«Французский акцент» чукотско-эскимосского косторезного искусства первой трети ХХ века

Авторы

  • Ольга Михайловна Шульгина Санкт-Петербургский государственный университет, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН https://orcid.org/0000-0002-5449-0258

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu15.2024.406

Аннотация

Традиция чукотско-эскимосского косторезного искусства имеет глубокие корни, которые без труда прочитываются при внимательном сравнении современных косторезных изделий с пикетажем Пегтымельских петроглифов, расписных кож мандарок или рисунками на ритуальных предметах аборигенов Чукотки. Это наиболее очевидные, но не единственные источники чукотско-эскимосского косторезного искусства ХХ в. В начале ХХ в. косторезный промысел Чукотки претерпевает значительные изменения как функционального, так и формального характера. Изложены новые факты, полученные в ходе изучения архивных материалов А. Л. Горбункова — первого руководителя художественных мастерских Чукотского полуострова, представлены результаты их сопоставления с предметами чукотско-эскимосского косторезного искусства из собраний отечественных музеев. Последовательно описываются методы работы А. Л. Горбункова с народными мастерами Чукотки, выявляется ряд заимствований и приводятся примеры преобразования французских источников (например, из творчества Гюстава Доре, Анри Тулуз-Лотрека), привлекаемых А. Л. Горбунковым. Исследование позволяет проследить происхождение некоторых сюжетов, бытующих в искусстве чукчей и эскимосов, осмыслить принципы взаимодействия профессионального художника с народными мастерами. Актуальность темы обусловлена ограниченным количеством работ, посвященных чукотско-эскимосскому искусству резной кости довоенного периода, а также отсутствием исследований, раскрывающих методы и принципы работы первого художественного руководителя косторезных мастерских с народными мастерами Чукотки.

Ключевые слова:

А. Л. Горбунков, чукотско-эскимосское косторезное искусство, гравированный моржовый клык, народное искусство, меняющаяся материальность, традиции, новации, французский постимпрессионизм, метод картинного письма, метод наблюдения, метод копирования

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

1. Лавров, Игорь. “Рисунки Онно (к мифологии чукчей)”. Советская этнография, no 2 (1947): 122–34.

2. Антропова, Валентина. “Современная чукотская и эскимосская резная кость”. В изд. Сборник Музея антропологии и этнографии, Институт этнографии имени Н. Н. Миклухо-Маклая Академии наук СССР, 5–122. М.; Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1953, т. 15.

3. Орлова, Елизавета. Чукотская, корякская, эскимосская, алеутская резная кость. Новосибирск: [б. и.], 1964.

4. Карахан, Ирина, и Тамара Митлянская. “Проблемы современного чукотско-эскимосского искусства резьбы по кости”. Советская этнография, no. 1 (1970): 144–50.

5. Митлянская, Тамара, и Ирина Карахан. Новая жизнь древних легенд Чукотки: Сказки Чукотки рисуют и рассказывают В. Эмкуль, Г. Тынатваль, Е. Янку и др. Магадан: Кн. изд-во, 1987.

6. Митлянская, Тамара. Художники Чукотки. М.: Изобразит. искусство, 1976.

7. Митлянская, Тамара. “О работе профессиональных художников с народными мастерами Чукотки”. Научно-исследовательский институт художественной промышленности, no. 6 (1972): 153–66.

8. Каплан, Нина. Народное декоративно-прикладное искусство Крайнего Севера и Дальнего Востока. М.: Просвещение, 1980.

9. Каплан, Нина, сост. Тропою северных оленей: Декоративно-прикладное искусство народов Крайнего Севера: Альбом. Л.: Аврора, 1974.

10. Бронштейн, Михаил, Ирина Карахан, и Юрий Широков. Резная кость Уэлена. Народное искусство Чукотки, Департамент культуры, молодежи, спорта, туризма и информ. политики ЧАО, Гос. музей искусства народов Востока. М.: Святигор, 2002.

