Риторические фигуры созерцания в классическом и академическом изобразительном искусстве

Авторы

  • Александр Георгиевич Сечин Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена https://orcid.org/0000-0002-2690-3123

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu15.2019.207

Аннотация

Статья является своего рода зеркальным отражением опубликованной ранее автором работы, посвященной иконографическому мотиву Venus pudica. Подобно Венере целомудренной, образ спящего сатира знаменитой статуи «Фавна Барберини» стал в Новое время фигурой визуальной риторики со сходным значением созерцания человеческого тела, но на этот раз — мужского. Француз Никола Пуссен и итальянец Джованни Баттиста Питтони использовали в своем творчестве узнаваемую иконическую форму, способную выразить сложный комплекс значений, часто противоположных. Войдя в арсенал академического искусства, она нашла применение в создании художественных образов русскими живописцами XVIII — первой половины XIX в.: Антона Лосенко, Андрея Иванова и его гениального сына Александра. На первый взгляд статья только продолжает на новом материале череду исследований, рассказывающих о путешествии изобретенных в Античности визуальных паттернов в искусстве Нового времени, начатых еще Аби Варбургом (1866–1929). Но, в отличие от иконологических штудий, лишь констатирующих подобные заимствования, автор исследует свои визуальные метафоры с точки зрения их внутренней формы, которая способна в течение долгого времени удерживать и передавать от художника художнику важные сообщения плана содержания. Он убежден, что риторика от Античности до начала XIX столетия (в России — до середины XIX в.), а в академическом искусстве и позже занимала лидирующие позиции как в воспитании художественного сознания мастеров изобразительного искусства, так и, прямо или косвенно, в руководстве их практической деятельностью, по сути, играя роль теории искусства, которая начала формироваться как самостоятельная дисциплина на рубеже XIX–XX вв.

Ключевые слова:

визуальная риторика, визуальная метафора, риторические фигуры созерцания, «Фавн Барберини», Никола Пуссен, Джованни Баттиста Питтони, Шарль Лебрен, Антон Лосенко, Андрей Иванов, Александр Иванов

Скачивания

  • Captures
  • Mendeley - Readers: 1
  • Social Media
  • Facebook - Shares, Likes & Comments: 240
 

Биография автора

Александр Георгиевич Сечин, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

кандидат искусствоведения, доцент кафедры художественного образования и декоративного искусства

Библиографические ссылки

Литература

1. Haskell, Francis, and Nicolas Penny. Taste and the Antique: The Lure of Classical Sculpture, 1500–1900. 4th ed. New Haven; London: Yale University Press, 1994.

2. Сечин, Александр. “Иконографический тип Venus Pudica как пластическая метафора женственности в древнем и новом искусстве”. В сб. Рос. акад. художеств, Гос. ин-т искусствознания МК РФ, Гос. музей изобразит. искусств им. А. С. Пушкина. Искусство скульптуры в XX–XXI веках: мастера, тенденции, проблемы, ред. Михаил Бусев, 452–63. М.: БуксМАрт, 2017.

3. Stewart, Andrew. Art, Desire, and the Body in Ancient Greece. Cambridge; New York: Cambridge University Press, 1996.

4. Stewart, Andrew. “A Tale of Seven Nudes: The Capitoline and Medici Aphrodites, Four Nymphs at Elean Herakleia, and an Aphrodite at Megalopolis”. Antichthon, no. 44 (2010): 12–32.

5. Spivey, Nigel. Greek Sculpture. Cambridge: Cambridge University Press, 2013.

6. Neer, Richard. The Emergence of the Classical Style in Greek Sculpture. Chicago; London: Chicago University Press, 2010.

7. Salomon, Nanette. “The Venus Pudica: Uncovering Art History’s ‘Hidden Agendas’ and Pernicious Pedigrees”. In Generations and Geographies in the Visual Arts: Feminist Readings, edited by Griselda Pollock, 69–87. London [u. a.]: Routledge, 1996.

8. Бергер, Джон. Искусство видеть. Пер. Евгения Шрага. СПб.: Клаудберри, 2012.

