«Риторика послушания» Жана-Батиста Грёза в контексте русско-французских художественных связей

Авторы

  • Александр Георгиевич Сечин Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена https://orcid.org/0000-0002-2690-3123

DOI:

https://doi.org/10.21638/11701/spbu15.2018.207

Аннотация

Статья посвящена риторической основе творчества французского художника эпохи Просвещения Ж.-Б. Грёза. Л. Откёр еще в начале ХХ в. выявил литературные приемы, которые Грёз использовал в своей живописи, но в дальнейшем эта тема не привлекала внимания исследователей. По мнению автора статьи, многие работы Грёза созданы по правилам риторических силлогизмов, описанным еще в Античности. Используя разделение Аристотелем риторических высказываний на топосы, или общие места, и частные энтимемы, удалось выявить в творчестве французского живописца характерные образцы тех и других. Его излюбленным общим местом было противоположение и иные тесно связанные с этим риторическим топосом «фигуры речи», причем Грёз использовал его чрезвычайно многообразно, противопоставляя друг другу как целые картины, так и образы внутри отдельных произведений, и эти оппозиции, в свою очередь, очень различны по степени контраста. Одной из наиболее известных частных энтимем, созданных Грёзом, является иконографическое клише, лежащее в основе его весьма популярных «головок» — têtes d’expression. Оба вида фигур изобразительной риторики нашли понимание и отражение в русской художественной культуре XVIII–XIX вв., в частности в отечественной литературе.

Ключевые слова:

Ж.-Б. Грёз, риторика, риторический силлогизм, общие места и частные энтимемы, противоположение, иконографическое клише, têtes d’expression, русско-французские художественные связи

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Биография автора

Александр Георгиевич Сечин, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

кандидат искусствоведения, доцент кафедры художественного образования и декоративного искусства

Библиографические ссылки

Литература

1. Якимович, Александр. Искусство непослушания: вольные беседы о свободе творчества. СПб.: Дмитрий Буланин, 2011.

2. Хренов, Николай. “Рецензия на книгу: Якимович, Александр. Искусство непослушания: вольные беседы о свободе творчества. СПб.: Дмитрий Буланин, 2011”. Искусствознание, no. 1–2 (2012): 640–6.

3. Greene, Theodore Meyer, ed. The Meaning of the Humanities. Princeton: Princeton University Press, 1940.

4. Panofsky, Erwin. Meaning in the Visual Arts. Papers in and on Art History. Garden City; N. Y. : Doubleday & Co., 1957.

5. Eco, Umberto. La struttura assente. Milano: Bompiani, 1980.

6. Хеминцер, Иван. Сочинения и письма Хемницера по подлинным его рукописям, с биографическою статьею и примечаниями Я. Грота. СПб.: 2-е отделение Академии наук, 1873.

7. Munhall, Edgar, selection and cat. Jean-Baptiste Greuze. 1725–1805. An exhibition organized by the Wadsworth Atheneum, Hartford, 01.12.1976–23.01.1977. Hartford: Wadsworth Atheneum, 1976.

8. Данилевский, Ростислав. “Заметки о темах западноевропейской живописи в русской литературе”. В сб. Русская литература и зарубежное искусство, отв. ред. Михаил Алексеев и Ростислав Данилевский, 268–98. Л.: Наука. Ленинградское отд-ние, 1986.

9. Новосельская, Ирина. “Жан-Батист Грёз и его наследие в России”. Дис. д-ра иск., Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, 1991.

10. Новосельская, Ирина. “Грёз и Россия”. В сб. Государственный Эрмитаж. Россия — Франция. Век Просвещения, науч. ред. Галина Комелова и Ирина Новосельская, 61–7. СПб.: Гос. Эрмитаж, 1992.

11. Бенуа, Александр. “Собрание рисунков С. П. Яремича”. Старые годы, ноябрь (1913): 3–27.

