Риторические фигуры созерцания в классическом и академическом изобразительном искусстве

Авторы

  • Александр Георгиевич Сечин Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена https://orcid.org/0000-0002-2690-3123

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu15.2019.207

Аннотация

Статья является своего рода зеркальным отражением опубликованной ранее автором работы, посвященной иконографическому мотиву Venus pudica. Подобно Венере целомудренной, образ спящего сатира знаменитой статуи «Фавна Барберини» стал в Новое время фигурой визуальной риторики со сходным значением созерцания человеческого тела, но на этот раз — мужского. Француз Никола Пуссен и итальянец Джованни Баттиста Питтони использовали в своем творчестве узнаваемую иконическую форму, способную выразить сложный комплекс значений, часто противоположных. Войдя в арсенал академического искусства, она нашла применение в создании художественных образов русскими живописцами XVIII — первой половины XIX в.: Антона Лосенко, Андрея Иванова и его гениального сына Александра. На первый взгляд статья только продолжает на новом материале череду исследований, рассказывающих о путешествии изобретенных в Античности визуальных паттернов в искусстве Нового времени, начатых еще Аби Варбургом (1866–1929). Но, в отличие от иконологических штудий, лишь констатирующих подобные заимствования, автор исследует свои визуальные метафоры с точки зрения их внутренней формы, которая способна в течение долгого времени удерживать и передавать от художника художнику важные сообщения плана содержания. Он убежден, что риторика от Античности до начала XIX столетия (в России — до середины XIX в.), а в академическом искусстве и позже занимала лидирующие позиции как в воспитании художественного сознания мастеров изобразительного искусства, так и, прямо или косвенно, в руководстве их практической деятельностью, по сути, играя роль теории искусства, которая начала формироваться как самостоятельная дисциплина на рубеже XIX–XX вв.

Ключевые слова:

визуальная риторика, визуальная метафора, риторические фигуры созерцания, «Фавн Барберини», Никола Пуссен, Джованни Баттиста Питтони, Шарль Лебрен, Антон Лосенко, Андрей Иванов, Александр Иванов

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Биография автора

Александр Георгиевич Сечин, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

кандидат искусствоведения, доцент кафедры художественного образования и декоративного искусства

Библиографические ссылки

Литература

1. Haskell, Francis, and Nicolas Penny. Taste and the Antique: The Lure of Classical Sculpture, 1500–1900. 4th ed. New Haven; London: Yale University Press, 1994.

2. Сечин, Александр. “Иконографический тип Venus Pudica как пластическая метафора женственности в древнем и новом искусстве”. В сб. Рос. акад. художеств, Гос. ин-т искусствознания МК РФ, Гос. музей изобразит. искусств им. А. С. Пушкина. Искусство скульптуры в XX–XXI веках: мастера, тенденции, проблемы, ред. Михаил Бусев, 452–63. М.: БуксМАрт, 2017.

3. Stewart, Andrew. Art, Desire, and the Body in Ancient Greece. Cambridge; New York: Cambridge University Press, 1996.

4. Stewart, Andrew. “A Tale of Seven Nudes: The Capitoline and Medici Aphrodites, Four Nymphs at Elean Herakleia, and an Aphrodite at Megalopolis”. Antichthon, no. 44 (2010): 12–32.

5. Spivey, Nigel. Greek Sculpture. Cambridge: Cambridge University Press, 2013.

6. Neer, Richard. The Emergence of the Classical Style in Greek Sculpture. Chicago; London: Chicago University Press, 2010.

7. Salomon, Nanette. “The Venus Pudica: Uncovering Art History’s ‘Hidden Agendas’ and Pernicious Pedigrees”. In Generations and Geographies in the Visual Arts: Feminist Readings, edited by Griselda Pollock, 69–87. London [u. a.]: Routledge, 1996.

8. Бергер, Джон. Искусство видеть. Пер. Евгения Шрага. СПб.: Клаудберри, 2012.

