Цвет как элемент драматургии фильма

Авторы

  • Виталий Фёдорович Познин Российский институт истории искусств; Санкт-Петербургский государственный университет https://orcid.org/0000-0002-6936-6241

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu15.2021.304

Аннотация

Несмотря на то что основную визуальную информацию в кино несет форма объектов, их расположение в пространстве и соотнесенность с другими объектами, значительную роль в восприятии экранного изображения играет цвет. Цветовая гамма не только оказывает на зрителя сильное эстетическое и эмоциональное воздействие, но и может быть органичной частью драматургии фильма, а также способствовать созданию на экране нужной атмосферы действия. С помощью цвета часто обозначаются разные экранные хронотопы — художественное пространство реальности, воспоминаний, фантазий, снов, а также передается субъективное восприятие действительности персонажами. В определенном контексте цветовое решение фильма, кадра или отдельного объекта способно приобретать метафорическое или символическое звучание. Кинематограф изначально воспринял у живописи многие приемы композиционного и светоцветового решения, что особенно ощущается в работах режиссеров, уделяющих большое внимание пластическому решению кадра. Сегодня с внедрением в кинопроизводство цифровых технологий работа над визуальным решением и цветовой гармонизацией экранного изображения во многом становится схожа с искусством художника. В статье проанализирован и обобщен творческий опыт, накопленный кинематографом в работе с цветным изображением. Отдельное внимание уделено творчеству П.Гринуэя и С.Параджанова, для которых всегда крайне важным было пластическое решение фильма. Исследована функциональная роль цвета в кино; в частности отмечено, что изменение цветовой гаммы часто используется для обозначения хронотопов, позволяющих зрителю понимать переход в имагинативное, онейрическое или мемуарное время-пространство. При анализе психофизиологического воздействия цвета на зрителя подчеркнуто, что хроматические цвета оказывают в основном на всех зрителей сходное эмоциональное воздействие, но во многом это определяется национальным менталитетом. Та же зависимость сказывается и при трактовке символики цвета и ее амбивалентности. В статье также уделено внимание возможностям современных технологий, касающимся колоризации экранного изображения и локальной окраски пространства кадра.

Ключевые слова:

кино, цвет, восприятие цвета, символика цвета, спецэффекты

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Биография автора

Виталий Фёдорович Познин, Российский институт истории искусств; Санкт-Петербургский государственный университет

доктор искусствоведения, профессор

Библиографические ссылки

Литература

1. Арнхейм, Рудольф. Кино как искусство. Пер. Д. Соколова, общ. ред. и послесл. А. Мачерет. М.: Изд-во иностранной литературы, 1960.

2. Головня, Анатолий. Мастерство кинооператора. М.: Искусство, 1995.

3. Деллюк, Луи. Фотогения кино. Пер. Т. Сорокина, предисл. Юрий Потехин. М.: Новые вехи, 1924.

4. Кнабе, Георгий. “Проблема постмодерна и фильм Питера Гринауэя ‘Брюхо архитектора’”. В изд. Кнабе, Георгий. Древо познания и древо жизни. М.: РГГУ, 2006.

5. Лукашова, Анна. “Творчество Сергея Параджанова как явление постмодернизма”. Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена 12, no. 33 (2007): 148–54.

6. Сергей Параджанов. “Вечное движение”. Искусство кино, no. 1 (1966): 60–2.

7. Сергей Параджанов. Коллаж на фоне автопортрета. Жизнь — игра. Предисл., коммент. и сост. Кора Церетели. 2-e изд. Нижний Новгород: Деком, 2008. (Имена).

8. Тарковский, Андрей. Уроки режиссуры: учеб. пособие. М.: ВИППК, 1992.

9. Иттен, Иоханнес. Искусство цвета. Пер. и предисл. Людмила Монахова. 9-е изд. М.: Д. Аронов, 2014.

10. Монтегю, Айвор. Мир фильма. Пер. И. Разумовская, С. Самострелова, ред. Я. Блюмберг. Л.: Искусство, 1969.

11. Кезич, Туллио. “Длинное интервью”. В изд. Федерико Феллини. Статьи. Интервью. Рецензии. Воспоминания, пер. А. Богемская, сост. и коммент. Г. Богемский, ред. В. Демин, 224–63. М.: Искусство, 1968.

12. Пастуро, Мишель. Зеленый. История цвета. Пер. Нина Кулиш. М.: Новое литературное обозрение, 2017. (Библиотека журнала “Теория моды”). (Programme A. Pouchkine).