12. Barker, Emma. Greuze and the Painting of Sentiment. Cambridge: Cambridge University Press, 2005.

13. Аверинцев, Сергей. Риторика и истоки европейской литературной традиции. М.: Школа «Языки русской культуры», 1996.

14. Quintilien. Institution oratoire. 7 volumes. Texte établi et traduit par Jean Cousin. Paris: Les Belles Lettres, 1976, vol. 3.

15. Quintilien. Institution oratoire. 7 volumes. Texte établi et traduit par Jean Cousin. Paris: Les Belles Lettres, 1977, vol. 4.

16. Quintilien. Institution oratoire. 7 volumes. Texte établi et traduit par Jean Cousin. Paris: Les Belles Lettres, 1978, vol. 5.

17. Аверинцев, Сергей, пер. “Аристотель. Риторика. Книга III”. В кн. Аверинцев, Сергей. Риторика и истоки европейской литературной традиции, 367–432. М.: Школа «Языки русской культуры», 1996.

18. Aristote. Rhétorique. 3 volumes. Texte établi et traduit par Médéric Dufour et André Wartelle, annoté par André Wartelle. Paris: Les Belles Lettres, 1989, vol. 3.

19. Платонова, Надежда, пер. Аристотель. Риторика. В кн. Античные риторики, ред. Аза Тахо-Годи, 15–164. М.: Изд-во МГУ, 1978.

20. Aristote. Rhétorique. 3 volumes. Texte établi et traduit par Médéric Dufour. Paris: Les Belles Lettres, 1991, vol. 2.

21. Сечин, Александр. “Три синтагмы иконической риторики на основе парадигмы контраста”. Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой, no. 3/44 (2016): 200–9.

22. Valori, Caroline de, “Notice sur Greuze et sur ouvrages par Madame Valori”. Revue Universelle des Arts, vol. 11 (1860) : 248–61, 362–86.

23. Мацкевич, Давид. “Грёз”. В кн. Мацкевич, Давид. Живопись во Франции, 73–112. СПб.: Тип. Николая Тиблена и комп., 1860.

24. Laveissière, Sylvain. Prud’hon ou rêve du bonheur. Exposition (1997–1998; Paris, New York). [Catalogue]: Galeries nationales du Grand Palais, Paris, 23.09.1997–12.01.1998; The Metropolitan Museum of Art, New York, 02.03–07.06.1998. Paris: Réunion des Musées Nationaux, 1997.

25. Pilon, Edmond. Constance Mayer (1775–1821). Paris: André Delpeuch, 1927.

26. Brookner, Anita. Greuze. The Rise and Fall of an Eighteenth-century Phenomenon. London: Paul Elek, 1972.

27. Hautecoeur, Louis. Greuze. Paris: Librairie Félix Alcan, 1913.

28. Новосельская, Ирина. “Жан Батист Грёз в оценках современников”. В сб. Западноевропейское искусство XVIII века: Публикации и исследования, ред. Татьяна Илатовская, 3–11. Л.: Искусство, 1987.

29. Diderot, Denis. Salon de 1765. Édition critique et annotée par Else Marie Bukdahl. Paris: Hermann, 1984.

30. M. B. [Boutard, Jean Baptiste baron]. “Beaux-Arts. Salon de l’an XII. No. XI (MM. Hue et Greuze)”. Journal des débats et des décrets, Janvier 05, 1805.

31. Сулимова, Анна. “Жанровая живопись Жана-Батиста Грёза (мастер глазами своей эпохи)”. Дис. канд. иск. Российская академия художеств, 2009.

32. Diderot, Denis. Essais sur la peinture. Salons de 1759, 1761, 1763. Édition par Gita May et Jacques Chouillet. Paris: Hermann, 1984.

33. Goncourt, Edmond de, et Jules de Goncourt. “Greuze”. Dans le Goncourt, Edmond de, et Jules de Goncourt. L’Art du dix-huitième siècle, 289–360, 3 volumes, 3e édition. Paris: A. Quantin, imprimeur-éditeur, 1880, vol. 1.