9. Апулей. “Метаморфозы” и др. сочинения. Пер. Михаил Кузмин, сост. и науч. подгот. текста Михаил Гаспаров. М.: Художественная литература, 1988.

10. Сечин, Александр. “Фавн Барберини. Грани понимания образа ‘простодушной натуры’”. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 15. Искусствоведение 1, no. 4 (2011): 115–25.

11. Kunze, Christian. “Die Konstruktion einer realen Begegnung: zur Statue des Barberinischen Fauns in München”. In Neue Forschungen zur hellenistischen Plastik. Kolloquium zum 70. Geburtstag von Georg Daltrop, Hrsg. Gerhard Zimmer, 9–47. Eichstätt: Kastner, 2004.

12. Sorabella, Jean. “A Satyr for Midas: the Barberini Faun and Hellenistic Royal Patronage”. Classical Antiquity 26, no. 2 (2007): 219–48.

13. Newby, Zahra. Greek Myths in Roman Art and Culture: Imagery, Values and Identity in Italy, 50 BC — AD 250. Cambridge: Cambridge University Press, 2016.

14. Hemingway, Seán, and Richard Stone. “The New York Sleeping Eros: A Hellenistic Statue and Its Ancient Restoration”. Techné, no. 45 (2017): 47–63.

15. Smith, Roland R. R. Hellenistic Sculpture. London: Thames & Hudson, 1991.

16. Wunsche, Raimund. Glyptothek Munchen. Meisterwerke griechischer und romischen Skulptur. Munchen: C. H. Beck, 2005.

17. Jouanny, Ch., ed. Correspondence de Nicolas Poussin. Paris: J. Schemit, 1911.

18. Blunt, Anthony. “Baroque and Antiquity: Introduction”, In Studies in Western Art, edited by Millard Meiss, 3–11. Princeton: Princeton University Press, 1963, vol. III: Latin American Art, and the Baroque Period in Europe.

19. Blunt, Anthony. Nicolas Poussin. 2 vols. New York: Pantheon Books, 1967.

20. Blunt, Anthony. “Poussin’s notes on painting”. Journal of the Warburg Institute 1, no. 4 (1938): 344–51.

21. Careri, Giovanni. “Le retour du geste antique: amour et honneur a la fin de la Renaissance”. In Musee Louvre service culturel, and Istituo italiano di cultura. La Jerusalem delivree du Tasse. Poesie, peinture, musique, ballet, edited by Giovanni Careri, 41–65. Paris: Klincksieck, 1999.

22. Tuillier, Jacques. Nicolas Poussin. 2 vols. Paris: Faton, 2015.

23. Lee, Rensselaer. “Ut Pictura Poesis: The Humanistic Theory of Painting”. The Art Bulletin 22, no. 4 (1940): 197–269.

24. Bober, Phyllis, and Ruth Rubinstein. Renaissance Artists and Antique Sculpture: A Handbook of Sources. 2nd ed. London: Harvey Miller Publishers, 2010.

25. Unglaub, Jonathan. Poussin and the Poetics of Painting: Pictorial Narrative and the Legacy of Tasso. New York; Cambridge: Cambridge University Press, 2006.

26. Даниэль, Сергей. Статьи разных лет. СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2013.

27. Careri, Giovanni. Gestes d’amour et de guerre. Paris: Editions de l’Ecole des hautes etudes en sciences sociales, 2005.

28. Wollheim, Richard. Painting as an Art: The A. W. Mellon Lectures in the Fine Arts 1984: Bollingen series XXXV*33. Princeton: Princeton University Press, 1987.

29. Gombrich, Ernst H. “The Style all’Antica: Imitation and Assimilation”. In Studies in Western Art, edited by Millard Meiss, 31–41. Princeton: Princeton University Press, 1963, vol. 2: The Renaissance and Mannerism.

30. Аристотель. “Риторика”. Пер. Надежда Платонова. В кн. Античные риторики, ред. Аза Тахо-Годи, 15–164. М.: Изд-во Московского университета, 1978.

