«Утро помещицы» — программное произведение А. Г. Венецианова. К вопросу об академическом методе в теории и практике художника

  • Александр Георгиевич Сечин Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена https://orcid.org/0000-0002-2690-3123

Аннотация

Программной работой А. Г. Венецианова принято считать картину «Гумно». Но именно «Утро помещицы» (1823) таит в себе в завуалированной форме полемику художника с представителями академической школы живописи по вопросу творческого метода. Произведение демонстрирует не только кредо живописца, но и его возможные шаги по настройке образовательной системы Академии художеств. Занимая промежуточное положение между сторонниками бездумного копирования натуры, с одной стороны, и банальных поз классических статуй — с другой, он своей работой пытался доказать плодотворность истинного академического метода создания композиции на основе характеров (типов) «натуры изящной», кладезем которой было искусство его знаменитых предшественников. Произведение содержит отсылки к известным образам бесспорных авторитетов академического классицизма: Рафаэля Санти и Антона Рафаэля Менгса. Античное искусство здесь представлено и самим образцом — статуэткой «Венера на корточках», стоящей на шкафу, и его живописным претворением — сидящей в той же позе крестьянской девушкой. В основу этих визуальных метафор Венециановым были положены вполне узнаваемые профессорами Академии изображения, буквально находящиеся перед их глазами — в Эрмитаже. «Утро помещицы», с одной стороны, демонстрирует приверженность Венецианова академическим ценностям, прежде всего античному искусству, которое вдохновляло и обоих Рафаэлей, и И. И. Винкельмана — выдающегося теоретика классицизма. Если посмотреть на героинь произведения русского мастера еще более пристальным взглядом, то можно увидеть за их фигурами тени тех «трех Венер Греческих», о которых художник позже писал в своих теоретических заметках «Нечто о перспективе»: Медичи, Таврической (за которой в действительности скрывается тип Венеры Милосской) и уже упомянутой «Венеры на корточках». С другой стороны, изумительное по мастерству одушевление древних статуй путем их ассимиляции в живопись «à la Натура» должно было засвидетельствовать безусловную правду его творческого метода.

Ключевые слова:

А. Г. Венецианов, программное произведение, академический метод, имитация, ассимиляция, Рафаэль, Иоганн Иоахим Винкельман, Антон Рафаэль Менгс, визуальная риторика, Венера

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Биография автора

Александр Георгиевич Сечин, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена

кандидат искусствоведения, доцент

Литература

Литература

1. Сечин, Александр. “‘Утро помещицы’ — программное произведение А. Г. Венецианова”. В изд. Московский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Санкт-Петербургский гос. ун-т, Гос. Третьяковская галерея, Гос. Эрмитаж. Актуальные проблемы теории и истории искусства — 2018: тезисы докладов VIII международной конференции. Москва, 02–06 октября 2018 года, ред. Светлана Мальцева, Екатерина Станюкович-Денисова и Анна Захарова, 538–41. М.: НП-Принт, 2018, вып. 8.

2. Корнилова, Анна, сост. Алексей Гаврилович Венецианов: Статьи. Письма. Современники о художнике. Л.: Искусство, 1980. (Мир художника).

3. Савинов, Алексей. Алексей Гаврилович Венецианов: жизнь и творчество. 1780–1847. М.: Искусство, 1955. (Русские художники. Монографии).

4. Алексеева, Татьяна. Художники школы Венецианова. 2-е изд. М.: Искусство, 1982.

5. Государственный Русский музей. Живопись: каталог. Науч. ред. Григорий Голдовский. 15 томов. СПб.: Palace Editions, 2002, т. 2: Первая половина XIX века (А — И).

6. Бенуа, Александр. История русской живописи в XIX веке. Сост., вступ. ст., коммент. Всеволод Володарский. 2-е изд. М.: Республика, 1998.

7. Бенуа, Александр. “Художественное значение Венецианова”. Золотое Руно, no. 7–9 (1907): 29–32.

8. Врангель, Николай. “Алексей Гаврилович Венецианов в частных собраниях”. Аполлон, no. 5 (1911): 43–5.

9. Савинов, Алексей. Художник Венецианов. Л. ; М.: Искусство, 1949. (Мастера русского искусства).