34. Aristote. Rhétorique. 3 volumes. Texte établi et traduit par Médéric Dufour. Paris: Les Belles Lettres, 1991, vol. 1.

35. Сечин, Александр. “Cuirasse esthétique в терминах и понятиях ‘Риторики’ Аристотеля”. В сб. Актуальные проблемы теории и истории искусства, ред. Анна Захарова, Светлана Мальцева и Екатерина Станюкович-Денисова, 101–9. СПб.: НП-ПРИНТ, 2016, вып. 6.

36. Ingamells, John. Wallace Collection Catalogues of Pictures III: French before 1815. London: The Trustees of the Wallace Collection, 1985.

37. Сечин, Александр. “Физиогномика как собрание референциальных метафор и их роль в изобразительном искусстве”. В кн. Логический анализ языка. Человек в интерьере. Внутренняя и внешняя жизнь человека в языке, отв. ред. Нина Арутюнова, 312–24. М.: Издательский дом ЯСК, 2017.

38. Кустодиева, Татьяна. Произведения Леонардо да Винчи и его школы в собрании Эрмитажа. СПб.: Чистый лист, 2016.

39. Pedrocco, Filippo. Tiziano: il catalogo completo dei dipinti. Milano: Rizzoli, 2000.

40. Гоголь, Николай. “Портрет”. В кн. Гоголь, Николай. Полное собрание сочинений, ред. Василий Комарович, 77–137, 14 томов. М.: Академия наук СССР, 1938, т. 3.

41. Марков, Евгений. “Тургенев”. Голос, декабрь, 1876.

42. Тургенев, Иван. Полное собрание сочинений и писем, сост. Анатолий Алексеев и др. 28 томов. М.; Л.: Наука, 1966, т. 12, кн. 1.

43. Elkins, James. Pictures and Tears: A History of People Who Have Cried in Front of Paintings. New York; London: Routledge, 2005.


References

1. Iakimovich, Aleksandr. Iskusstvo neposlushaniia: vol’nye besedy o svobode tvorchestva. St. Petersburg: Dmitrii Bulanin, 2011. (In Russian)

2. Khrenov, Nikolai. “Retsenziia na knigu: Iakimovich, Aleksandr. Iskusstvo neposlushaniia: vol’nye besedy o svobode tvorchestva. St. Petersburg: Dmitrii Bulanin, 2011”. Iskusstvoznanie [Art Studies Magazine], no. 1–2 (2012): 640–6. (In Russian)

3. Greene, Theodore Meyer, ed. The Meaning of the Humanities. Princeton: Princeton University Press, 1940.

4. Panofsky, Erwin. Meaning in the Visual Arts. Papers in and on Art History. Garden City; N. Y. : Doubleday & Co., 1957.

5. Eco, Umberto. La struttura assente. Milano: Bompiani, 1980.

6. Khemintser, Ivan. Sochineniia i pis’ma Khemnitsera po podlinnym ego rukopisiam, s biograficheskoiu stat’eiu i primechaniiami Ia. Grota. St. Petersburg: 2-e otdelenie Akademii nauk, 1873. (In Russian)

7. Munhall, Edgar, selection and cat. Jean-Baptiste Greuze. 1725–1805. An exhibition organized by the Wadsworth Atheneum, Hartford, 01.12.1976–23.01.1977. Hartford: Wadsworth Atheneum, 1976.