9. Апулей. “Метаморфозы” и др. сочинения. Пер. Михаил Кузмин, сост. и науч. подгот. текста Михаил Гаспаров. М.: Художественная литература, 1988.

10. Сечин, Александр. “Фавн Барберини. Грани понимания образа ‘простодушной натуры’”. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 15. Искусствоведение 1, no. 4 (2011): 115–25.

11. Kunze, Christian. “Die Konstruktion einer realen Begegnung: zur Statue des Barberinischen Fauns in München”. In Neue Forschungen zur hellenistischen Plastik. Kolloquium zum 70. Geburtstag von Georg Daltrop, Hrsg. Gerhard Zimmer, 9–47. Eichstätt: Kastner, 2004.

12. Sorabella, Jean. “A Satyr for Midas: the Barberini Faun and Hellenistic Royal Patronage”. Classical Antiquity 26, no. 2 (2007): 219–48.

13. Newby, Zahra. Greek Myths in Roman Art and Culture: Imagery, Values and Identity in Italy, 50 BC — AD 250. Cambridge: Cambridge University Press, 2016.

14. Hemingway, Seán, and Richard Stone. “The New York Sleeping Eros: A Hellenistic Statue and Its Ancient Restoration”. Techné, no. 45 (2017): 47–63.

15. Smith, Roland R. R. Hellenistic Sculpture. London: Thames & Hudson, 1991.

16. Wunsche, Raimund. Glyptothek Munchen. Meisterwerke griechischer und romischen Skulptur. Munchen: C. H. Beck, 2005.

17. Jouanny, Ch., ed. Correspondence de Nicolas Poussin. Paris: J. Schemit, 1911.

18. Blunt, Anthony. “Baroque and Antiquity: Introduction”, In Studies in Western Art, edited by Millard Meiss, 3–11. Princeton: Princeton University Press, 1963, vol. III: Latin American Art, and the Baroque Period in Europe.

19. Blunt, Anthony. Nicolas Poussin. 2 vols. New York: Pantheon Books, 1967.

20. Blunt, Anthony. “Poussin’s notes on painting”. Journal of the Warburg Institute 1, no. 4 (1938): 344–51.

21. Careri, Giovanni. “Le retour du geste antique: amour et honneur a la fin de la Renaissance”. In Musee Louvre service culturel, and Istituo italiano di cultura. La Jerusalem delivree du Tasse. Poesie, peinture, musique, ballet, edited by Giovanni Careri, 41–65. Paris: Klincksieck, 1999.

22. Tuillier, Jacques. Nicolas Poussin. 2 vols. Paris: Faton, 2015.

23. Lee, Rensselaer. “Ut Pictura Poesis: The Humanistic Theory of Painting”. The Art Bulletin 22, no. 4 (1940): 197–269.

24. Bober, Phyllis, and Ruth Rubinstein. Renaissance Artists and Antique Sculpture: A Handbook of Sources. 2nd ed. London: Harvey Miller Publishers, 2010.

25. Unglaub, Jonathan. Poussin and the Poetics of Painting: Pictorial Narrative and the Legacy of Tasso. New York; Cambridge: Cambridge University Press, 2006.

26. Даниэль, Сергей. Статьи разных лет. СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2013.

27. Careri, Giovanni. Gestes d’amour et de guerre. Paris: Editions de l’Ecole des hautes etudes en sciences sociales, 2005.

28. Wollheim, Richard. Painting as an Art: The A. W. Mellon Lectures in the Fine Arts 1984: Bollingen series XXXV*33. Princeton: Princeton University Press, 1987.

29. Gombrich, Ernst H. “The Style all’Antica: Imitation and Assimilation”. In Studies in Western Art, edited by Millard Meiss, 31–41. Princeton: Princeton University Press, 1963, vol. 2: The Renaissance and Mannerism.

30. Аристотель. “Риторика”. Пер. Надежда Платонова. В кн. Античные риторики, ред. Аза Тахо-Годи, 15–164. М.: Изд-во Московского университета, 1978.

