Фавн Барберини. Грани понимания образа «простодушной натуры»

Авторы

  • Александр Георгиевич Сечин Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена https://orcid.org/0000-0002-2690-3123

Аннотация

Статья посвящена исследованию происхождения, стиля и смысла статуи Фавна Барберини. Рассматриваются мнения ученых по различным вопросам, касающимся памятника. Автор приходит к выводу, что выразительность образа основана на сочетании двух особенностей формы: физиогномики, описывающей тело, и состояния сна, в которое это тело погружено. В физиогномике затушеваны звериные признаки сатира и выделены черты героического мужского гендерного типа. Сон же является следствием причастия сатира вином, которое выступает здесь как сущность его патрона. Дионис укрощает сатира и одновременно принимает его под свою защиту.

Ключевые слова:

Фавн (Сатир) Барберини, эллинистическое искусство, пергамский стиль, античная физиогномика, Дионис

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Александр Георгиевич Сечин, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

кандидат искусствоведения, доцент и докторант кафедры художественного образования и музейной педагогики факультета изобразительного искусства

Библиографические ссылки

Литература

1. Andreae B. Skulptur des Hellenismus. München: Hirmer, 2001. 253 S.

2. Винкельман И. И. История искусства древности. Малые сочинения. СПб.: Алетейя; Государственный Эрмитаж, 2000. 800 с.

3. Robertson M. A History of Greek Art: in 2 vol. Cambridge: Cambridge University Press, 1975. Vol. 1–2. 835 p.

4. Алпатов М. В. Художественные проблемы искусства Древней Греции. М.: Искусство, 1987. 222 с.

5. Wünsche R. Glyptothek München. Meisterwerke griechischer und römischer Skulptur. München:C. H. Beck, 2005. 224 S.

6. Haskell F., Penny N. Taste and the Antique: the Lure of Classical Sculpture, 1500–1900. New Haven; London: Yale University Press, 1981. 376 p.

7. Walter H. Der Schlaff ende Satyr in der Glyptothek in München // Studien zur klassischen Archäologie / Herausg. von K. Braun, A. Furtwängler. Saarbrücken: Universität des Saarlandes, 1986. S. 91–122. (Saarbrücker Studien zur Archäologie und alten Geschichte. 1.)

8. Ridgway B. S. Hellenistic Sculpture I. The Styles of ca. 331–200 B. C. Madison: The University of Wisconsin Press, 1990. 405 p.

9. Pollitt J. J. Art in the Hellenistic Age. Cambridge: Cambridge University Press, 1986. 329 p.

10. Stewart A. Greek Sculpture. An Exploration: in 2 vol. New Haven; London: Yale University Press, 1990. Vol. 1. 380 p.; Vol. 2. 881 p.

11. Таруашвили Л. И. Искусство Древней Греции. Словарь. М.: Языки славянской культуры, 2004. 333 с.

12. Sorabella J. A Satyr for Midas: the Barberini Faun and Hellenistic Royal Patronage // Classical Antiquity. 2007. Vol. 26. Issue 2. P. 219–248.

13. Smith R. R. R. Hellenistic Sculpture. New York: Thames and Hudson, 1991. 287 p.

14. Плутарх. Сравнительные жизнеописания: в 2 т. / под ред. С. С. Аверинцева и др. М.: Наука, 1994. Т. 1. 702 с.; Т. 2. 672 с.

15. Виппер Б. Р. Введение в историческое изучение искусства. 2-е изд., испр. и доп. М.: Изобразительное искусство, 1985. 288 с.

16. Zanker G. Modes of Viewing in Hellenistic Poetry and Art. Madison: The University of Wisconsin Press, 2004. 223 p.

17. Сечин А. Г. Античная физиогномика как средство типизации в изобразительном искусстве // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. Аспирантские тетради. 2007. № 10 (31). С. 124–128.

18. Stewart A. Attalos, Athens, and the Akropolis: the Pergamene “Little Barbarians” and Their Roman and Renaissance Legacy. Cambridge: Cambridge University Press, 2004. 358 p.

19. Prückner H. Jonas schläft // Dielheimer Blätter zur Archäologie und Textüberlieferung der Antike und Spätantike. 1999. № 30. S. 145–150.