13. Chirimuuta, Mazviita, and Frederick A. Kingdom. “The Uses of Colour Vision: Ornamental, Practical, and Theoretical”. Minds & Machines 25, no. 2 (2015): 213–29. https://doi.org/10.1007/s11023-015-9364-z.

14. Железняков, Валентин. Цвет и контраст. Технология и творческий выбор. М.: ВГИК, 2001.

15. Железняков, Валентин. Анатомия зрительного образа. М.: Союз кинематографистов РФ, 2012.

16. Трюффо, Франсуа. Кинематограф по Хичкоку. Пер. и примеч. Михаил Ямпольский и Нина Цыркун. М.: б. и., 1996. (Библиотека “Киноведческих записок”).

17. Ильенко, Юрий. “Преодоление материала”. В изд. Кинопанорама, сост. Валерий Фомин, 232–44. М.: Искусство, 1977, вып. 2. (Советское кино сегодня).

18. Пастуро, Мишель. Синий. История цвета. Пер. Нина Кулиш. 2-е изд. М.: Новое литературное обозрение, 2017. (Библиотека журнала “Теория моды”).

19. Шпенглер, Освальд. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Пер., вступит. ст. и примеч. Карен Свасьян. М.: Мысль, 1993, т. 1: Гештальт и действительность.

20. Эйзенштейн, Сергей. Избранные произведения. Гл. ред. Сергей Юткевич, сост. Пера Аташева и др. 6 томов. М.: Искусство, 1964, т. 2.

21. Волошин, Максимилиан. Лики творчества. Подгот. В. Мануйлов и др., предисл. В. Наровчатов. Л.: Наука, 1988.

22. Чаплинская, Юлия. “Цветовая символика традиционной и современной китайской одежды”. Научно-методический электронный журнал “Концепт” 37 (2017): 177–83. Дата обращения февраль 07, 2021. http://e-koncept.ru/2017/771266.htm.

23. Кандинский, Василий. О духовном в искусстве. Пер. Н. Дружкова. М.: АСТ, 2018. (Величайшие люди и мыслители).

24. Стораро, Витторио. “‘Выразить суть нашей жизни лучше всего через изменение цвета’. Фрагменты интервью из телефильма ‘Витторио Стораро. Писать светом’ (реж. Дэвид Томпсон, 1995)”. Киноведческие записки, no. 32 (1997): 92–100.

25. Клопотовская, Елена. “Некоторые аспекты семантики цвета в кино и культурная традиция”. Вестник ВГИК 2, no. 3 (2010): 54–63. https://doi.org/10.17816/VGIK2354-63.

26. Железняков, Валентин. “Мы привыкли считать человеческие чувства чем-то устаревшим, чем-то таким, что всегда не успевает за техническим прогрессом”. СК-Новости, декабрь 12, 2013.

References

1. Arnheim, Rudolf. Film as Art. Rus. ed. Transl. by D. Sokolova, general ed. and afterword by A. Macheret. Moscow: Izd-vo inostrannoi literatury Publ., 1960. (In Russian)

2. Golovnia, Anatolii. The Skill of the Cameraman. Moscow: Iskusstvo Publ., 1995. (In Russian)

3. Delluc, Louis. Photogeny of Сinema. Rus. ed. Transl. by T. Sorokina, foreword by Iurii Potekhin. Moscow: Novye vekhi Publ., 1924. (In Russian)

4. Knabe, Georgii. “The Problem of Postmodernity and Peter Greenaway’s ‘The Belly of the Architect’”. In Knabe, Georgii. Drevo poznaniia i drevo zhizni. Moscow: RGGU Publ., 2006. (In Russian)

5. Lukashova, Anna. “Creativity of Sergei Parajanov as a Phenomenon of Postmodernism”. Izvestiia Rossiiskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena 12, no. 33 (2007): 148–54. (In Russian)

6. Paradzhanov, Sergei. “Perpetual motion”. Iskusstvo kino, no. 1 (1966): 60–2. (In Russian)

7. Paradzhanov, Sergei. Collage on the Background of a Self-Portrait. Life is a Game. Foreword, comment. and comp. by Kora Tsereteli. 2nd ed. Nizhnii Novgorod: Dekom Publ., 2008. (Imena). (In Russian)

8. Tarkovskii, Andrei. Directing Lessons: Tutorial. Moscow: VIPPK Publ., 1992. (In Russian)

9. Itten, Johannes. The Art of Color. Rus. ed. Transl. and foreword by Liudmila Monakhova. 9th ed. Moscow: D. Aronov Publ., 2014. (In Russian)

