К понятию «звуковой объект» в музыкальной теории и композиторской практике конца XX — начала XXI века

Авторы

  • Светлана Витальевна Лаврова Академия Русского балета им. А. Я. Вагановой https://orcid.org/0000-0002-0887-8075

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu15.2023.102

Аннотация

Статья посвящена основополагающему для музыки конца ХХ — начала ХХI в. понятию «звуковой объект». Оно рассматривается с позиций теории конкретной музыки Пьера Шеффера, конкретной инструментальной музыки Хельмута Лахенмана, спектро-морфологии Денниса Смолли, гештальт-теории Джеймса Тенни, а также трактуется в философских рамках объектно-ориентированной онтологии Грэма Хармана и акторно-сетевой теории Бруно Латура. Анализируются также произведения Беата Фуррера, Петера Аблингера и Георга Фридриха Хааса. Выводом из проведенного исследования становится то, что для интерпретации понятия и явления звукового объекта в современной композиторской практике музыковедческих методов оказывается недостаточно, в связи с чем обращение к современной философии может способствовать более точной интерпретации и позволит проанализировать объекты современного звукового мира во всем их многообразии.

Ключевые слова:

звуковой объект, Хельмут Лахенман, Джеймс Тенни, Деннис Смолли, Георг Фридрих Хаас, Петер Аблингер

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

1. Schaeffer, Pierre. A la recherché d’une musique concrete. Paris: Seuil, 1952.

2. Schaeffer, Pierre. Traité des obejcts musicaux. Paris: Seuil, 1977.

3. Schaeffer, Pierre. La recherche musicale. Paris: INA-GRM, 1983.

4. Chion, Michel. Guide des objets sonores Pierre Schaeffer et la reshershe musical Buchet-Chastel. Paris: Institut national de la communication audiovisuelle, 1983.

5. Тенни, Джеймс. История консонанса и диссонанса. Пер. Алексей Зайцев. СПб.: Jaromir Hladik Press, 2021.

6. Tenney, James. Meta + Hodos. META Meta + Hodos. Oakland, Ca: Frog Peak Music, 1977.

7. Small, Christopher. Music of the Common Tongue: Survival and Celebration in African American Music. Hanover; London: Wesleyan University Press, 1998.

8. Smalley, Dennis. “Spectromorphology: explaining sound-shapes”. Organised Sound, no. 2/2 (1997): 107–26.

9. Lachenmann, Helmut. “Klangtypen der neuen Musik”. Zeitschrift für Musiktheorie, 1 (1970): 21–30.

10. Лаврова, Светлана. После Теодора Адорно: новая музыка Германии, Австрии и Швейцарии начала информационной эпохи. СПб.: Изд-во Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой, 2020.

11. Smalley, Dennis. “Space-Form and the Acousmatic Image”. Organised Sound, no. 12/1 (2007): 35–58.

12. Furrer, Beat. FAMA (2004/05) Hörtheater für großes Ensemble, acht Stimmen, Schauspielerin und Klanggebäude. CD-Booklet. Vienna: Kairos, 2006.

13. Лаврова, Светлана. После Вальтера Беньямина: новая музыка Германии, Австрии и Швейцарии от эпохи цифрового посткапитализма до COVID-19. СПб.: Изд-во Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой, 2020.

14. Харман, Грэм. О замещающей причинности. Пер. Александр Марков. Дата обращения февраль 4, 2022. https://www.academia.edu/34989451.

15. Харман, Грэм. Четвероякий объект. Метафизика вещей после Хайдеггера. Пер. Артем Морозов и Олег Мышкин. Пермь: Гиле Пресс, 2015.

16. Гуссерль, Эдмунд. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Пер. Александр Михайлов. М.: Академический проект, 2009.

17. Ablinger, Peter. Texts (Peter Ablinger composer’s website). Дата обращения август 20, 2021. https://ablinger.mur.at/txt_palastmusik.html.

18. Varga, Bálint András. Three Questions for Sixty-Five Composers. Rochester, NY, USA; Woodbridge, Suffolk, UK: Boydell & Brewer Ltd, 2011.

19. Tenney, James, and Donnacha, Dennehy. Interview with James Tenney. Contemporary Music Review, no. 1/27 (2008): 78–9.

20. Латур, Бруно. Пересборка социального: введение в акторно-сетевую теорию. Пер. Ирина Полонская и Станислав Гавриленко. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014.

21. Latour, Вruno. The Pasteurization of France. Cambridge: Harvard University Press, 1988.

22. Callon, Michel, and Вruno Latour. “Don’t Throw the Baby Out with the Bath School! A Reply to Collins an Yearley”. In Science as Practice and Culture, ed. by Andrew Pickering, 343–68. Chicago: The University of Chicago Press, 1992.