31. Dodero, Eloisa. “Rubens e il dialogo con l’antico”. In Rubens e la nascita del Barocco: Сatalogo della mostra (Milano, Palazzo Reale, 26 ottobre 2016 — 26 febbraio 2017), a cura di Anna Lo Bianco, 71–83. Milano: Marsilio, 2016.

32. Яремич, Степан. “Картины второстепенных итальянских мастеров XVIII века”. Старые годы, июль — сентябрь (1916): 42–8.

33. Фомичева, Тамара. Венецианская живопись XIV–XVIII века: каталог коллекции. Л.: Искусство, 1992.

34. Каганович, Абрам. Антон Лосенко и русское искусство середины XVIII столетия. М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1963.

35. Моисеева, Светлана. “…К лучшим успехам и славе Академии”: Живописные классы Санкт-Петербургской Академии художеств в XVIII — первой половине XIX века. СПб.: Дмитрий Буланин, 2014.

36. Mannlich, Johann Christian, von. Ein deutscher Maler und Hofmann: Lebenserinnerungen des Joh. Christian v. Mannlich, 1741–1822. Ubersetzer und Herausgeber Eugen Stolbreither. Berlin: Ernst Siegfried Mittler und Sohn, 1910.

37. Пушкин, Александр. Полное собрание сочинений. Ред. Николай Скатов. 20 томов. СПб.: Наука, 2009, т. 7.

38. Montagu, Jennifer. The Expression of the Passions: The Origin and Influence of Charles Le Brun’s Conference sur l’expression generale et particuliere. New Haven; London: Yale University Press, 1994.

39. Le Brun, Charles. L’Expression des passions et autres conferences. Editeur Benoit Heilbrunn. Paris: Pocket, 2018.

40. Bryson, Norman. Word and Image: French Painting of the Ancien Regime. Cambridge; New York: Cambridge University Press, 1981.

41. Государственный Русский музей. Живопись: XVIII век: Каталог. Ред. тома Григорий Голдовский. 15 томов. СПб.: Palace Editions, 1998, т. 1.

42. Stewart, Andrew. Greek Sculpture: An Exploration. 2 vols. New Haven; London: Yale University Press, 1990, vol. 1.

43. Сечин, Александр. “Классическая риторика в картине Александра Иванова ‘Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице виночерпию и хлебодару’”. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 15. Искусствоведение 4, no. 3 (2014): 121–37.

44. Государственная Третьяковская галерея. Живопись первой половины XIX века. Сост. Ольга Алленова, ред. Яков Брук. М.: СканРус, 2005.

45. Коровкевич, Софья. Андрей Иванович Иванов: 1775–1848. М.: Искусство, 1972.

46. Иванов, Андрей. “Картина. Иванов А. И. Похищение Ганимеда. Начало XIX века”. Муромский историко-художественный музей: Коллекции-online. Дата обращения декабрь 01, 2018. http://kamis.museum-murom.ru/items?info=654&sa-fund=30.

47. Преснов, Григорий. “Античные реминисценции в новом русском искусстве (Материалы для истории русского классицизма по памятникам Русского музея)”. В кн. Русский музей. Материалы по русскому искусству, 221–33. Л.: Academia, 1928, вып. 1.

48. Государственный Русский музей. Живопись: Первая половина XIX века: Каталог. Ред. тома Григорий Голдовский. 15 томов. СПб.: Palace Editions, 2002, т. 2.

49. Толбин, Василий. “О картине г. Иванова”. Сын отечества, no. 25 (1858): 710–3.

50. Боткин, Михаил, изд. Александр Андреевич Иванов: Его жизнь и переписка: 1806–1858 гг. СПб.: Тип. М. М. Стасюлевича, 1880.

51. Алленов, Михаил. Русское искусство XVIII — начала XX века. 2-е изд. М.: Белый город, 2008.

52. Алленов, Михаил. “А. Иванов. ‘На берегу Неаполитанского залива’. (Картина природы и картина мира)”. В сб. Проблемы изобразительного искусства XIX столетия, ред. Нина Калитина и Иван Чечот, 36–56. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1990.


