Временные перекрестки новой музыки и философии Жиля Делёза: Эон, «горизонт сознания» Гуссерля и «Часы Бергсона»
Аннотация
В статье исследуется проблема музыкального времени. Категория времени рассматривается сквозь призму философии и новой музыки. Два прочтения времени — время Хроноса и время Эона, согласно утверждению французского философа Ж. Делёза, противоположны. Музыка определяется в значительной степени через упорядоченное течение времени. Структурирование музыкального времени и его различные концепции анализируются в контексте музыкальных идей итальянского композитора С. Шаррино. Среди анализируемых в статье сочинений С. Шаррино, «Vanitas» — гигантская парафраза канцоны Stardust , где автор обращается к метафоре Эоновой пустоты. Противопоставляя Хроноса и Эона как две формы времени, выясняет, что свойства первого — это то, что он ограничен и бесконечен. Эон также безграничен как будущее и прошлое, но конечен как мгновение. Одним из соответствующих выводов статьи, становится стремление С. Шаррино к музыкальным формам, адекватным процессам деятельности сознания, и памяти. Теория длительности А. Бергсона также связана с его же теорией памяти. При помощи свойств памяти прошлое и настоящее не взаимно внеположны, они объединяются единством познания. Одна из частей цикла «Opera per flauto» С. Шаррино носит название «Часы Бергсона» («L’oroligio di Bergson»), в чем также выражен интерес композитора к философии и вопросом музыкального времени.
Ключевые слова:
временные перекрестки, , «Часы Бергсона»
Скачивания
Библиографические ссылки
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.