10. Яковлева, Нонна. Реализм в русской живописи. Опыт жанровой хронотипологии. 2-е изд. СПб.: Лань; Планета музыки, 2021.

11. Бобриков, Алексей. Другая история русского искусства. М.: Новое литературное обозрение, 2012. (Очерки визуальности).

12. Петров, Петр. “Алексей Гаврилович Венецианов, отец русской бытовой живописи, 1780–1846”. Русская Старина 23, сентябрь-ноябрь (1878): 265–80, 457–76.

13. Государственный Русский музей. Алексей Гаврилович Венецианов. 1780–1847. Выставка произведений к 200-летию со дня рождения: каталог. Сост. Кира Михайлова и др. Л.: Б. и., 1983.

14. Springer, Anton. Raffael’s “Schule von Athen”. Die graphischen Künste 5 (1883): 53–106.

15. Гращенков, Виктор. Рафаэль. М.: Искусство, 1971.

16. Smith Abbott, Katherine, and Stephen Abbott. “Conjecture and Proof: A Case of Shifting Identities in Raphael’s School of Athens”. In Bridges Coimbra. Mathematics, Music, Art, Architecture, Culture: Conference Proceedings, chief eds. Reza Sarhangi and Carlo Séquin, 527–30. Phoenix, Arizona: Tessellations Publishing, 2011. Accessed June 30, 2021. http://archive.bridgesmathart.org/2011/bridges2011-527.pdf.

17. Haskell, Francis, and Nicolas Penny. Taste and the Antique: The Lure of Classical Sculpture, 1500–1900. 4th ed. New Haven; London: Yale University Press, 1994.

18. Преснов, Григорий. “Античные реминисценции в новом русском искусстве (Материалы для истории русского классицизма по памятникам Русского музея)”. В изд. Русский музей. Материалы по русскому искусству, 221–33. Л.: Academia, 1928, вып. 1.

19. Gombrich, Ernst. “The Style all’Antica: Imitation and Assimilation”. In Studies in Western Art, ed. by Millard Meiss, 31–41. Princeton: Princeton University Press, 1963, vol. 2: Renaissance and Mannerism.

20. Gombrich, Ernst. “‘Anticamente moderni e modernamente antichi’. Notes on the critical fortune of Giulio Romano, painter”. In Giulio Romano: On the Occasion of the Exhibition in Mantua in 1989, ed. by Manfredo Tafuri et al., transl. by Fabio Berry, 7–10. Cambridge: Cambridge University Press, 1998.

21. Platner, E., C. Bunsen, E. Gerhard und W. Röstell. Beschreibung der Stadt Rom. Stuttgart; Tübingen: J. G. Gotta, 1829.

22. Кларк, Кеннет. Нагота в искусстве: Исследование идеальной формы. Пер. Мария Куренная и др. СПб.: Азбука-классика, 2004. (Художник и знаток).

23. Рамазанов, Николай. “Воспоминания о Карле Павловиче Брюллове”. Москвитянин 4, no. 16 (1852): 93–120.

24. Турчин, Валерий. Александр Григорьевич Варнек, 1782–1843. М.: Искусство, 1985.

25. Рамазанов, Николай. “Василий Андреевич Тропинин”. Русский вестник 36, no. 11 (1861): 50–83.

26. Boime, Albert. The Academy and French Painting in the Nineteenth Century. New Haven; London: Yale University Press, 1986.

27. Панофски, Эрвин. Idea: К истории понятия в теориях искусства от античности до классицизма. Пер. Юрий Попов. СПб.: Axiōma, 1999. (Классика искусствознания).

28. Goldstein, Carl. “Towards a Definition of Academic Art”. The Art Bulletin 57, no. 1 (1975): 102–9. https://doi.org/10.1080/00043079.1975.10787124.

29. Лаппо-Данилевский, Константин / Lappo-Danilevskii, Konstantin. “Русская рецепция идей И. И. Винкельмана: хронология и специфика / Russische Winckelmann-Rezeption: Chronologie und Spezifika”. In Древность и классицизм: наследие Винкельмана в России / Antike und Klassizismus — Winckelmanns Erbe in Russland. Akten des internationalen Kongresses: St. Petersburg, 30.09–01.10.2015, Hrsg. Max Kunze und Konstantin Lappo-Danilevskij, 11–38. Mainz: Franz Philipp Rutzen, 2017.

