Классическая риторика в картине Александра Иванова «Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице виночерпию и хлебодару»
Аннотация
В статье изложен новый взгляд на картину А. А. Иванова «Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице виночерпию и хлебодару» (1827) из собрания Русского музея, за которую он получил большую золотую медаль Императорской академии художеств. Отталкиваясь от работ своих предшественников, прежде всего — М. М. Алленова, который ближе всех подошел к истолкованию этого произведения в русле античной риторической традиции, правда, не догадываясь об этом, автор статьи видит в основе внутренней формы произведения принцип риторического силлогизма с антисимметричной диспозицией противоположительного периода речи (согласно «Риторике» Аристотеля). К поискам истоков классической риторики в творчестве А. А. Иванова привлечен биографический подход: отмеченное Н. Н. Пуниным психологическое влияние на сына отца-художника — А. И. Иванова, воспитанного в Академии художеств в традициях риторического типа мышления. Импульсом к риторическому прочтению картины А. А. Иванова послужили размышления С. С. Аверинцева о характере античной риторической культуры и ее долгой жизни в веках.
Ключевые слова:
А. А. Иванов, А. И. Иванов, «Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице виночерпию и хлебодару», Императорская академия художеств, классическая риторика, риторический силлогизм, диспозиция, антисимметрия
Скачивания
Библиографические ссылки
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.