31. Dodero, Eloisa. “Rubens e il dialogo con l’antico”. In Rubens e la nascita del Barocco: Сatalogo della mostra (Milano, Palazzo Reale, 26 ottobre 2016 — 26 febbraio 2017), a cura di Anna Lo Bianco, 71–83. Milano: Marsilio, 2016.

32. Яремич, Степан. “Картины второстепенных итальянских мастеров XVIII века”. Старые годы, июль — сентябрь (1916): 42–8.

33. Фомичева, Тамара. Венецианская живопись XIV–XVIII века: каталог коллекции. Л.: Искусство, 1992.

34. Каганович, Абрам. Антон Лосенко и русское искусство середины XVIII столетия. М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1963.

35. Моисеева, Светлана. “…К лучшим успехам и славе Академии”: Живописные классы Санкт-Петербургской Академии художеств в XVIII — первой половине XIX века. СПб.: Дмитрий Буланин, 2014.

36. Mannlich, Johann Christian, von. Ein deutscher Maler und Hofmann: Lebenserinnerungen des Joh. Christian v. Mannlich, 1741–1822. Ubersetzer und Herausgeber Eugen Stolbreither. Berlin: Ernst Siegfried Mittler und Sohn, 1910.

37. Пушкин, Александр. Полное собрание сочинений. Ред. Николай Скатов. 20 томов. СПб.: Наука, 2009, т. 7.

38. Montagu, Jennifer. The Expression of the Passions: The Origin and Influence of Charles Le Brun’s Conference sur l’expression generale et particuliere. New Haven; London: Yale University Press, 1994.

39. Le Brun, Charles. L’Expression des passions et autres conferences. Editeur Benoit Heilbrunn. Paris: Pocket, 2018.

40. Bryson, Norman. Word and Image: French Painting of the Ancien Regime. Cambridge; New York: Cambridge University Press, 1981.

41. Государственный Русский музей. Живопись: XVIII век: Каталог. Ред. тома Григорий Голдовский. 15 томов. СПб.: Palace Editions, 1998, т. 1.

42. Stewart, Andrew. Greek Sculpture: An Exploration. 2 vols. New Haven; London: Yale University Press, 1990, vol. 1.

43. Сечин, Александр. “Классическая риторика в картине Александра Иванова ‘Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице виночерпию и хлебодару’”. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 15. Искусствоведение 4, no. 3 (2014): 121–37.

44. Государственная Третьяковская галерея. Живопись первой половины XIX века. Сост. Ольга Алленова, ред. Яков Брук. М.: СканРус, 2005.

45. Коровкевич, Софья. Андрей Иванович Иванов: 1775–1848. М.: Искусство, 1972.

46. Иванов, Андрей. “Картина. Иванов А. И. Похищение Ганимеда. Начало XIX века”. Муромский историко-художественный музей: Коллекции-online. Дата обращения декабрь 01, 2018. http://kamis.museum-murom.ru/items?info=654&sa-fund=30.

47. Преснов, Григорий. “Античные реминисценции в новом русском искусстве (Материалы для истории русского классицизма по памятникам Русского музея)”. В кн. Русский музей. Материалы по русскому искусству, 221–33. Л.: Academia, 1928, вып. 1.

48. Государственный Русский музей. Живопись: Первая половина XIX века: Каталог. Ред. тома Григорий Голдовский. 15 томов. СПб.: Palace Editions, 2002, т. 2.

49. Толбин, Василий. “О картине г. Иванова”. Сын отечества, no. 25 (1858): 710–3.

50. Боткин, Михаил, изд. Александр Андреевич Иванов: Его жизнь и переписка: 1806–1858 гг. СПб.: Тип. М. М. Стасюлевича, 1880.

51. Алленов, Михаил. Русское искусство XVIII — начала XX века. 2-е изд. М.: Белый город, 2008.

52. Алленов, Михаил. “А. Иванов. ‘На берегу Неаполитанского залива’. (Картина природы и картина мира)”. В сб. Проблемы изобразительного искусства XIX столетия, ред. Нина Калитина и Иван Чечот, 36–56. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1990.


