Искусствознание и музеология: точки пересечения и грани соприкосновения
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu15.2020.304Аннотация
Рассматриваются взаимоотношения гуманитарных научных дисциплин искусствознания и музеологии на основе того, как соотносятся понятия «музейный предмет» и «произведение искусства» в контексте художественного музея. Большую роль в этих взаимоотношениях играет постоянно обновляющаяся с появлением нового субъекта (реципиента) музейная коммуникация. Конкретный пример скрупулезного анализа актов музейной коммуникации с памятником античного искусства вотивной статуей Никандры (середина VII в. до н. э.), который был произведен американской исследовательницей Э. Донохью, наглядно демонстрирует пользу «открытого подхода» музеологии для лучшего и глубокого изучения древних артефактов, оказавшихся в музейной среде. Особенно важен ее вывод о том, что описание и интерпретация произведения искусства суть одно и то же, а не следующие друг за другом разные стадии его изучения. Оба акта научного исследования обусловлены ментальностью ученого, сформированной его средой и временем, образованием и кругом чтения (яркий пример — взгляды И. И. Винкельмана на историю искусства Древней Греции), и являются выражением актуальной идентичности музейного предмета. Выяснение изменяющейся актуальной идентичности музейного предмета (= произведения искусства) позволяет рассматривать его в качестве «открытой системы» независимо от времени и цели создания. Изучение последовательности актов музейной коммуникации способно приблизить нас к выявлению его концептуальной (замысла) и фактической (воплощения) идентичности. В конечном счете все эти поиски могут стать чрезвычайно плодотворными для выполнения художественным музеем его научной, экспозиционной и просветительской функций. Междисциплинарное взаимодействие музеологии как теоретической дисциплины и искусствознания, часто обнаруживающего не менее ценный субъективный, индивидуальный, т. е., по сути, уникальный, подход к восприятию музейного предмета как произведения искусства, не только возможно, но и необходимо для его лучшего понимания.
Ключевые слова:
искусствознание, музеология, произведение искусства, музейный предмет, описание, музейная коммуникация, «открытая система», актуальная идентичность, древнегреческая скульптура, И. И. Винкельман
Скачивания
Библиографические ссылки
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.