30. Винкельман, Иоганн Иоахим. История искусства древности. Малые сочинения. Пер., коммент., подгот. Игорь Бабанов. СПб.: Алетейя, 2000.

31. Менгс, Антон Рафаэль. Писмо дон Антония Рафаела Менгса, перваго живописца двора его величества короля испанскаго, к дон Антонию Понзу. Пер. Николай Ахвердов. [СПб.]: печатано при Императорском Сухопутном шляхетном кадетском корпусе, 1786.

32. Алексеева, Татьяна, сост. “Алексей Гаврилович Венецианов (1780–1847)”. В изд. Мастера искусства об искусстве, ред. Александр Губер, Алексей Федоров-Давыдов и др., 180–200. 7 томов. М.: Искусство, 1969, т. 6: Искусство народов СССР XIV–XIX вв.

33. Алпатов, Михаил. “О ‘натуре простой’ и ‘натуре изящной’. Крестьянские образы в раннем творчестве Венецианова”. В изд. Алпатов, Михаил. Этюды по истории русского искусства, 89–103, 211. 2 тома. М.: Искусство, 1967. т. 2.

34. Фомичева, Зинаида. Творчество А. Г. Венецианова в первой четверти XIX века. Л.: Б. и., 1949.

35. Сечин, Александр. “Иконографический тип Venus pudica как пластическая метафора женственности в древнем и новом искусстве”. В изд. Рос. акад. художеств, Гос. ин-т искусствознания МК РФ, Гос. музей изобразит. искусств им. А. С. Пушкина. Искусство скульптуры в XX–XXI веках: мастера, тенденции, проблемы, ред. Михаил Бусев, 452–63. М.: БуксМАрт, 2017.

36. Sellin, Christine Petra. Fractured Families and Rebel Maidservants: The Biblical Hagar in Seventeenth-Century Dutch Art and Literature. New York; London: Continuum, 2006.

37. Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Гос. Эрмитаж. Эпоха Рембрандта и Вермеера: Шедевры Лейденской коллекции: [каталог выставки, 4 сентября 2018 — 13 января 2019]. Пер. Дарья Бабич и Дарья Кузина. М.: ГМИИ им. А. С. Пушкина, 2018.

38. Wieseman, Marjorie. “Sarah Leading Hagar to Abraham”. In The Leiden Collection Catalogue, ed. by Arthur K. Wheelock Jr. New York, 2017. Accessed June 30, 2021. https://www.theleidencollection.com/archives/artwork/CN_106_caspar_netscher_sarah_leading_hagar_to_abraham_2017.pdf.

39. Соколова, Ирина. Голландская живопись XVII–XVIII веков: каталог коллекции. 4 тома. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2017, т. 1: Алдеверелд — Винн.

40. Фомичева, Зинаида. А. Г. Венецианов — педагог. М.: Изд-во Акад. художеств СССР, 1952.

41. Settis, Salvatore, Anna Anguissola, and Davide Gasparotto, eds. Serial / Portable Classic: The Greek Canon and Its Mutations. Milan; Venice: Fondazione Prada, 2015.

42. Havelock, Christine M. The Aphrodite of Knidos and Her Successors: A Historical Review of the Female Nude in Greek Art. Ann Arbor: University of Michigan Press, 1995.

43. Bober, Phyllus, and Ruth Rubinstein. Renaissance Artists and Antique Sculpture: A Handbook of Sources. 2nd ed. London: Harvey Miller Publishers, 2010.

44. Гращенков, Виктор. “Об искусстве Рафаэля”. В сб. Рафаэль и его время, отв. ред. Людмила Чиколини, 7–45. М.: Наука, 1986.

45. Coypel, Charles Antoine. “Parallèle de l’eloquence et de la peinture”. Le Mercure de France, Mai (1751): 8–38.

46. Куапель, Шарль Антуан. Сравнение красноречия с живописью. Сочинение покойнаго г. Карла Кепеля, перваго живописца короля французскаго и герцога Орлеанскаго. Пер. Михаил Грецов. М.: Губернская тип. А. Решетникова, 1799.