11. Шульгина, Ольга. “А. Л. Горбунков и иконографические источники чукотско-эскимосского косторезного искусства первой трети ХХ века”. Художественная культура, no. 3 (2022): 184–219. https://doi.org/10.51678/2226-0072-2022-3-184-219

12. Сервантес Сааведра, Мигель де. Славный рыцарь Дон-Кихот Ламанчский. Роман Мигеля Сервантеса. Новый полный перевод. 2 тома. М.: А. Г. Кольчугин, 1895.

13. Ефимова, Анна, и Евгения Клитина. Чукотское и эскимосское искусство: из собрания Загор. гос. ист.-худож. музея-заповедника: Альбом. Л.: Художник РСФСР, 1981.

14. Каталог Всесоюзной выставки народного самодеятельного изобразительного искусства, Всесоюзный комитет по делам искусств. М.; Л.: Всесоюз. дом народ. творчества им. Н. К. Крупской,1937.

15. Фисинина, Анна. Чукотское и эскимосское искусство XIX–XX вв. (из собр. музея): Каталог Сергиево-Посад. гос. ист.-худож. музея-заповедника. М.: Родник, 1995.

Источники

I. ЦГА. Ф. 9471. Оп. 2. Ед. хр. 88.

II. Архив МАЭ РАН. Ф. К-2. Оп. 1. Ед. хр. 52.

III. Архив МАЭ РАН. Ф. К-П. Оп. 1. Ед. хр. 5.

IV. Архив МАЭ РАН. Ф. 40. Оп. 1. Ед. хр. 131.

V. Архив ВМДИ. Ф. 8. Оп. 4. Ед. хр. КП 25472/57.

VI. Архив ВМДИ. Ф. 8. Оп. 4. Ед. хр. КП 25472/65.

VII. Архив ВМДИ. Ф. 8. Оп. 4. Ед. хр. КП 25472/69.

VIII. Архив ВМДИ. Ф. 8. Оп. 4. Ед. хр. КП 25472/60.

IX. Архив ВМДИ. Ф. 8. Оп. 4. Ед. хр. КП 25472/66.

References

1. Lavrov, Igor’. “Pictures of Onno. On the mythology of Chukchi”. In Sovetskaya etnografiya, no. 2 (1947): 122−34. (In Russian)

2. Antropova, Valentina. “Modern walrus ivory carving of Chukchi and Asian Eskimo”. In Sbornik Muzeya antropologii i etnografii, Institut etnografii imeni N. N. Miklukho-Maklaia Akademii nauk SSSR, 5–122. Moscow; Leningrad: Izdatel’stvo Akademii nauk SSSR Publ., 1953, vol. 15. (In Russian)

3. Orlova, Elizaveta. Ivory carving of Chukchi, Koryak and Aleut. Novosibirsk: [s. n.], 1964. (In Russian)

4. Karakhan, Irina, and Tamara Mitlyanskaya. “Problems of modern ivory carving of Chukchi and Asian Eskimo”. In Sovetskaya etnografiya, no. 1 (1970): 144−50. (In Russian)

5. Mitlyanskaya, Tamara, and Irina Karakhan. New life of ancient legends of Chukotka: Chukchi tales are drawn and told by V. Emkul’, G. Tynatval’, E. Yanku and others. Magadan: Knizhnoe izdatel’stvo Publ., 1987. (In Russian)

6. Mitlyanskaya, Tamara. Artists of Chukotka. Moscow: Izobrazitel’noe iskusstvo Publ., 1976. (In Russian)

7. Mitlyanskaya, Tamara. “On the work of professional artists with Chukchi folk craftsmen”. In Nauchno-issledovatel’skii institut hudozhestvennoi promyshlennosti, no. 6 (1972): 153–66. (In Russian)

8. Kaplan, Nina. Folk arts and crafts of the Far North and Far East. Moscow: Prosveshchenie Publ., 1980. (In Russian)

9. Kaplan, Nina, comp. On the trail of reindeer: Arts and crafts of the Far North and Far East: Album. Leningrad: Avrora Publ., 1974. (In Russian)

