Политико-культурный нарратив и риторика художественного образа в плакатах студии «Грапю» (1970–1990)

Авторы

  • Оксана Андреевна Ващук Санкт-Петербургский государственный университет

Аннотация

Статья посвящена особенностям развития политико-культурного дискурса и проблеме интерпретации образа во французском искусстве плаката, рассматриваемом на примере творчества студии «Грапю». Существенное внимание в статье уделено истокам формирования художественной концепции студии, влиянию на ее творческий метод художественных взглядов ситуационистов и разработанных ими подходов к созданию социально и политически ориентированных произведений искусства. Освещаются история и культурный фон майских событий 1968 г. в Париже, давшие импульс к формированию мировоззренческой платформы и оригинального художественного языка группы «Грапю». Творчество французских плакатистов рассматривается в контексте «новой волны» графического дизайна, провозгласившей своими основными ориентирами стремление к экспериментам, пастиш, «слоистую» образность, «беспорядочную жизненность» форм, стимулирование воображения и обращение к подсознанию зрителя.

Ключевые слова:

политико-культурный нарратив, майские события 1968 г. в Париже, риторика художественного образа, плакат, студия «Грапю», принципы ситуационистского искусства, методика détournement, «новая волна» графического дизайна, постмодернизм

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Оксана Андреевна Ващук, Санкт-Петербургский государственный университет

кандидат искусствоведения, доцент кафедры дизайна факультета искусств

Библиографические ссылки

Литература

1. Гройс Б. Искусство утопии. М.: Художественный журнал: Прагматика культуры, 2003. 319 с. (Modus pensandi.)

2. 100 beste Plakate 07. Deutschland, Österreich, Schweiz. Meinz: Verlag Hermann Schmidt, 2008. 256 S.

3. Ващук О. А. Швейцарская школа графического дизайна. Становление и развитие интернационального стиля типографики / послесл. С. И. Серова. СПб.: ФГБОУ ВПО «СПГУТД», 2013. 304 с.

4. Дебор Г. Общество спектакля / пер. с франц. С. Офертаса и М. Якубович; [послесл. А. Кефал]. М.: Логос (Радек), 2000. 184 с. (Политика.)

5. Рауниг Г. Искусство и революция: художественный активизм в долгом двадцатом веке / [пер. с нем. и англ. А. В. Скидана, Е. А. Шраги]. СПб.: Изд-во Европейского университета, 2012. 365 с. (Эстетика и политика.)

6. Ершов Г. Исидор Изу. Мессия леттризма // Сеанс. 2011. № 49/50. С. 323–326. URL: http://seance.ru/n/49-50/punkt-naznacheniya-literatura-kino/isidor-izu-messiya-lettrizma/note-1 (дата обращения: 12.05.2014).

7. Ванеев А. А. Два года в Абези: в память о Л. П. Карсавине / [вступ. ст. Г. А. Веттера]. Брюссель. Жизнь с Богом. Paris: la Presse Libre, 1990. 386 с.

8. Ситуационистский Интернационал. О нищете студенческой жизни / сост., пер. с франц., примеч. и послесл. С. Б. Михайленко. М.: Гилея, 2012. 90 с. (Час Ч.)

9. Михайленко С. Б. История одного памфлета (послесловие) // Ситуационистский Интернационал. О нищете студенческой жизни / сост., пер. с франц., примеч. и послесл. С. Б. Михайленко. М.: Гилея, 2012. С. 77–89. (Час Ч.) URL: http://hylaea.ru/nisheta_afterword.html (дата обращения: 15.05.2014).

10. Jorn A. Détourned Painting // Exhibition Catalogue. Paris: Rive Gauche Gallery, 1959. URL: http://www.cddc.vt.edu/sionline/si/painting.html (дата обращения: 15.05.2014).

11. Boekraad H. My work is not my work: Pierre Bernard: Design for the Public Domain. Baden: Lars Müller Publishers, 2008. 320 р.

References

1. Grois B. Iskusstvo utopii. M.: Khudozhestvennyi zhurnal: Pragmatika kul'tury, 2003. 319 p. (Modus pensandi.)

2. 100 beste Plakate 07. Deutschland, Österreich, Schweiz. Meinz: Verlag Hermann Schmidt, 2008. 256 S.

3. Vashchuk O. A. Shveitsarskaia shkola graficheskogo dizaina. Stanovlenie i razvitie internatsional'nogo stilia tipografiki, poslesl. S. I. Serova. SPb.: FGBOU VPO «SPGUTD», 2013. 304 p.

4. Debor G. Obshchestvo spektaklia, per. s frants. S. Ofertasa i M. Iakubovich; [poslesl. A. Kefal]. M.: Logos (Radek), 2000. 184 p. (Politika.)

5. Raunig G. Iskusstvo i revoliutsiia: khudozhestvennyi aktivizm v dolgom dvadtsatom veke, [per. s nem. i angl. A. V. Skidana, E. A. Shragi]. SPb.: Izd-vo Evropeiskogo universiteta, 2012. 365 p. (Estetika i politika.)

6. Ershov G. Isidor Izu. Messiia lettrizma, Seans. 2011. № 49/50. P. 323–326. URL: http://seance.ru/n/49-50/punkt-naznacheniya-literatura-kino/isidor-izu-messiya-lettrizma/note-1 (data obrashcheniia: 12.05.2014).

7. Vaneev A. A. Dva goda v Abezi: v pamiat' o L. P. Karsavine, [vstup. st. G. A. Vettera]. Briussel'. Zhizn' s Bogom. Paris: la Presse Libre, 1990. 386 p.

8. Situatsionistskii Internatsional. O nishchete studencheskoi zhizni, sost., per. s frants., primech. i poslesl. S. B. Mikhailenko. M.: Gileia, 2012. 90 p. (Chas Ch.)

9. Mikhailenko S. B. Istoriia odnogo pamfleta (posleslovie), Situatsionistskii Internatsional. O nishchete studencheskoi zhizni sost., per. s frants., primech. i poslesl. S. B. Mikhailenko. M.: Gileia, 2012. p. 77–89. (Chas Ch.) URL: http://hylaea.ru/nisheta_afterword.html (data obrashcheniia: 15.05.2014).

10. Jorn A. Détourned Painting, Exhibition Catalogue. Paris: Rive Gauche Gallery, 1959. URL: http://www.cddc.vt.edu/sionline/si/painting.html (data obrashcheniia: 15.05.2014).

11. Boekraad H. My work is not my work: Pierre Bernard: Design for the Public Domain. Baden: Lars Müller Publishers, 2008. 320 p.

Загрузки

Опубликован

28.11.2014

Как цитировать

Ващук, О. А. (2014). Политико-культурный нарратив и риторика художественного образа в плакатах студии «Грапю» (1970–1990). Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 4(4), 161–173. извлечено от https://artsjournal.spbu.ru/article/view/4539

Выпуск

Раздел

Дизайн

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)