20. Панофский Э. Смысл и толкование изобразительного искусства / пер. с англ. В. В. Симонова. СПб.: Гуманитарное агентство «Академический проект», 1999. 394 с.


References

1. Andreae B. Skulptur des Hellenismus. München, Hirmer, 2001. 253 S.

2. Vinkel'man I. I. Istoriia iskusstva drevnosti. Malye sochineniia. St Petersburg, Aleteiia Publ.; Gosudarstvennyi Ermitazh Publ., 2000. 800 p. (In Russian)

3. Robertson M. A History of Greek Art, 2 vols. Cambridge, Cambridge University Press, 1975, vol. 1–2. 835 p.

4. Alpatov M. V. Khudozhestvennye problemy iskusstva Drevnei Gretsii. Moscow, Iskusstvo Publ., 1987. 222 p. (In Russian)

5. Wünsche R. Glyptothek München. Meisterwerke griechischer und römischer Skulptur. München, C. H. Beck, 2005. 224 S.

6. Haskell F., Penny N. Taste and the Antique: the Lure of Classical Sculpture, 1500–1900. New Haven; London, Yale University Press, 1981. 376 p.

7. Walter H. Der Schlaff ende Satyr in der Glyptothek in München. Studien zur klassischen Archäologie. Herausg. von K. Braun, A. Furtwängler. Saarbrücken, Universität des Saarlandes, 1986, Ss. 91–122. (Saarbrücker Studien zur Archäologie und alten Geschichte. 1.)

8. Ridgway B. S. Hellenistic Sculpture I. The Styles of ca. 331–200 B. C. Madison, The University of Wisconsin Press, 1990. 405 p.

9. Pollitt J. J. Art in the Hellenistic Age. Cambridge, Cambridge University Press, 1986. 329 p.

10. Stewart A. Greek Sculpture. An Exploration, 2 vols. New Haven; London, Yale University Press, 1990, vol. 1. 380 p.; vol. 2. 881 p.

11. Taruashvili L. I. Iskusstvo Drevnei Gretsii. Slovar'. Moscow, Iazyki slavianskoi kul'tury, 2004. 333 p. (In Russian)

12. Sorabella J. A Satyr for Midas: the Barberini Faun and Hellenistic Royal Patronage. Classical Antiquity, 2007, vol. 26, iss. 2, pp. 219–248.

13. Smith R. R. R. Hellenistic Sculpture. New York, Thames and Hudson, 1991. 287 p.

14. Plutarkh. Sravnitel'nye zhizneopisaniia, 2 vols. Ed. by S. S. Averintsev et al. Moscow, Nauka Publ., 1994, vol. 1. 702 p.; vol. 2. 672 p. (In Russian)

15. Vipper B. R. Vvedenie v istoricheskoe izuchenie iskusstva. 2nd ed. Moscow, Izobrazitel'noe iskusstvo Publ., 1985. 288 p. (In Russian)

16. Zanker G. Modes of Viewing in Hellenistic Poetry and Art. Madison, The University of Wisconsin Press, 2004. 223 p.

17. Sechin A. G. Antichnaia fiziognomika kak sredstvo tipizatsii v izobrazitel'nom iskusstve. Izvestiia Rossiiskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta imeni A. I. Gertsena. Aspirantskie tetradi, 2007, no. 10 (31), pp. 124–128.

18. Stewart A. Attalos, Athens, and the Akropolis: the Pergamene "Little Barbarians" and Their Roman and Renaissance Legacy. Cambridge, Cambridge University Press, 2004. 358 p.

19. Prückner H. Jonas schläft. Dielheimer Blätter zur Archäologie und Textüberlieferung der Antike und Spätantike, 1999, no. 30, Ss. 145–150.

20. Panofskii E. Smysl i tolkovanie izobrazitel'nogo iskusstva. Translated from English by V. V. Simonov. St Petersburg, Gumanitarnoe agentstvo "Akademicheskii proekt" Publ., 1999. 394 p. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

10.11.2011

Как цитировать

Сечин, А. Г. (2011). Фавн Барберини. Грани понимания образа «простодушной натуры». Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 1(4), 115–125. извлечено от https://artsjournal.spbu.ru/article/view/1003

Выпуск

Раздел

Изобразительное искусство

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)