47. Amelung, Walther. Die Skulpturen des Vatikanischen Museums. Berlin: G. Reimer, 1903, Bd. 1.

48. Vout, Caroline. Classical Art: A Life History from Antiquity to the Present. Princeton; Oxford: Princeton University Press, 2018.

49. Kemp, Martin, ed. The Oxford History of Western Art. Oxford: Oxford University Press, 2000.

References

1. Sechin, Alexander. “‘The Morning of a Lady of the Manor’ as a Programme Work of Alexey Venetsianov”. In Moskovskii gos. un-t im. M. V. Lomonosova, Sankt-Peterburgskii gos. un-t, Gos. Tret’iakovskaia galereia, Gos. Ermitazh. Aktual’nye problemy teorii i istorii iskusstva — 2018: tezisy dokladov VIII mezhdunarodnoi konferentsii. Moskva, 02–06 oktiabria 2018 goda, ed. by Svetlana Mal’etseva, Ekaterina Staniukovich-Denisova and Anna Zakharova, 538–41. Moscow: NP-Print, 2018, iss. 8. (In Russian)

2. Kornilova, Anna, ed. and comp. Alexey Gavrilovich Venetsianov. Papers. Letters. Сontemporaries About the Artist. Leningrad: Iskusstvo Publ., 1980. (Mir khudozhnika). (In Russian)

3. Savinov, Aleksei. Alexey Gavrilovich Venetsianov: Life and Work. 1780–1847. Moscow: Iskusstvo Publ., 1955. (Russkie khudozhniki. Monografii). (In Russian)

4. Alekseeva, Tat’iana. Venetsianov’s School Painters. 2nd ed. Moscow: Iskusstvo Publ., 1982. (In Russian)

5. The State Russian Museum. Painting: Catalogue. Science ed. by Grigorii Goldovskii. 15 vols. St. Petersburg: Palace Editions, 2002, vol. 2: Pervaia polovina XIX veka (A—I). (In Russian)

6. Benua, Aleksandr. History of Russian Painting in the 19th Century. Comp., introd. article, comment. by Vsevolod Volodarskii. 2nd ed. Moscow: Respublika Publ., 1998. (In Russian)

7. Benua, Aleksandr. “Artistic Value of Venetsianov”. Zolotoe runo, nos. 7–9 (1907): 29–32. (In Russian)

8. Vrangel’, Nikolai. “Alexey Gavrilovich Venetsianov in Private Collections”. Apollon, no. 5 (1911): 43–5. (In Russian)

9. Savinov, Aleksei. The Artist Venetsianov. Leningrad, Moscow: Iskusstvo Publ., 1949. (Mastera russkogo iskusstva). (In Russian)

10. Iakovleva, Nonna. Realism in Russian Painting. The Experience of a Genre Chronotypology. 2nd ed. St. Petersburg: Lan’ Publ., Planeta muzyki Publ., 2021. (In Russian)

11. Bobrikov, Aleksei. Another History of Russian Art. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie Publ., 2012. (Ocherki vizual’nosti). (In Russian)

12. Petrov, Petr. “Aleksei Gavrilovich Venetsianov, the Father of Russian Genre Painting, 1780–1846". Russkaya Starina 23, September-November (1878): 265–80, 457–76. (In Russian)

13. The State Russian Museum. Alexey Gavrilovich Venetsianov. 1780–1847. Exhibition to the 200th Anniversary of His Birth. Catalogue. Comp. by Kira Mikhailova et al. Leningrad: S. n., 1983. (In Russian)

14. Springer, Anton. “Raffael’s ‘Schule von Athen’”. Die graphischen Künste 5 (1883): 53–106.

15. Grashchenkov, Viktor. Raphael. Moscow: Iskusstvo Publ., 1971. (In Russian)

16. Smith Abbott, Katherine, and Stephen Abbott. “Conjecture and Proof: A Case of Shifting Identities in Raphael’s School of Athens”. In Bridges Coimbra. Mathematics, Music, Art, Architecture, Culture: Conference Proceedings, chief eds. Reza Sarhangi and Carlo Séquin, 527–30. Phoenix, Arizona: Tessellations Publishing, 2011. Accessed June 30, 2021. http://archive.bridgesmathart.org/2011/bridges2011-527.pdf.

