«Манифест спациализма» Лучо Фонтана и концепция звукового пространства Сальваторе Шаррино

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu15.2019.403

Аннотация

Статья посвящена взаимосвязям между идеями организации пространства в современном изобразительном искусстве и в музыке. Пространственная категория как одна из основополагающих в развитии творческих стратегий художников, принадлежащих не только к тем видам искусства, которые традиционно считались пространственными, но и к тем, которые относили к области временных искусств, таких как музыка, например. Художник в данном случае подразумевается не в контексте принадлежности к изобразительному искусству, а в более широком понимании. Искусство, репрезентирующее различные проекции физического пространства в художественное, позволяет работать как с пространственными характеристиками, так и с временны`ми. В процессе анализа пространственных концепций автор обращается к картинам итальянского художника Альберто Бурри, а также к «Белому манифесту» и работам итальянского художника Лучо Фонтана. Творческая концепция итальянского композитора Сальваторе Шаррино основывается в первую очередь на пространственном восприятии звука и особой композиторской стратегии предварительного построения графического эквивалента звукового пространства. В своей книге «Фигуры музыки: от Бетховена до современности» композитор обращается к творчеству вышеперечисленных художников и считает свои пространственные идеи проекцией их живописных произведений в музыке. Анализируя произведения Шаррино «Studi per l’intonazione del mare», «Infinito nero», сонаты для фортепиано, а также теоретические работы «Le figure della musica: da Beethoven a oggi» и «Carte da suono scritti», автор делает вывод относительно общности идей итальянских художников и композитора.

Ключевые слова:

Белый манифест, Лучо Фонтана, Сальваторе Шаррино, Альберто Бурри, новая музыка, пространственная музыка, организация пространства, звуковое пространство, звуковые карты, натуралистическая концепция Шаррино

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Биография автора

Светлана Витальевна Лаврова, Академия Русского балета им. А.Я. Вагановой

доктор искусствоведения, проректор по научной работе и развитию

Библиографические ссылки

Литература

1. Лефевр, Анри. Производство пространства. Пер. Ирина Стаф. М.: Strelka press, 2015.

2. Гризе, Жерар. “Структурирование тембров в инструментальной музыке”. Пер. Даниил Шутко. В кн. Композиторы о современной композиции: Хрестоматия, сост. Татьяна Кюрегян и Валерия Ценова, 311–45. М.: Научно-издательский центр “Московская консерватория”, 2009.

3. Лаврова, Светлана. “Время как форма существования звука. Спектрализм и философия времени Жерара Гризе”. Philharmonica. International Music Journal, no. 2 (2017): 25–33.

4. Sciarrino, Salvatore. Le figure della musica: da Beethoven a oggi. Milanо: Ricordi, 1998.

5. Лаврова, Светлана. “Анти-риторические фигуры новой музыки”. Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой, no. 4/33 (2014): 153–65.

6. Sciarrino, Salvatore. Carte da suono (1981–2001). Introduzione di Gianfranco Vinay, a cura di Dario Oliveri. Roma: CIDIM; Palermo: Edizioni Novecento, 2001.

7. Carratelli, Carlo. “L’integrazione dell’estesico nel poietico nella poietica musicale post-strutturalista. Il caso di Salvatore Sciarrino, una ‘composizione dell’ascolto’”. Tesi per ottenere il titolo di dottore di ricerca, Università degli Université de Studi di Trento, 2006.

8. Hamilton, Jaimey. “Making Art Matter: Alberto Burri’s Sacchi”. October 124 (2008): 20–31.

9. Paulhan, Jean. L’Art Informel. Paris: Gallimard, 1962.

10. “Информель”. Национальная философская энциклопедия. Дата обращения октябрь 09, 2018. http://terme.ru/termin/informel.html.

11. Бергсон, Анри. “Творческая эволюция”. Дата обращения октябрь 09, 2018. http://www.bim-bad.ru/docs/bergson_creative_evolution.pdf.

12. Лаврова, Светлана. “Феномен фреймового мышления в новой музыке постсериализма”. Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой, no. 5/40 (2015): 155–60.

13. Лаврова, Светлана. “Натуралистическая концепция Сальваторе Шаррино”. Проблемы музыкальной науки, no. 1/18 (2015): 24–7.

14. Bunch, James Dennis. “Appendix B: An Interview with Salvatore Sciarrino”. In Bunch, James Dennis. “A Polyphony of the Mind: Intertextuality in the Music of Salvatore Sciarrino”. PhD diss., 446–93. University of Illinois at Urbana-Champaign, 2016.

15. Bunch, James Dennis. “A Polyphony of the Mind: Intertextuality in the Music of Salvatore Sciarrino”. PhD diss., University of Illinois at Urbana-Champaign, 2016.

16. Меньшиков, Леонид. “Интермедиа как синтез искусств”. Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой, no. 1–2/31 (2014): 209–15.

17. Фонтана, Лучо. "Белый манифест". Город. Дата обращения октябрь 09, 2018. http://gorod-el.ru/wdr/201705/lucho-fontana-belyy-manifest.

18. Лакан, Жак. Семинары. Ред. Жак-Алэн Миллер. Пер. Мария Титова, А. Черноглазов. М.: Гнозис: Логос, 2004, кн. 11: Четыре основных понятия психоанализа.

19. Лаврова, Светлана. “Проекции основных концептов постструктуралистской философии в музыке постсериализма”. Дис. д-ра иск., Казанская государственная консерватория им. Н. Г. Жиганова, 2016.