References

1. Haskell, Francis, and Nicolas Penny. Taste and the Antique: The Lure of Classical Sculpture, 1500–1900. 4th ed. New Haven; London: Yale University Press, 1994.

2. Sechin, Aleksandr. “Ikonograficheskii tip Venus Pudica kak plasticheskaia metafora zhenstvennosti v drevnem i novom iskusstve”. In Ros. akad. khudozhestv, Gos. in-t iskusstvoznaniia MK RF, Gos. muzei izobrazit. iskusstv im. A. S. Pushkina. Iskusstvo skul’ptury v XX–XXI vekakh: mastera, tendentsii, problemy, edited by Mikhail Busev, 452–63. Moscow: BuksMArt, 2017. (In Russian)

3. Stewart, Andrew. Art, Desire, and the Body in Ancient Greece. Cambridge; New York: Cambridge University Press, 1996.

4. Stewart, Andrew. “A Tale of Seven Nudes: The Capitoline and Medici Aphrodites, Four Nymphs at Elean Herakleia, and an Aphrodite at Megalopolis”. Antichthon, no. 44 (2010): 12–32.

5. Spivey, Nigel. Greek Sculpture. Cambridge: Cambridge University Press, 2013.

6. Neer, Richard. The Emergence of the Classical Style in Greek Sculpture. Chicago; London: Chicago University Press, 2010.

7. Salomon, Nanette. “The Venus Pudica: Uncovering Art History’s ‘Hidden Agendas’ and Pernicious Pedigrees”. In Generations and Geographies in the Visual Arts: Feminist Readings, edited by Griselda Pollock, 69–87. London [u. a.]: Routledge, 1996.

8. Berger, John. Ways of seeing: Based on the BBC Television Series with John Berger. London: Penguin Books, 1972. (Russ. ed.: Berger, Dzhon. Iskusstvo videt’. Translated by Evgeniia Shraga. St. Petersburg: Klaudberri, 2012).

9. Apulei. “Metamorfozy” i dr. sochineniia. Translated by Mikhail Kuzmin, compilled and prepared by Mikhail Gasparov. Moscow: Khudozhestvennaia literatura, 1988.

10. Sechin, Aleksandr. “Favn Barberini. Grani ponimaniia obraza ‘prostodushnoi natury’” [“Barberini Faun. Understanding the image of ‘ingenuous nature’”]. Vestnik of Saint Petersburg University. Series 15. Arts 1, no. 4 (2011): 115–25. (In Russian)

11. Kunze, Christian. “Die Konstruktion einer realen Begegnung: zur Statue des Barberinischen Fauns in München”. In Neue Forschungen zur hellenistischen Plastik. Kolloquium zum 70. Geburtstag von Georg Daltrop, Hrsg. Gerhard Zimmer, 9–47. Eichstätt: Kastner, 2004.

12. Sorabella, Jean. “A Satyr for Midas: the Barberini Faun and Hellenistic Royal Patronage”. Classical Antiquity 26, no. 2 (2007): 219–48.

13. Newby, Zahra. Greek Myths in Roman Art and Culture: Imagery, Values and Identity in Italy, 50 BC — AD 250. Cambridge: Cambridge University Press, 2016.

14. Hemingway, Seán, and Richard Stone. “The New York Sleeping Eros: A Hellenistic Statue and Its Ancient Restoration”. Techné, no. 45 (2017): 47–63.

15. Smith, Roland R. R. Hellenistic Sculpture. London: Thames & Hudson, 1991.

16. Wünsche, Raimund. Glyptothek München. Meisterwerke griechischer und römischen Skulptur. München: C. H. Beck, 2005.

17. Jouanny, Ch., ed. Correspondence de Nicolas Poussin. Paris: J. Schemit, 1911.

18. Blunt, Anthony. “Baroque and Antiquity: Introduction”, In Studies in Western Art, edited by Millard Meiss, 3–11. Princeton: Princeton University Press, 1963, vol. III: Latin American Art, and the Baroque Period in Europe.