17. Haskell Francis, and Nicolas Penny. Taste and the Antique: The Lure of Classical Sculpture, 1500–1900. 4th ed. New Haven; London: Yale University Press, 1994.

18. Presnov, Grigorii. “Ancient Reminiscences in the New Russian Art (Materials for the History of Russian Classicism on the Monuments of the Russian Museum)”. In Russkii muzei. Materialy po russkomu iskusstvu, 221–33. Leningrad: Academia, 1928, iss. 1. (In Russian)

19. Gombrich, Ernst. “The Style all’Antica: Imitation and Assimilation”. In Studies in Western Art, ed. by Millard Meiss, 31–41. Princeton: Princeton University Press, 1963, vol. 2: Renaissance and Mannerism.

20. Gombrich, Ernst. “‘Anticamente moderni e modernamente antichi’. Notes on the critical fortune of Giulio Romano, painter”. In Giulio Romano: On the Occasion of the Exhibition in Mantua in 1989, ed. by Manfredo Tafuri et al., transl. by Fabio Berry, 7–10. Cambridge: Cambridge University Press, 1998.

21. Platner, E., C. Bunsen, E. Gerhard und W. Röstell. Beschreibung der Stadt Rom. Stuttgart; Tübingen: J. G. Gotta, 1829.

22. Clark, Kenneth. The Nude: A Study of Ideal Art. Rus. ed. Transl. by Mariia Kurennaia et al. St Petersburg: Azbuka-klassika Publ., 2004. (Khudozhnik i znatok). (In Russian)

23. Ramazanov, Nikolai. “Memories of Karl Pavlovich Bryullov”. Moskvitianin 4, no. 16 (1852): 93–120. (In Russian)

24. Turchin, Valerii. Alexander Varnek, 1782–1843. Moscow: Iskusstvo Publ., 1985. (In Russian)

25. Ramazanov, Nikolai. “Vasilii Andreevich Tropinin”. Russkii vestnik 36, no. 11 (1861): 50–83. (In Russian)

26. Boime, Albert. The Academy and French Painting in the Nineteenth Century. New Haven; London: Yale University Press, 1986.

27. Panofsky, Erwin. Idea: On the History of the Concept in the Theories of Art from Antiquity to Classicism. Rus. ed. Transl. by Iurii Popov. St Petersburg: Axiōma Publ., 1999. (In Russian)

28. Goldstein, Carl. “Towards a Definition of Academic Art”. The Art Bulletin 57, no. 1 (1975): 102–9. https://doi.org/10.1080/00043079.1975.10787124.

29. Lappo-Danilevskii, Konstantin. “Russian Reception of I. I. Winckelmann’s Ideas: Chronology and Specificity / Russische Winckelmann-Rezeption: Chronologie und Spezifika”. In Drevnost’ i klassitsizm: nasledie Vinkel’mana v Rossii / Antike und Klassizismus — Winckelmanns Erbe in Russland. Akten des internationalen Kongresses: St. Petersburg, 30.09–01.10.2015, hrsg. von Max Kunze und Konstantin Lappo-Danilevskii, 11–38. Mainz: Franz Philipp Rutzen, 2017. (In Russian and German)

30. Winckelmann, Johann Joachim. History of the Art of Antiquity. Short Essays. Rus. ed. Transl., comment., prepared by Igor’ Babanov. St. Petersburg: Aleteiia Publ., 2000. (In Russian)

31. Mengs, Anton Raphael. A Letter from Sir Anthony Raphael Mengs <…> to Don Antonio Ponz. Transl. by Nikolai Akhverdov. St Petersburg: Imperatorskii Sukhoputnyi shliakhetnyi kadetskii korpus Publ., 1786. (In Russian)

32. Alekseeva, Tat’iana, comp. “Aleksei Gavrilovich Venetsianov (1780–1847)”. In Mastera iskusstva ob iskusstve, ed. by Aleksandr Guber, Aleksei Fedorov-Davydov et al., 180–200. 7 vols. Moscow: Iskusstvo Publ., 1969, vol. 6: Iskusstvo narodov SSSR XIV–XIX vv. (In Russian)