10. Montagu, Ivor. The World of the Film. Rus. ed. Transl. by I. Razumovskaia, S. Samostrelova, ed. by Ia. Bliumberg. Leningrad: Iskusstvo Publ., 1969. (In Russian)

11. Kezich, Tullio. “Long Interview”. In Federiko Fellini. Stat’i. Interv’iu. Retsenzii. Vospominaniia. Rus. ed., transl. by A. Bogemskaia, comp. and comment. by G. Bogemskii, ed. by V. Demin, 224–63. Moscow: Iskusstvo Publ., 1968. (In Russian)

12. Pastoureau, Michel. Green. Color’s History. Rus. ed. Transl. by Nina Kulish. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie Publ., 2017. (Biblioteka zhurnala “Teoriia mody”). (Programme A. Pouchkine). (In Russian)

13. Chirimuuta, Mazviita, and Frederick A. Kingdom. “The Uses of Colour Vision: Ornamental, Practical, and Theoretical”. Minds & Machines 25, no. 2 (2015): 213–29. https://doi.org/10.1007/s11023-015-9364-z.

14. Zhelezniakov, Valentin. Color and Contrast. Technology and Creative Choice. Moscow: VGIK Publ., 2001. (In Russian)

15. Zhelezniakov, Valentin. Anatomy of the Visual Image. Moscow: Soiuz kinematografistov RF Publ., 2012. (In Russian)

16. Truffaut, François. Hitchcock Cinematography. Rus. ed. Transl. and comment. by Mikhail Iampol’skii and Nina Tsyrkun. Moscow: s. n., 1996. (Biblioteka “Kinovedcheskikh zapisok”). (In Russian)

17. Il’enko, Iurii. “Overcoming the Material”. In Kinopanorama, comp. by Valerii Fomin, 232–44. Moscow: Iskusstvo Publ., 1977, iss. 2. (Sovetskoe kino segodnia). (In Russian)

18. Pastoureau, Michel. Blue. Color’s History. Rus. ed. Transl. by Nina Kulish. 2nd ed. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie Publ., 2017. (Biblioteka zhurnala “Teoriia mody”). (In Russian)

19. Spengler, Oswald. The Decline of the West. Essays on the Morphology of World History. Rus. ed. Transl., introd. article and comment. by Karen Svas’ian. Moscow: Mysl’ Publ., 1993, vol. 1: Geshtal’t i deistvitel’nost’. (In Russian)

20. Eizenshtein, Sergei. Selected Works. Chief ed. Sergei Yutkevich, comp. by Pera Atasheva et al. 6 vols. Moscow: Iskusstvo Publ., 1964, vol. 2. (In Russian)

21. Voloshin, Maksimilian. Faces of Creativity. Prepared by V. Manuilov et al., foreword by V. Narovchatov. Leningrad: Nauka Publ., 1988. (In Russian)

22. Chaplinskaia, Iuliia. “Color Symbols of Traditional and Modern Chinese clothing”. Nauchno-metodicheskii elektronnyi zhurnal “Kontsept” 37 (2017): 177–83. Accessed February 07, 2021. http://e-koncept.ru/2017/771266.htm. (In Russian)

23. Kandinsky, Vasilii. On the Spiritual in Art. Rus. ed. Transl. by N. Druzhkova. Moscow: AST Publ., 2018. (Velichaishie liudi i mysliteli). (In Russian)

24. Storaro, Vittorio: “‘The Best Way to Express the Essence of Our Life is Through Color Change’. Fragments of an Interview from the TV Movie ‘Vittorio Storaro. To Write with Light’ (Directed by David Thompson, 1995)”. Kinovedcheskie zapiski, no. 32 (1997): 92–100. (In Russian)

25. Klopotovskaia, Elena. “Some Aspects of Semantics of Color in Film and Cultural Tradition (Conclusion. Beginning, no. 3–4)”. Vestnik VGIK, no. 5 (2010): 54–63. https://doi.org/10.17816/VGIK2354-63. (In Russian)

26. Zhelezniakov, Valentin. “We are Used to Considering Human Feelings as Something Outdated, as Something Which Always Doesn’t Keep Pace with Technical Progress”. SK-Novosti, December 12, 2013. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

02.10.2021

Как цитировать

Познин, В. Ф. . (2021). Цвет как элемент драматургии фильма. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 11(3), 410–436. https://doi.org/10.21638/spbu15.2021.304

Выпуск

Раздел

Кино