19. Blunt, Anthony. Nicolas Poussin. 2 vols. New York: Pantheon Books, 1967.

20. Blunt, Anthony. “Poussin’s notes on painting”. Journal of the Warburg Institute 1, no. 4 (1938): 344–51.

21. Careri, Giovanni. “Le retour du geste antique: amour et honneur à la fin de la Renaissance”. In Musée Louvre service culturel, and Istituo italiano di cultura. La Jérusalem délivrée du Tasse. Poésie, peinture, musique, ballet, edited by Giovanni Careri, 41–65. Paris: Klincksieck, 1999.

22. Tuillier, Jacques. Nicolas Poussin. 2 vols. Paris: Faton, 2015.

23. Lee, Rensselaer. “Ut Pictura Poesis: The Humanistic Theory of Painting”. The Art Bulletin 22, no. 4 (1940): 197–269.

24. Bober, Phyllis, and Ruth Rubinstein. Renaissance Artists and Antique Sculpture: A Handbook of Sources. 2nd ed. London: Harvey Miller Publishers, 2010.

25. Unglaub, Jonathan. Poussin and the Poetics of Painting: Pictorial Narrative and the Legacy of Tasso. New York; Cambridge: Cambridge University Press, 2006.

26. Daniel’, Sergei. Stat’i raznykh let. St. Petersburg: Izd-vo Evropeiskogo universiteta v Sankt-Peterburge, 2013. (In Russian)

27. Careri, Giovanni. Gestes d’amour et de guerre. Paris: Éditions de l’École des hautes études en sciences sociales, 2005.

28. Wollheim, Richard. Painting as an Art: The A. W. Mellon Lectures in the Fine Arts 1984: Bollingen series XXXV*33. Princeton: Princeton University Press, 1987.

29. Gombrich, Ernst H. “The Style all’Antica: Imitation and Assimilation”. In Studies in Western Art, edited by Millard Meiss, 31–41. Princeton: Princeton University Press, 1963, vol. 2: The Renaissance and Mannerism.

30. Aristotel’. “Ritorika”. Translated by Nadezhda Platonova. In Antichnye ritoriki, edited by Aza Takho-Godi, 15–164. Moscow: Izd-vo Moskovskogo universiteta, 1978. (In Russian)

31. Dodero, Eloisa. “Rubens e il dialogo con l’antico”. In Rubens e la nascita del Barocco: Сatalogo della mostra (Milano, Palazzo Reale, 26 ottobre 2016 — 26 febbraio 2017), a cura di Anna Lo Bianco, 71–83. Milano: Marsilio, 2016.

32. Iaremich, Stepan. “Kartiny vtorostepennykh ital’ianskikh masterov XVIII veka”. Starye gody, July — September (1916): 42–8. (In Russian)

33. Fomicheva, Tamara. Venetsianskaia zhivopis‘ XIV–XVIII veka: katalog kollektsii. Leningrad: Iskusstvo, 1992. (In Russian)

34. Kaganovich, Abram. Anton Losenko i russkoe iskusstvo serediny XVIII stoletiia. Moscow: Izd-vo Akademii khudozhestv SSSR, 1963. (In Russian)

35. Moiseeva, Svetlana. “…K luchshim uspekham i slave Akademii”: Zhivopisnye klassy Sankt-Peterburgskoi Akademii khudozhestv v XVIII — pervoi polovine XIX veka. St. Petersburg: Dmitrii Bulanin, 2014. (In Russian)

36. Mannlich, Johann Christian, von. Ein deutscher Maler und Hofmann: Lebenserinnerungen des Joh. Christian v. Mannlich, 1741–1822. Übersetzer und Herausgeber Eugen Stolbreither. Berlin: Ernst Siegfried Mittler und Sohn, 1910.

37. Pushkin, Aleksandr. Polnoe sobranie sochinenii. Edited by Nikolai Skatov. 20 vols. St. Petersburg: Nauka, 2009, vol. 7. (In Russian)

38. Montagu, Jennifer. The Expression of the Passions: The Origin and Influence of Charles Le Brun’s Conférence sur l’expression générale et particulière. New Haven; London: Yale University Press, 1994.

