A Paris, chez Cailleau,… 1787.

73. Marpurg F. W. Anleitung zur Musik überhaupt… Berlin: Friedrich Wilhelm Birnstiel, 1763.

74. D’Anglebert J.-H. Piéces de Clavecin … Livre premier. Paris: l’Autheur, [1689].

75. Couperin F. Piéces de clavecin … Premiér Livre. Paris: l’Auteur, 1713.

76. Moyreau M. Pieces de Clavecin … par Mr. Moyreau, Organiste d’Orleans. Ouvre V. A Paris [без даты, ок. 1750].

77. Moyreau M. Pieces de Clavecin … par Mr. Moyreau, Organiste d’Orleans. Ouvre IV. A Paris [без даты, ок. 1750].

78. Panov A. A., Rozanov I. V. Ital'ianskaia tempovaia terminologiia vo frantsuzskoi ispolnitel'skoi praktike barokko, rokoko i klassitsizma. Ch. I , Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriia 15: Iskusstvovedenie. 2012. № 2. S. 64–98.

79. Panov A. A., Rozanov I. V. Ital'ianskaia tempovaia terminologiia vo frantsuzskoi ispolnitel'skoi praktike barokko, rokoko i klassitsizma. Ch. II., Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriia 15: Iskusstvovedenie. 2012. № 3. S. 13–46.

80. Kroemer J. “Le Cronometre de Monsieur Feuillet”. Absolute Tempoangaben eines barocken Tanzmeisters, Österreichische Musikzeitschrift 56 (2001) 7. S. 23–28.

81. Talsma W. R. Wiedergeburt der Klassiker. Band I: Anleitung zur Entmechanisierung der Musik. Innsbruck: Wort und Welt Verlag, 1980. 270 S.

82. Schwandt E., O’Donnell J. The Principles of L’Affilard, Early Music. Vol. 8. №. 1. 1980. P. 77–81.

83. O’Donnell J. The French style and the overtures of Bach, Early Music. Vol. 7. №. 2. 1979. P. 190–196.

84. Heijdemann F. De tempo-aandeutingen bij L’Affilard en Pajot, Tempo in de Achtiende Eeuw. Utrecht, 1984. S. 26–36.

85. Mairan D. Expériences sur la Longuer du Pendul a Seconds… Histoire de L’Académie Royale des Sciences. Année M. DCCXXXV… A Paris, M. DCCXXXVIII (1738).

86. Schneiter E. Tanz in der historischen Musikpraxis, BJfhM X/1986, Winterthur, 1987. S. 245–264.

87. Wolff H. C. Das Metronom des Louis-Léon Pajot 1735, Festskrift Jens Peter Larsen. Kopenhagen, 1972. S. 205–217.

88. Furetiere A. Dictionaire Universel, contenant generalement tous les mots françois … Tome Troisiéme … A La Haye, et a Rotterdam: Arnout & Reiner Leers, 1690.

89. International Inventory of Musical Sources (RISM), series A / I. Individual Prints before 1800, … Kassel u.a.: Bärenreiter, [s.d.].

Загрузки

Опубликован

03.06.2014

Как цитировать

Розанов, И. В. (2014). Темпы танцев для пения в трактате Мишеля Л’Аффийяра (Париж, 1705). Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 4(2), 5–41. извлечено от https://artsjournal.spbu.ru/article/view/4485

Выпуск

Раздел

Музыка

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

1 2 > >>