Темпы танцев для пения в трактате Мишеля Л’Аффийяра (Париж, 1705)
Аннотация
Многие выдающиеся музыканты (Г. Шюнеманн, Э. Боррель, Р. Киркпатрик, Р. Хардинг, В. Меллерс, К. Закс и другие) уже давно исследовали проблему точных оригинальных темповых указаний Мишеля Л’Аффийяра. Переводы темповых предписаний Л’Аффийяра, обозначенных в единицах tierces de Tems (шестидесятые доли секунды), в метрономические значения метронома Мельцеля у всех названных выше авторов были идентичными. В 1974, 1977 и в 2001 гг. Э. Швандт выступил с новой концепцией, суть которой заключается в том, что все расчеты, выполненные предыдущими учеными, были ошибочными, и что вычисленные ими темпы должны быть на самом деле в два раза более медленными. Но в 1993 г. К. Милинг (впоследствии он же в 2003 г.), а также В. Аухаген опубликовали работы, в которых содержится научно обоснованная критика новой концепции Швандта. Результатом явилось то, что музыканты и танцоры оказались поставленными перед фактом существования двух темповых концепций и вынуждены сами решать, чьи вычисления темповых указаний Л’Аффийяра брать за основу. Благодаря детальному изучению самого трактата Л’Аффийяра, работ выдающегося математика той эпохи Ж. Совёра и, в особенности, публикаций Л.-Л. Д’Онсамбрея, И. Маттезона, Фр. Э. Нидта, И. Г. Вальтера и других авторов, музыкантов и ученых настоящей статьи удалось прийти к выводу, что «новая концепция» Швандта является принципиально ошибочной, несмотря на тот очевидный факт, что некоторые темповые указания Л’Аффийяра нередко представляются слишком быстрыми для нашего восприятия. В работе предпринят детальный анализ старинной музыкальной терминологии, в частности, понятий vibration, tierces de Tems, courante, corrente.
Ключевые слова:
Л’Аффийяр, куранта, темп, французское барокко
Скачивания
Библиографические ссылки
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.