Учение о тактусе в немецкой музыкальной теории конца XV–XVI века

Авторы

  • Марина Евгеньевна Гирфанова Казанская государственная консерватория им. Н. Г. Жиганова; Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского

Аннотация

Особую роль в развитии теории тактуса сыграла немецкая музыкально-теоретическая школа: именно в рамках немецкой музыкальной теории дается первое определение тактуса и формируется наиболее влиятельное во второй половине XVI в. учение о тактусе. В статье анализируются определения тактуса и его классификации, принадлежащие крупнейшим немецким теоретикам XV–XVI вв.: Адаму фон Фульда, Мельхиору Шанппехеру, Иоганну Кохлеусу, Андреасу Орнитопархусу, Георгу Рау, Николаю Листению, Генриху Фаберу, Герману Финку. Прослеживается преемственность музыкально-теоретических взглядов. Рассматривается учение Зебальда Хейдена, оказавшее значительное влияние на развитие представлений о тактусе в XVI в. В связи с мензуральной теорией, областью которой является учение о тактусе, затрагиваются вопросы функционирования музыкально-теоретического знания в немецкоязычных регионах Европы.

Ключевые слова:

тактус, мензуральная музыка, Адам фон Фульда, Зебальд Хейден, немецкая музыка

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Марина Евгеньевна Гирфанова, Казанская государственная консерватория им. Н. Г. Жиганова; Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского

кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории музыки и композиции Казанской государственной консерватории (академии) им. Н. Г. Жиганова, докторант кафедры теории музыки Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского

Библиографические ссылки

Литература

1. Adam de Fulda Musica // Scriptores ecclesiastici de musica sacra potissimum. 3 vols. St. Blaise: Typis San-Blasianis, 1784. Р. 329–381. (Reprint ed.: Hildesheim: Olms, 1963.)

2. Niemöller K. Die Musica figurativa des Melchior Schanppecher // Beiträge zur rheinischen Musikgeschichte. Köln: Arno Volk, 1961. Vol. 50. S. 1–40.

3. Cochlaeus J. Tetrachordum musices. Nurnbergae, impressi in officina excusoria Friderici Peypus, 1514. 59 s. (Reprografischer Nachdruck der Ausgabe Nürnberg, 1512: Hildesheim: Olms, 1971)

4. Muris J. de. Notitia artis musicae et Compendium musicae practicae; Petrus de Sancto Dionysio. Tractatus de musica. Rome: American Institute of Musicology, 1972. Р. 47–107.

5. Ornithoparchus A. Musice active micrologus. Leipzig: Valentin Schumann, 1517. (Reprint ed.: New York: Dover, 1973. 212 p.)

6. Dahlhaus C. Zur Theorie des Tactus im 16. Jahrhundert // Archiv für Musik. 1960. № 1. S. 22–39.

7. Sachs C. Rhythm and Tempo. New York: Norton, 1953. 381 p.

8. Listenius N. Musica. Nuremberg: Petreius, 1549. (Reprint: Berlin: Martin Breslauer, 1927. 86 S.)

9. Faber H. Ad musicam practicam introduction. Norimbergae: Officina Iohannis Montani et Vlrici Neuber, 1550. 190 s.

10. Finck H. Practica musica. Vitebergae: excusa typis haeredum Georgii Rhaw, 1556. 358 S.

11. Rico G. Music in the Arts Faculty of Paris in the thirteenth and early fourteenth centuries: Diss.… University of Oxford, 2005. D. Phil. Oxford: University of Oxford, 2005. 328 р.

12. Heyden S. De arte canendi, ac vero signorvm in cantibvs vsv. Norimbergæ: apud Ioh. Petreium, 1540. 163 S.

13. Federhofer-Königs R. Johannes Oridryus und sein Musiktraktat // Beiträge zur rheinischen Musikgeschichte. Köln: Arno Volk, 1957. Vol. 24. S. 65–157.

14. Guilielmus monachus De preceptis artis musicae // Corpus scriptorum de musica. Rome: American Institute of Musicology, 1965. Vol. 11. Р. 15–59.

15. Поспелова Р. Трактаты о музыке Иоанна Тинкториса. М.: Московская гос. консерватория им. П. И. Чайковского, 2009. 712 с.

16. Харлап М. Ритм и метр в музыке устной традиции. М.: Музыка, 1986. 104 с.


References

1. Adam de Fulda Musica. Scriptores ecclesiastici de musica sacra potissimum. 3 vols. St. Blaise, Typis San-Blasianis, 1784, pp. 329–381. (Reprint ed.: Hildesheim: Olms, 1963.)

2. Niemöller K. Die Musica figurativa des Melchior Schanppecher. Beiträge zur rheinischen Musikgeschichte. Köln, Arno Volk, 1961, Vol. 50, S. 1–40.

3. Cochlaeus J. Tetrachordum musices. Nurnbergae, impressi in officina excusoria Friderici Peypus, 1514. 59 s. (Reprografischer Nachdruck der Ausgabe Nürnberg, 1512; Hildesheim: Olms, 1971)

4. Muris J. de. Notitia artis musicae et Compendium musicae practicae; Petrus de Sancto Dionysio. Tractatus de musica. Rome, American Institute of Musicology, 1972, pp. 47–107.

5. Ornithoparchus A. Musice active micrologus. Leipzig, Valentin Schumann, 1517. (Reprint ed.: New York, Dover, 1973. 212 p.)

6. Dahlhaus C. Zur Theorie des Tactus im 16. Jahrhundert. Archiv für Musik, 1960, no. 1, pp. 22–39.

7. Sachs C. Rhythm and Tempo. New York: Norton, 1953. 381 p.

8. Listenius N. Musica. Nuremberg, Petreius, 1549. (Reprint: Berlin, Martin Breslauer, 1927. 86 S.)

9. Faber H. Ad musicam practicam introduction. Norimbergae, Officina Iohannis Montani et Vlrici Neuber, 1550. 190 p.

10. Finck H. Practica musica, Vitebergae, excusa typis haeredum Georgii Rhaw, 1556. 358 S.

11. Rico G. Music in the Arts Faculty of Paris in the thirteenth and early fourteenth centuries. Diss.… University of Oxford, 2005. D. Phil. Oxford, University of Oxford, 2005. 328 p.

12. Heyden S. De arte canendi, ac vero signorvm in cantibvs vsv. Norimbergæ, apud Ioh. Petreium, 1540. 163 S.

13. Federhofer-Königs R. Johannes Oridryus und sein Musiktraktat. Beiträge zur rheinischen Musikgeschichte, Köln, Arno Volk, 1957, vol. 24, S. 65–157.

14. Guilielmus monachus De preceptis artis musicae. Corpus scriptorum de musica, Rome, American Institute of Musicology, 1965, vol. 11, P. 15–59.

15. Pospelova R. Traktaty o muzyke Ioanna Tinktorisa. Moscow, Moskovskaia gos. konservatoriia im. P. I. Chaikovskogo Press, 2009. 712 p. (In Russian)

16. Kharlap M. Ritm i metr v muzyke ustnoi traditsii. Moscow, Muzyka Publ., 1986. 104 p. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

30.11.2012

Как цитировать

Гирфанова, М. Е. (2012). Учение о тактусе в немецкой музыкальной теории конца XV–XVI века. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 2(4), 12–25. извлечено от https://artsjournal.spbu.ru/article/view/1571

Выпуск

Раздел

Музыка