References

1. Haskell, Francis, and Nicolas Penny. Taste and the Antique: The Lure of Classical Sculpture, 1500–1900. 4th ed. New Haven; London: Yale University Press, 1994.

2. Sechin, Aleksandr. “Ikonograficheskii tip Venus Pudica kak plasticheskaia metafora zhenstvennosti v drevnem i novom iskusstve”. In Ros. akad. khudozhestv, Gos. in-t iskusstvoznaniia MK RF, Gos. muzei izobrazit. iskusstv im. A. S. Pushkina. Iskusstvo skul’ptury v XX–XXI vekakh: mastera, tendentsii, problemy, edited by Mikhail Busev, 452–63. Moscow: BuksMArt, 2017. (In Russian)

3. Stewart, Andrew. Art, Desire, and the Body in Ancient Greece. Cambridge; New York: Cambridge University Press, 1996.

4. Stewart, Andrew. “A Tale of Seven Nudes: The Capitoline and Medici Aphrodites, Four Nymphs at Elean Herakleia, and an Aphrodite at Megalopolis”. Antichthon, no. 44 (2010): 12–32.

5. Spivey, Nigel. Greek Sculpture. Cambridge: Cambridge University Press, 2013.

6. Neer, Richard. The Emergence of the Classical Style in Greek Sculpture. Chicago; London: Chicago University Press, 2010.

7. Salomon, Nanette. “The Venus Pudica: Uncovering Art History’s ‘Hidden Agendas’ and Pernicious Pedigrees”. In Generations and Geographies in the Visual Arts: Feminist Readings, edited by Griselda Pollock, 69–87. London [u. a.]: Routledge, 1996.

8. Berger, John. Ways of seeing: Based on the BBC Television Series with John Berger. London: Penguin Books, 1972. (Russ. ed.: Berger, Dzhon. Iskusstvo videt’. Translated by Evgeniia Shraga. St. Petersburg: Klaudberri, 2012).

9. Apulei. “Metamorfozy” i dr. sochineniia. Translated by Mikhail Kuzmin, compilled and prepared by Mikhail Gasparov. Moscow: Khudozhestvennaia literatura, 1988.

10. Sechin, Aleksandr. “Favn Barberini. Grani ponimaniia obraza ‘prostodushnoi natury’” [“Barberini Faun. Understanding the image of ‘ingenuous nature’”]. Vestnik of Saint Petersburg University. Series 15. Arts 1, no. 4 (2011): 115–25. (In Russian)

11. Kunze, Christian. “Die Konstruktion einer realen Begegnung: zur Statue des Barberinischen Fauns in München”. In Neue Forschungen zur hellenistischen Plastik. Kolloquium zum 70. Geburtstag von Georg Daltrop, Hrsg. Gerhard Zimmer, 9–47. Eichstätt: Kastner, 2004.

12. Sorabella, Jean. “A Satyr for Midas: the Barberini Faun and Hellenistic Royal Patronage”. Classical Antiquity 26, no. 2 (2007): 219–48.

13. Newby, Zahra. Greek Myths in Roman Art and Culture: Imagery, Values and Identity in Italy, 50 BC — AD 250. Cambridge: Cambridge University Press, 2016.

14. Hemingway, Seán, and Richard Stone. “The New York Sleeping Eros: A Hellenistic Statue and Its Ancient Restoration”. Techné, no. 45 (2017): 47–63.

15. Smith, Roland R. R. Hellenistic Sculpture. London: Thames & Hudson, 1991.

16. Wünsche, Raimund. Glyptothek München. Meisterwerke griechischer und römischen Skulptur. München: C. H. Beck, 2005.

17. Jouanny, Ch., ed. Correspondence de Nicolas Poussin. Paris: J. Schemit, 1911.

18. Blunt, Anthony. “Baroque and Antiquity: Introduction”, In Studies in Western Art, edited by Millard Meiss, 3–11. Princeton: Princeton University Press, 1963, vol. III: Latin American Art, and the Baroque Period in Europe.