23. Амрахова, Анна. “Ментальное формообразование. До музыкального, вместо музыкального, музыкального?”. В кн. Наука без границ, 329–48. М.: Композитор, 2015.

References

1. Schaeffer, Pierre. A la recherché d’une musique concrete. Paris: Seuil, 1952.

2. Schaeffer, Pierre. Traité des obejcts musicaux. Paris: Seuil, 1977.

3. Schaeffer, Pierre. La recherche musicale. Paris: INA-GRM, 1983.

4. Chion, Michel. Guide des objets sonores Pierre Schaeffer et la reshershe musical Buchet-Chastel. Paris: Institut national de la communication audiovisuelle, 1983.

5. Tenny, James. The History of Consonance and Dissonance. Rus. ed. Transl. by Alexei Zaitsev. St Petersburg, Jaromir Hladik Press, 2021. (In Russian)

6. Tenney, James. Meta + Hodos. META Meta + Hodos. Oakland, Ca: Frog Peak Music, 1977.

7. Small, Christopher. Music of the Common Tongue: Survival and Celebration in African American Music. Hanover; London: Wesleyan University Press, 1998.

8. Smalley, Dennis. “Spectromorphology: explaining sound-shapes”. Organised Sound, no. 2/2 (1997): 107–26.

9. Lachenmann, Helmut. “Klangtypen der neuen Musik”. Zeitschrift für Musiktheorie, 1 (1970): 21–30.

10. Lavrova, Svetlana. After Theodor Adorno: The New Music of Germany, Austria and Switzerland at the Beginning of the Information Age. St Petersburg: Vaganova Ballet Academy Publ., 2020. (In Russian)

11. Smalley, Dennis. “Space-Form and the Acousmatic Image”. Organised Sound, no. 12/1 (2007): 35–58.

12. Furrer, Beat. FAMA (2004/05) Hörtheater für großes Ensemble, acht Stimmen, Schauspielerin und Klanggebäude. CD-Booklet. Vienna: Kairos, 2006.

13. Lavrova, Svetlana. After Walter Benjamin: New Music of Germany, Austria and Switzerland from the Era of Digital Post-Capitalism to COVID 19. St Petersburg: Vaganova Ballet Academy Publ., 2020. (In Russian)

14. Harman, Graham. On Substitutive Causality. Rus. ed. Transl. by Alexander Markov. Accessed February 4, 2021. https://www.academia.edu/34989451. (In Russian)

15. Harman, Graham. Quadruple object. Metaphysics of things after Heidegger. Rus. ed. Transl. by Artem Morozov and Oleg Myshkin. Perm: Gile Press, 2015. (In Russian)

16. Husserl, Edmund. Ideen zu einer reinen phanomenologie und phanomenologischen philosophie. Rus. ed. Transl. by Alexander Mikhailov. Moscow: Akademicheskii proekt Publ., 2009. (In Russian)

17. Ablinger, Peter. Texts (Peter Ablinger composer’s website). Accessed February 20, 2021. https://ablinger.mur.at/txt_palastmusik.html.

18. Varga, Bálint András. Three Questions for Sixty-Five Composers. Rochester, NY, USA; Woodbridge, Suffolk, UK: Boydell & Brewer Ltd, 2011.

19. Tenney, James, and Donnacha, Dennehy. Interview with James Tenney. Contemporary Music Review, no. 1/27 (2008): 78–9.

20. Latour, Bruno. Reassembly of the social: an introduction to actor-network theory. Rus. ed. Transl. by Irina Polonskaya, and Stanislav Gavrilenko. Moscow: HSE Publishing House, 2014. (In Russian)

21. Latour, Вruno. The Pasteurization of France. Cambridge: Harvard University Press, 1988.

22. Callon, Michel, and Вruno Latour. “Don’t Throw the Baby Out with the Bath School! A Reply to Collins an Yearley”. In Science as Practice and Culture, ed. by Andrew Pickering, 343–68. Chicago: The University of Chicago Press, 1992.

23. Amrahova, Anna. “Mental shaping. Before the musical, instead of the musical, the musical?” In Science without borders. Moscow: Kompozitor Publ., 2015. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

30.03.2023

Как цитировать

Лаврова, С. В. (2023). К понятию «звуковой объект» в музыкальной теории и композиторской практике конца XX — начала XXI века. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 13(1), 20–39. https://doi.org/10.21638/spbu15.2023.102

Выпуск

Раздел

Музыка

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

1 2 > >>