10. Bronshtein, Mikhail, Irina Karahan, and Iurii Shirokov. Bone carving in Uelen. The folk art of Chukchi Peninsula, Departament kul’tury, molodezhi, sporta, turizma i informatsionnoi politiki ChAO, Gosudarstvennyi muzei iskusstva narodov Vostoka. Moscow: Sviatigor Publ., 2002. (In Russian)

11. Shulgina, Ol’ga. “A. L. Gorbunkov and iconographic sources of walrus ivory carving arts and crafts of Chukchi and Asian Eskimo in 1930s”. In Khudozestvennaya kul’tura, no. 3 (2022): 184–219. https://doi.org/10.51678/2226-0072-2022-3-184-219 (In Russian)

12. Cervantes, Miguel de. The Ingenious Gentleman Don Quixote of La Mancha. The Novel of Miguel Cervantes. A new full translation. 2 vols. Moscow: A. G. Kol’chugin Publ., 1895. (In Russian)

13. Efimova, Anna, and Evgeniia Klitina. Chukchi and eskimo art: From The Sergiev-Posad State History and Art Museum-Preserve: Album. Leningrad: Khudoznik RSFSR Publ., 1981. (In Russian)

14. Catalogue of the All-Union Exhibition of Popular Self-Educational Art. Vsesoiuznyi komitet po delam iskusstv. Moscow; Leningrad: Vsesoiuznyi dom narodnogo tvorchestva imeni N. K. Krupskoi Publ., 1937. (In Russian)

15. Fisinina, Anna. Chukchi and Eskimo Art of the 19th–20th Centuries (from the Museum’s Collection): Catalogue. Sergievo-Posadskii gosudarstvennyi istoriko-khudozhestvennyi muzei-zapovednik. Moscow: Rodnik Publ., 1995. (In Russian)

Sources

I. TsGA. F. 9471. Op. 2. Ed. khr. 88 [State Archive of the Russian Federation Manuscript Department. Stock 9471. Inventory 2. Record 88]. (In Russian)

II. Arkhiv MAE RAN. F. К-2. Op. 1. Ed. khr. 52 [MAE RAS (The Kunstkamera) Manuscript Department. Stock K-2. Inventory 1. Record 52]. (In Russian)

III. Arkhiv MAE RAN. F. К-P. Op. 1. Ed. khr. 5 [MAE RAS (The Kunstkamera) Manuscript Department. Stock K-P. Inventory 1. Record 5]. (In Russian)

IV. Arkhiv MAE RAN. F. 40. Op. 1. Ed. khr. 131 [MAE RAS (The Kunstkamera) Manuscript Department. Stock 40. Inventory 1. Record 131]. (In Russian)

V. Arkhiv VMDI. F. 8. Op. 4. Ed. khr. KP 25472/57 [All-Russian Decorative Art Museum Manuscript Department. Stock 8. Inventory 4. Record KP 25472/57]. (In Russian)

VI. Arkhiv VMDI. F. 8. Op. 4. Ed. khr. KP 25472/65 [All-Russian Decorative Art Museum Manuscript Department. Stock 8. Inventory 4. Record KP 25472/65]. (In Russian)

VII. Arkhiv VMDI. F. 8. Op. 4. Ed. khr. KP 25472/69 [All-Russian Decorative Art Museum Manuscript Department. Stock 8. Inventory 4. Record KP 25472/69]. (In Russian)

VIII. Arkhiv VMDI. F. 8. Op. 4. Ed. khr. KP 25472/60 [All-Russian Decorative Art Museum Manuscript Department. Stock 8. Inventory 4. Record KP 25472/60]. (In Russian)

IX. Arkhiv VMDI. F. 8. Op. 4. Ed. khr. KP 25472/66 [All-Russian Decorative Art Museum Manuscript Department. Stock 8. Inventory 4. Record KP 25472/66]. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

28.11.2024

Как цитировать

Шульгина, О. М. (2024). «Французский акцент» чукотско-эскимосского косторезного искусства первой трети ХХ века. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 14(4), 726–736. https://doi.org/10.21638/spbu15.2024.406

Выпуск

Раздел

Декоративно-прикладное искусство