19. Blunt, Anthony. Nicolas Poussin. 2 vols. New York: Pantheon Books, 1967.

20. Blunt, Anthony. “Poussin’s notes on painting”. Journal of the Warburg Institute 1, no. 4 (1938): 344–51.

21. Careri, Giovanni. “Le retour du geste antique: amour et honneur à la fin de la Renaissance”. In Musée Louvre service culturel, and Istituo italiano di cultura. La Jérusalem délivrée du Tasse. Poésie, peinture, musique, ballet, edited by Giovanni Careri, 41–65. Paris: Klincksieck, 1999.

22. Tuillier, Jacques. Nicolas Poussin. 2 vols. Paris: Faton, 2015.

23. Lee, Rensselaer. “Ut Pictura Poesis: The Humanistic Theory of Painting”. The Art Bulletin 22, no. 4 (1940): 197–269.

24. Bober, Phyllis, and Ruth Rubinstein. Renaissance Artists and Antique Sculpture: A Handbook of Sources. 2nd ed. London: Harvey Miller Publishers, 2010.

25. Unglaub, Jonathan. Poussin and the Poetics of Painting: Pictorial Narrative and the Legacy of Tasso. New York; Cambridge: Cambridge University Press, 2006.

26. Daniel’, Sergei. Stat’i raznykh let. St. Petersburg: Izd-vo Evropeiskogo universiteta v Sankt-Peterburge, 2013. (In Russian)

27. Careri, Giovanni. Gestes d’amour et de guerre. Paris: Éditions de l’École des hautes études en sciences sociales, 2005.

28. Wollheim, Richard. Painting as an Art: The A. W. Mellon Lectures in the Fine Arts 1984: Bollingen series XXXV*33. Princeton: Princeton University Press, 1987.

29. Gombrich, Ernst H. “The Style all’Antica: Imitation and Assimilation”. In Studies in Western Art, edited by Millard Meiss, 31–41. Princeton: Princeton University Press, 1963, vol. 2: The Renaissance and Mannerism.

30. Aristotel’. “Ritorika”. Translated by Nadezhda Platonova. In Antichnye ritoriki, edited by Aza Takho-Godi, 15–164. Moscow: Izd-vo Moskovskogo universiteta, 1978. (In Russian)

31. Dodero, Eloisa. “Rubens e il dialogo con l’antico”. In Rubens e la nascita del Barocco: Сatalogo della mostra (Milano, Palazzo Reale, 26 ottobre 2016 — 26 febbraio 2017), a cura di Anna Lo Bianco, 71–83. Milano: Marsilio, 2016.

32. Iaremich, Stepan. “Kartiny vtorostepennykh ital’ianskikh masterov XVIII veka”. Starye gody, July — September (1916): 42–8. (In Russian)

33. Fomicheva, Tamara. Venetsianskaia zhivopis‘ XIV–XVIII veka: katalog kollektsii. Leningrad: Iskusstvo, 1992. (In Russian)

34. Kaganovich, Abram. Anton Losenko i russkoe iskusstvo serediny XVIII stoletiia. Moscow: Izd-vo Akademii khudozhestv SSSR, 1963. (In Russian)

35. Moiseeva, Svetlana. “…K luchshim uspekham i slave Akademii”: Zhivopisnye klassy Sankt-Peterburgskoi Akademii khudozhestv v XVIII — pervoi polovine XIX veka. St. Petersburg: Dmitrii Bulanin, 2014. (In Russian)

36. Mannlich, Johann Christian, von. Ein deutscher Maler und Hofmann: Lebenserinnerungen des Joh. Christian v. Mannlich, 1741–1822. Übersetzer und Herausgeber Eugen Stolbreither. Berlin: Ernst Siegfried Mittler und Sohn, 1910.

37. Pushkin, Aleksandr. Polnoe sobranie sochinenii. Edited by Nikolai Skatov. 20 vols. St. Petersburg: Nauka, 2009, vol. 7. (In Russian)

38. Montagu, Jennifer. The Expression of the Passions: The Origin and Influence of Charles Le Brun’s Conférence sur l’expression générale et particulière. New Haven; London: Yale University Press, 1994.