8. Danilevskii, Rostislav. “Zametki o temakh zapadnoevropeiskoi zhivopisi v russkoi literature”. In Russkaia literatura i zarubezhnoe iskusstvo, edited by Mikhail Alekseev and Rostislav Danilevskii, 268–98. Leningrad: Nauka. Leningradskoe otd-nie, 1986. (In Russian)

9. Novosel’skaia, Irina. “Zhan-Batist Grez i ego nasledie v Rossii”. DA diss., Institut zhivopisi skul’ptury i arkhitektury im. I. E. Repina, 1991. (In Russian)

10. Novosel’skaia, Irina. “Grez i Rossiia”. In Gosudarstvennyi Ermitazh. Rossiia — Frantsiia. Vek Prosveshcheniia, edited by Galina Komelova and Irina Novosel’skaia, 61–7. St. Petersburg: Gos. Ermitazh, 1992. (In Russian)

11. Benua, Aleksandr. “Sobranie risunkov S. P. Iaremicha”. Starye gody, November (1913): 3–27. (In Russian)

12. Barker, Emma. Greuze and the Painting of Sentiment. Cambridge: Cambridge University Press, 2005.

13. Averintsev, Sergei. Ritorika i istoki evropeiskoi literaturnoi traditsii. Moscow: Shkola “Iazyki russkoi kul’tury”, 1996. (In Russian)

14. Quintilien. Institution oratoire. 7 volumes. Texte établi et traduit par Jean Cousin. Paris: Les Belles Lettres, 1976, vol. 3.

15. Quintilien. Institution oratoire. 7 volumes. Texte établi et traduit par Jean Cousin. Paris: Les Belles Lettres, 1977, vol. 4.

16. Quintilien. Institution oratoire. 7 volumes. Texte établi et traduit par Jean Cousin. Paris: Les Belles Lettres, 1978, vol. 5.

17. Averintsev, Sergei, transl. “Aristotel’. Ritorika. Kniga III”. In Averintsev, Sergei. Ritorika i istoki evropeiskoi literaturnoi traditsii, 367–432. Moscow: Shkola “Iazyki russkoi kul’tury”, 1996. (In Russian)

18. Aristote. Rhétorique. 3 volumes. Texte établi et traduit par Médéric Dufour et André Wartelle, annoté par André Wartelle. Paris: Les Belles Lettres, 1989, vol. 3.

19. Platonova, Nadezhda, transl. Aristotel’. Ritorika. In Antichnye ritoriki, edited by Aza Takho-Godi, 15–164. Moscow: Izd-vo MGU, 1978. (In Russian)

20. Aristote. Rhétorique. 3 volumes. Texte établi et traduit par Médéric Dufour. Paris: Les Belles Lettres, 1991, vol. 2.

21. Sechin, Aleksandr. “Tri sintagmy ikonicheskoi ritoriki na osnove paradigmy kontrasta” [Three syntagms of iconic rhetoric on the basis of contrast paradigm]. Vestnik Akademii Russkogo baleta im. A. Ia. Vaganovoi [Bulletin of Vaganova Ballet Academy], no. 3/44 (2016): 200–9. (In Russian)

22. Valori, Caroline de, “Notice sur Greuze et sur ouvrages par Madame Valori”. Revue Universelle des Arts, vol. 11 (1860): 248–61, 362–86.

23. Matskevich, David. “Grez”. In Matskevich, David. Zhivopis’ vo Frantsii, 73–112. St. Petersburg: Tip. Nikolaia Tiblena i komp., 1860. (In Russian)

24. Laveissière, Sylvain. Prud’hon ou rêve du bonheur. Exposition (1997–1998; Paris, New York). [Catalogue]: Galeries nationales du Grand Palais, Paris, 23.09.1997–12.01.1998; The Metropolitan Museum of Art, New York, 02.03–07.06.1998. Paris: Réunion des Musées Nationaux, 1997.

25. Pilon, Edmond. Constance Mayer (1775–1821). Paris: André Delpeuch, 1927.

26. Brookner, Anita. Greuze. The Rise and Fall of an Eighteenth-century Phenomenon. London: Paul Elek, 1972.

27. Hautecoeur, Louis. Greuze. Paris: Librairie Félix Alcan, 1913.

28. Novosel’skaia, Irina. “Zhan Batist Grez v otsenkakh sovremennikov”. In Zapadnoevropeiskoe iskusstvo XVIII veka: Publikatsii i issledovaniia, edited by Tat’iana Ilatovskaia, 3–11. Leningrad: Iskusstvo, 1987. (In Russian)

29. Diderot, Denis. Salon de 1765. Édition critique et annotée par Else Marie Bukdahl. Paris: Hermann, 1984.

30. M. B. [Boutard, Jean Baptiste baron]. “Beaux-Arts. Salon de l’an XII. No. XI (MM. Hue et Greuze)”. Journal des débats et des décrets, Janvier 05, 1805.