39. Le Brun, Charles. L’Expression des passions et autres conférences. Éditeur Benoît Heilbrunn. Paris: Pocket, 2018.

40. Bryson, Norman. Word and Image: French Painting of the Ancien Régime. Cambridge; New York: Cambridge University Press, 1981.

41. Gosudarstvennyi Russkii muzei. Zhivopis’: XVIII vek: Katalog. Edited by Grigorii Goldovskii. 15 vols. St. Petersburg: Palace Editions, 1998, vol. 1. (In Russian)

42. Stewart, Andrew. Greek Sculpture: An Exploration. 2 vols. New Haven; London: Yale University Press, 1990, vol. 1.

43. Sechin, Aleksandr. “Klassicheskaia ritorika v kartine Aleksandra Ivanova ‘Iosif, tolkuiushchii sny zakliuchennym s nim v temnitse vinocherpiiu i khlebodaru’” [“Classical rhetoric in Alexander Ivanov’s painting ‘Joseph interpreting the dreams of the cup-bearer and the baker’”]. Vestnik of Saint Petersburg University. Series 15, Arts 4, no. 3 (2014): 121–37. (In Russian)

44. Gosudarstvennaia Tret’iakovskaia galereia. Zhivopis’ pervoi poloviny XIX veka: [Painting of the First Hale of the 19th Century]. Compilled by Ol’ga Allenova, edited by Iakov Bruk. Moscow: SkanRus, 2005. (In Russian)

45. Korovkevich, Sof ’ia. Andrei Ivanovich Ivanov: 1775–1848. Moscow: Iskusstvo, 1972. (In Russian)

46. Ivanov, Andrei. “Kartina. Ivanov A. I. Pokhishchenie Ganimeda. Nachalo XIX veka”. Muromskii istoriko-khudozhestvennyi muzei: Kollektsii-online [Murom History and Art Museum: Collection-Online]. Accessed December 01, 2018. http://kamis.museum-murom.ru/items?info=654&sa-fund=30. (In Russian)

47. Presnov, Grigorii. “Antichnye reministsentsii v novom russkom iskusstve (Materialy dlia istorii russkogo klassitsizma po pamiatnikam Russkogo muzeia)”. In Russkii muzei. Khudozhestvennyi otdel. Materialy po russkomu iskusstvu, 221–33. Leningrad: Academia, 1928, iss. 1. (In Russian)

48. Gosudarstvennyi Russkii muzei. Zhivopis’: Pervaia polovina XIX veka: Katalog [Painting. First Part of the 19th Century]. Edited by Grigorii Goldovskii. 15 vols. St. Petersburg: Palace Editions, 2002, vol. 2. (In Russian)

49. Tolbin, Vasilii. “O kartine g. Ivanova”. Syn otechestva, no. 25 (1858): 710–3. (In Russian)

50. Botkin, Mikhail, publ. Aleksandr Andreevich Ivanov: Ego zhizn’ i perepiska: 1806–1858 gg. St. Petersburg: Tip. M. M. Stasiulevicha, 1880. (In Russian)

51. Allenov, Mikhail. Russkoe iskusstvo XVIII — nachala XX veka. 2nd ed. Moscow: Belyi gorod, 2008. (In Russian)

52. Allenov, Mikhail. “A. Ivanov. ‘Na beregu Neapolitanskogo zaliva’. (Kartina prirody i kartina mira)”. In Problemy izobrazitel’nogo iskusstva XIX stoletiia, edited by Nina Kalitina and Ivan Chechot, 36–56. Leningrad: Izd-vo Leningradskogo universiteta, 1990. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

30.05.2019

Как цитировать

Сечин, А. Г. (2019). Риторические фигуры созерцания в классическом и академическом изобразительном искусстве. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 9(2), 346–370. https://doi.org/10.21638/spbu15.2019.207

Выпуск

Раздел

Изобразительное искусство

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)