33. Alpatov, Mikhail. “On ‘Simple Nature’ and ‘Graceful Nature’. Peasant Images in the Early Work of Venetsianov”. In Alpatov, Mikhail. Etiudy po istorii russkogo iskusstva, 89–103, 211. 2 vols. Moscow: Iskusstvo Publ., 1967, vol. 2. (In Russian)

34. Fomicheva, Zinaida. Venetsianov’s Work in the First Quarter of the 19th Century. Leningrad: S. n., 1949. (In Russian)

35. Sechin. Alexander. “The Iconographic Type Venus pudica as a Visual Metaphor of Femininity in Ancient and Modern Art”. In Ros. akad. khudozhestv, Gos. in-t iskusstvoznania MK RF, Gos. muzei izobrazit. iskusstv im. A. S. Pushkina. Iskusstvo skul’ptury v XX–XXI vekakh: mastera, tendentsii, problemy, ed. by Mikhail Busev, 452–63. Moscow: BuksMArt Publ., 2017. (In Russian)

36. Sellin, Christine Petra. Fractured Families and Rebel Maidservants: The Biblical Hagar in Seventeenth-Century Dutch Art and Literature. New York; London: Continuum, 2006.

37. The Pushkin State Museum of Fine Arts, the State Hermitage Museum. The Age of Rembrandt and Vermeer. Masterpieces of the Leiden Collection. [An Exhibition Catalogue, September 4, 2018 — January 13, 2019]. Transl. by Dar’ia Babich and Dar’ia Kuzina. Moscow: GMII im. A. S. Pushkina Publ., 2018. (In Russian and English)

38. Wieseman, Marjorie. “Sarah Leading Hagar to Abraham”. In The Leiden Collection Catalogue, ed. by Arthur K. Wheelock Jr. New York, 2017. Accessed June 30, 2021. https://www.theleidencollection.com/archives/artwork/CN_106_caspar_netscher_sarah_leading_hagar_to_abraham_2017.pdf.

39. Sokolova, Irina. Dutch Painting of the 17th–18th Centuries. The Catalogue of the Collection [of the State Hermitage Museum]. 4 vols. St. Petersburg: Gos. Ermitazh Publ., 2017, vol. 1: Aldevereld — Vinn. (In Russian)

40. Fomicheva, Zinaida. Venetsianov as Pedagogue. Moscow: Akad. khudozhestv SSSR Publ., 1952. (In Russian)

41. Settis, Salvatore, Anna Anguissola, and Davide Gasparotto, eds. Serial / Portable Classic: The Greek Canon and Its Mutations. Milan; Venice: Fondazione Prada, 2015.

42. Havelock, Christine M. The Aphrodite of Knidos and Her Successors: A Historical Review of the Female Nude in Greek Art. Ann Arbor: University of Michigan Press, 1995.

43. Bober, Phyllus, and Ruth Rubinstein. Renaissance Artists and Antique Sculpture: A Handbook of Sources. 2nd ed. London: Harvey Miller Publishers, 2010.

44. Grashchenkov, Viktor. “On Raphael’s Art”. In Rafael’ i ego vremia, executive ed. Liudmila Chikolini, 7–45. Moscow: Nauka Publ., 1986. (In Russian)

45. Coypel, Charles Antoine. “Parallèle de l’eloquence et de la peinture”. Le Mercure de France, Mai (1751): 8–38.

46. Coypel, Charles Antoine. Comparison of Eloquence with Painting. Rus. ed. Transl. by Mikhail Gretsov. Moscow: Gubernskaia tip. A. Reshetnikova Publ., 1799. (In Russian)

47. Amelung, Walther. Die Skulpturen des Vatikanischen Museums. Berlin: G. Reimer, 1903, Bd. 1.

48. Vout, Caroline. Classical Art: A Life History from Antiquity to the Present. Princeton; Oxford: Princeton University Press, 2018.

49. Kemp, Martin, ed. The Oxford History of Western Art. Oxford: Oxford University Press, 2000.

Опубликован
2021-12-22
Как цитировать
Сечин, А. Г. (2021). «Утро помещицы» — программное произведение А. Г. Венецианова. К вопросу об академическом методе в теории и практике художника. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 11(4), 649-673. https://doi.org/10.21638/spbu15.2021.405
Раздел
Изобразительное искусство