31. Sulimova, Anna. “Zhanrovaia zhivopis’ Zhana-Batista Greza (master glazami svoei epokhi)”. PhD diss. Rossiiskaia akademiia khudozhestv, 2009. (In Russian)

32. Diderot, Denis. Essais sur la peinture. Salons de 1759, 1761, 1763. Édition par Gita May et Jacques Chouillet. Paris: Hermann, 1984.

33. Goncourt, Edmond de, et Jules de Goncourt. “Greuze”. Dans le Goncourt, Edmond de, et Jules de Goncourt. L’Art du dix-huitième siècle, 289–360, 3 volumes, 3e éd. Paris: A. Quantin, imprimeur-éditeur, 1880, vol. 1.

34. Aristote. Rhétorique. 3 volumes. Texte établi et traduit par Médéric Dufour. Paris: Les Belles Lettres, 1991, vol. 1.

35. Sechin, Aleksandr. “Cuirasse esthétique v terminakh i poniatiiakh ‘Ritoriki’ Aristotelia” [Cuirasse Esthétique in Terms and Concepts of Aristotle’s Rhetoric]. In Aktual’nye problemy teorii i istorii iskusstva [Actual problems of theory and history of art.], edited by Anna Zakharova, Svetlana Mal’tseva and Ekaterina Staniukovich-Denisova, 101–9. St. Petersburg: NP-PRINT, 2016, iss. 6 (In Russian)

36. Ingamells, John. Wallace Collection Catalogues of Pictures III: French before 1815. London: The Trustees of the Wallace Collection, 1985.

37. Sechin, Aleksandr. “Fiziognomika kak sobranie referentsial’nykh metafor i ikh rol’ v izobrazitel’nom iskusstve”. In Logicheskii analiz iazyka. Chelovek v inter’ere. Vnutrenniaia i vneshniaia zhizn’ cheloveka v iazyke, edited by Nina Arutiunova, 312–24. Moscow: Izdatel’skii dom IaSK, 2017. (In Russian)

38. Kustodieva, Tat’iana. Proizvedeniia Leonardo da Vinchi i ego shkoly v sobranii Ermitazha [Works by Leonardo da Vinci and his school in the collection of the Hermitage]. St. Petersburg: Chistyi list, 2016. (In Russian)

39. Pedrocco, Filippo. Tiziano: il catalogo completo dei dipinti. Milano: Rizzoli, 2000.

40. Gogol’, Nikolai. “Portret”. In Gogol’, Nikolai. Polnoe sobranie sochinenii, edited by Vasilii Komarovich, 77–137, 14 volumes, Moscow: Akademiia Nauk SSSR, 1938, vol. 3. (In Russian)

41. Markov, Evgenii. “Turgenev”. Golos, December, 1876. (In Russian)

42. Turgenev, Ivan. Polnoe sobranie sochinenii i pisem, compiled by Anatolii Alekseev et al. 28 volumes. Moscow; Leningrad: Nauka, 1966, vol. 12, bk. 1. (In Russian)

43. Elkins, James. Pictures and Tears: A History of People Who Have Cried in Front of Paintings. New York; London: Routledge, 2005.

Загрузки

Опубликован

08.06.2018

Как цитировать

Сечин, А. Г. (2018). «Риторика послушания» Жана-Батиста Грёза в контексте русско-французских художественных связей. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 8(2), 273–299. https://doi.org/10.21638/11701/spbu15.2018.207

Выпуск

Раздел

Изобразительное искусство

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)