20. Angius, Marco. Come avvicinare il silenzio: la musica di Salvatore Sciarrino. Roma: Rai Eri, 2007.

21. Vinay, Gianfranco. “Vue sur l’Atelier de Salvatore Sciarrino (à partir de Quaderno di Strada et Da Gelo a Gelo)”. Circuit 18, no. 1 (2008): 15–20.


References

1. Lefebvre, Henri. The Production of Space. Rus. ed. Transl. by Irina Staf. Moscow: Strelka Press, 2015.

2. Grisey, Gérard. “The Structuring of the Tones in Instrumental Music”. Rus. ed. Transl. by Daniil Shutko. In Kompozitory o sovremennoi kompozitsii: Khrestomatiia, comp. by Tat’iana Kiuregian and Valeriia Tsenova, 311–45. Moscow: Nauchno-izdatel’skii tsentr “Moskovskaia konservatoriia” Publ., 2009. (In Russian)

3. Lavrova, Svetlana. “Time as a Form of Sound Existence. Spectralism and Philosophy of Gérard Grisey’s Era”. Philharmonica. International Music Journal, no. 2 (2017): 25–33. doi: 10.7256/2453-613X. 2017.2.25002. (In Russian)

4. Sciarrino, Salvatore. Le figure della musica: da Beethoven a oggi. Milanо: Ricordi, 1998.

5. Lavrova, Svetlana. “Anti-rhetorical Figures of New Music”. Vestnik Akademii Russkogo baleta im. A. Ia. Vaganovoi, no. 4/33 (2014): 153–65. (In Russian)

6. Sciarrino, Salvatore. Carte da suono (1981–2001). Introduzione di Gianfranco Vinay, a cura di Dario Oliveri. Roma: CIDIM; Palermo: Edizioni Novecento, 2001.

7. Carratelli, Carlo. “L’integrazione dell’estesico nel poietico nella poietica musicale post-strutturalista. Il caso di Salvatore Sciarrino, una ‘composizione dell’ascolto’”. Tesi per ottenere il titolo di dottore di ricerca, Università degli Université de Studi di Trento, 2006.

8. Hamilton, Jaimey. “Making Art Matter: Alberto Burri’s Sacchi”. October 124 (2008): 20–31. https://doi.org/10.1162/octo.2008.124.1.31.

9. Paulhan, Jean. L’Art Informel. Paris: Gallimard, 1962.

10. “Informel”. Natsional’naia filosofskaia entsiklopediia. Accessed October 09, 2018. http://terme.ru/termin/informel.html. (In Russian)

11. Bergson, Henri. “Creative Evolution”. Accessed October 09, 2018. http://www.bim-bad.ru/docs/bergson_creative_evolution.pdf. (In Russian)

12. Lavrova, Svetlana. “The Phenomenon of Frame-thinking in New Music of Postserializm”. Vestnik Akademii Russkogo baleta im. A. Ia. Vaganovoi, no. 5/40 (2015): 155–60. (In Russian)

13. Lavrova, Svetlana. “Naturalistic Conception of Salvatore Sciarrino”. Problemy muzykal’noi nauki, no. 1/18 (2015): 24–7. http://dx.doi.org/10.17674/1997-0854.2015.1.18.024-027/. (In Russian)

14. Bunch, James Dennis. “Appendix B: An Interview with Salvatore Sciarrino”. In Bunch, James Dennis. “A Polyphony of the Mind: Intertextuality in the Music of Salvatore Sciarrino”. PhD diss., 446–93. University of Illinois at Urbana-Champaign, 2016.

15. Bunch, James Dennis. “A Polyphony of the Mind: Intertextuality in the Music of Salvatore Sciarrino”. PhD diss., University of Illinois at Urbana-Champaign, 2016.

16. Men’shikov, Leonid. “Intermedia as Art Synthesis: From the Aesthetic Experience of Fluxus”. Vestnik Akademii Russkogo baleta im. A. Ia. Vaganovoi, no. 1–2/31 (2014): 209–15. (In Russian)

17. Fontana, Lucho. “White Manifesto”. Gorod. Accessed October 09, 2018. http://gorod-el.ru/wdr/201705/lucho-fontana-belyy-manifest. (In Russian)

18. Lacan, Jacques. Seminars. Rus. ed. Ed. by. Zhak-Alen Miller, transl. by Mariia Titova, A. Chernoglazov. Moscow: Gnozis: Logos Publ., 2004, bk. 11: Chetyre osnovnye poniatiia psikhoanaliza.

19. Lavrova, Svetlana. “Projections of the Basic Concepts of Poststructuralist Philosophy in the Music of Post-serialism”. DA diss., Kazanskaia gosudarstvennaia konservatoriia im. N. G. Zhiganova Publ., 2016. (In Russian)

20. Angius, Marco. Come avvicinare il silenzio: la musica di Salvatore Sciarrino. Roma: Rai Eri, 2007.

21. Vinay, Gianfranco. “Vue sur l’Atelier de Salvatore Sciarrino (à partir de Quaderno di Strada et Da Gelo a Gelo)”. Circuit 18, no. 1 (2008): 15–20. https://doi.org/10.7202/017903ar.

Загрузки

Опубликован

20.11.2019

Как цитировать

Лаврова, С. В. (2019). «Манифест спациализма» Лучо Фонтана и концепция звукового пространства Сальваторе Шаррино. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 9(4), 637–654. https://doi.org/10.21638/spbu15.2019.403

Выпуск

Раздел

Музыка

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

1 2 > >>