39. Le Brun, Charles. L’Expression des passions et autres conférences. Éditeur Benoît Heilbrunn. Paris: Pocket, 2018.

40. Bryson, Norman. Word and Image: French Painting of the Ancien Régime. Cambridge; New York: Cambridge University Press, 1981.

41. Gosudarstvennyi Russkii muzei. Zhivopis’: XVIII vek: Katalog. Edited by Grigorii Goldovskii. 15 vols. St. Petersburg: Palace Editions, 1998, vol. 1. (In Russian)

42. Stewart, Andrew. Greek Sculpture: An Exploration. 2 vols. New Haven; London: Yale University Press, 1990, vol. 1.

43. Sechin, Aleksandr. “Klassicheskaia ritorika v kartine Aleksandra Ivanova ‘Iosif, tolkuiushchii sny zakliuchennym s nim v temnitse vinocherpiiu i khlebodaru’” [“Classical rhetoric in Alexander Ivanov’s painting ‘Joseph interpreting the dreams of the cup-bearer and the baker’”]. Vestnik of Saint Petersburg University. Series 15, Arts 4, no. 3 (2014): 121–37. (In Russian)

44. Gosudarstvennaia Tret’iakovskaia galereia. Zhivopis’ pervoi poloviny XIX veka: [Painting of the First Hale of the 19th Century]. Compilled by Ol’ga Allenova, edited by Iakov Bruk. Moscow: SkanRus, 2005. (In Russian)

45. Korovkevich, Sof ’ia. Andrei Ivanovich Ivanov: 1775–1848. Moscow: Iskusstvo, 1972. (In Russian)

46. Ivanov, Andrei. “Kartina. Ivanov A. I. Pokhishchenie Ganimeda. Nachalo XIX veka”. Muromskii istoriko-khudozhestvennyi muzei: Kollektsii-online [Murom History and Art Museum: Collection-Online]. Accessed December 01, 2018. http://kamis.museum-murom.ru/items?info=654&sa-fund=30. (In Russian)

47. Presnov, Grigorii. “Antichnye reministsentsii v novom russkom iskusstve (Materialy dlia istorii russkogo klassitsizma po pamiatnikam Russkogo muzeia)”. In Russkii muzei. Khudozhestvennyi otdel. Materialy po russkomu iskusstvu, 221–33. Leningrad: Academia, 1928, iss. 1. (In Russian)

48. Gosudarstvennyi Russkii muzei. Zhivopis’: Pervaia polovina XIX veka: Katalog [Painting. First Part of the 19th Century]. Edited by Grigorii Goldovskii. 15 vols. St. Petersburg: Palace Editions, 2002, vol. 2. (In Russian)

49. Tolbin, Vasilii. “O kartine g. Ivanova”. Syn otechestva, no. 25 (1858): 710–3. (In Russian)

50. Botkin, Mikhail, publ. Aleksandr Andreevich Ivanov: Ego zhizn’ i perepiska: 1806–1858 gg. St. Petersburg: Tip. M. M. Stasiulevicha, 1880. (In Russian)

51. Allenov, Mikhail. Russkoe iskusstvo XVIII — nachala XX veka. 2nd ed. Moscow: Belyi gorod, 2008. (In Russian)

52. Allenov, Mikhail. “A. Ivanov. ‘Na beregu Neapolitanskogo zaliva’. (Kartina prirody i kartina mira)”. In Problemy izobrazitel’nogo iskusstva XIX stoletiia, edited by Nina Kalitina and Ivan Chechot, 36–56. Leningrad: Izd-vo Leningradskogo universiteta, 1990. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

30.05.2019

Как цитировать

Сечин, А. Г. (2019). Риторические фигуры созерцания в классическом и академическом изобразительном искусстве. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 9(2), 346–370. https://doi.org/10.21638/spbu15.2019.207

Выпуск

Раздел

Изобразительное искусство

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)