Истоки и смысл термина «пристойность» в сочинениях князя Д. А. Голицына об изобразительных искусствах
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu15.2022.407Аннотация
Рассматривается один из наиболее важных терминов нормативной эстетики и искусства — «пристойность», который занимает видное место в сочинениях князя Дмитрия Алексеевича Голицына (1734–1803), посвященных вопросам архитектуры и изобразительных искусств. Детальное исследование истоков «пристойности» и смысла этого понятия приводит к выделению трех этапов в его развитии, последовательно рассмотренных с привлечением как текстов источников, так и трудов современных ученых. Первым этапом явился расцвет классического древнегреческого искусства, которому соответствует концепт τὸ πρέπον, сформировавшийся в сознании и риторической культуре Афин. В отношении изобразительных искусств его значение трудно переоценить, так как «пристойность» не мыслилась без адекватного и бросающегося в глаза внешнего выражения типических образов, включая их социальное положение и этическое содержание. Под ее влиянием в Древней Греции рождается система канонов европейского искусства. Второй этап связан с эпохой Ренессанса, когда возникает идея convenevolezza. Она была ориентирована на Античность и соответствующую иконографическую традицию и поэтому имела явно выраженный ретроспективный характер. Наконец, классицизм эпохи Просвещения, или неоклассицизм, время жизни и деятельности Д. А. Голицына, подхватывает эстафету нормы в искусстве и допущенных самой натурой отклонений от нее. Интерпретация «пристойности» Голицыным в его трактатах и ее верное понимание историками искусства важны, поскольку эти сочинения легли в основу отечественной доктрины нормативного, прежде всего академического, искусства. «Пристойность» в понимании древних греков, итальянцев эпохи Ренессанса и просветителей XVIII в. не растворилась окончательно в произведениях великих и заурядных мастеров тех далеких времен. Она неизменно возрождается, когда заходит речь о визуализации традиций, приличий и различных норм внутри художественной культуры, о служении художника образцу, канону.
Ключевые слова:
Дмитрий Алексеевич Голицын, пристойность, convenevolezza, τὸ πρέπον, визуализация, канон, античное искусство, Ренессанс, неоклассицизм, Строгий юноша
Скачивания
Библиографические ссылки
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.