Искусствознание и музеология: точки пересечения и грани соприкосновения

Авторы

  • Александр Георгиевич Сечин Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена https://orcid.org/0000-0002-2690-3123

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu15.2020.304

Аннотация

Рассматриваются взаимоотношения гуманитарных научных дисциплин искусствознания и музеологии на основе того, как соотносятся понятия «музейный предмет» и «произведение искусства» в контексте художественного музея. Большую роль в этих взаимоотношениях играет постоянно обновляющаяся с появлением нового субъекта (реципиента) музейная коммуникация. Конкретный пример скрупулезного анализа актов музейной коммуникации с памятником античного искусства вотивной статуей Никандры (середина VII в. до н. э.), который был произведен американской исследовательницей Э. Донохью, наглядно демонстрирует пользу «открытого подхода» музеологии для лучшего и глубокого изучения древних артефактов, оказавшихся в музейной среде. Особенно важен ее вывод о том, что описание и интерпретация произведения искусства суть одно и то же, а не следующие друг за другом разные стадии его изучения. Оба акта научного исследования обусловлены ментальностью ученого, сформированной его средой и временем, образованием и кругом чтения (яркий пример — взгляды И. И. Винкельмана на историю искусства Древней Греции), и являются выражением актуальной идентичности музейного предмета. Выяснение изменяющейся актуальной идентичности музейного предмета (= произведения искусства) позволяет рассматривать его в качестве «открытой системы» независимо от времени и цели создания. Изучение последовательности актов музейной коммуникации способно приблизить нас к выявлению его концептуальной (замысла) и фактической (воплощения) идентичности. В конечном счете все эти поиски могут стать чрезвычайно плодотворными для выполнения художественным музеем его научной, экспозиционной и просветительской функций. Междисциплинарное взаимодействие музеологии как теоретической дисциплины и искусствознания, часто обнаруживающего не менее ценный субъективный, индивидуальный, т. е., по сути, уникальный, подход к восприятию музейного предмета как произведения искусства, не только возможно, но и необходимо для его лучшего понимания.

Ключевые слова:

искусствознание, музеология, произведение искусства, музейный предмет, описание, музейная коммуникация, «открытая система», актуальная идентичность, древнегреческая скульптура, И. И. Винкельман

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Биография автора

Александр Георгиевич Сечин, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

кандидат искусствоведения, доцент кафедры художественного образования и декоративного искусства

Библиографические ссылки

Литература

1. Мазур, Наталия, ред.-сост. Мир образов. Образы мира. Антология исследований визуальной культуры. СПб.; М.: Новое издательство, 2018.

2. Менш, Петер, ван. К методологии музеологии. Пер. Виталий Ананьев. М.: Перспектива, 2018.

3. Менш, Петер, ван. “Предмет как носитель данных”. Вопросы музеологии, no. 1/9 (2014): 145–56.

4. Панофский, Эрвин. Смысл и толкование изобразительного искусства. Пер. Владимир Симонов. СПб.: Гуманитарное агентство “Академический проект”, 1999. (Мир искусств).

5. Бернштейн, Борис. Визуальный образ и мир искусства: исторические очерки. СПб.: Петрополис, 2006.

6. Гнедовский, Михаил. “Коммуникационный подход в музееведении: теоретические и прикладные аспекты”. Дис. канд. ист. наук, Российский институт культурологии, 1994.

7. Гнедовский, Михаил. “Музейная коммуникация”. В кн. Основы музееведения, отв. ред. Элеонора Шулепова, 421–37. М.: Едиториал УРСС, 2005. (Academia XXI: учебники и учебные пособия по культуре и искусству), (Научная и учебная литература).

8. Сапанжа, Ольга. Основы музейной коммуникации: учебное пособие. СПб.: б. и., 2007.

9. Сапанжа, Ольга. Теория музейной коммуникации. История, модели, стратегии, образовательные технологии: учебное пособие. Киров: Изд-во МЦИТО, 2017, 1 CD-ROM.

10. Лебедев, Сергей, ред. История и философия науки: учебное пособие для вузов. М.: Академический Проект; Альма Матер, 2007. (Gaudeamus).

11. Шувалова, Ольга. “Музейная реставрация и экспозиция античной керамики в Эрмитаже. Прошлое и настоящее”. Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, no. 131 (2011): 327–33.

12. Donohue, Alice A. Greek Sculpture and the Problem of Description. Cambridge: Cambridge University Press, 2005.

13. Dillon, Sheila. “Review of A. A. Donohue, Greek Sculpture and the Problem of Description (Cambridge, 2005)”. Art Bulletin, no. 89 (2007): 160–2. Дата обращения декабрь 01, 2019.http://www.academia.edu/38348021/Review_of_A.A._Donohue_Greek_Sculpture_and_the_Problem_of_Description_Cambridge_2005.

14. “Archaic Period: 1 ‘Marble female statue, found on Delos, Cyclades, dedication of the Naxian Nikandre ca. 650 BC.’” The National Archaeological Museum of Athens: Collections. Дата обращения декабрь 01, 2019. http://www.namuseum.gr/en/collection/archaiki-periodos.

15. Лёви, Эммануэль. Греческая скульптура. Пер. Вера Конради. Пг.: Огни, 1915.

16. Виппер, Борис. Искусство Древней Греции. М.: Наука, 1972.

17. Donohue, Alice A. “Winckelmann’s History of Art and Polyclitus”. Polykleitos, the Doryphoros, and Tradition, ed. by Warren G. Moon, 327–53. Madison: The University of Wisconsin Press, 1995. (Wisconsin Studies in Classics).

18. “Motya Charioteer”. Wikipedia: The Free Encyclopedia. Дата обращения декабрь 01, 2019. https://en.wikipedia.org/wiki/Motya_Charioteer.

19. “Statue of a Woman, Known as the ‘Lady of Auxerre’”. The Louvre Museum: Collection & Louvre Palace. Дата обращения декабрь 01, 2019. https://www.louvre.fr/en/oeuvre-notices/statue-woman-known-lady-auxerre.

20. Соколов, Глеб. Искусство Древней Греции. М.: Искусство, 1980. (Очерки истории и теории изобразительных искусств).

21. “Exhibition ‘A Dream of Italy: The Marquis Campana’s Collection’”. The Louvre Museum: Exhibitions & Events. Дата обращения декабрь 01, 2019. https://www.louvre.fr/en/expositions/dream-italythe-marquis-campana-s-collection.

22. Zutter, Jörg. “Un rêve d’Italie: la collection du marquis Campana”. Journal of the History of Collections 32, iss. 1 (2020): 197–8. https://doi.org/10.1093/jhc/fhz023.

References

1. Mazur, Nataliia, ed. and comp. The World of Images. Images of the World. Anthology of Visual Culture Studies. St. Petersburg; Moscow: Novoe izdatel’stvo Publ., 2018. (In Russian)

2. Mensh, Peter, van. Towards a Methodology of Museology. Rus. ed. Transl. by Vitalii Anan’ev. Moscow: Perspektiva Publ., 2018. (In Russian)

3. Mensh, Peter, van. “The Object as Data Carrier”. Voprosy muzeologii, no. 1/9 (2014): 145–56. (In Russian)

4. Panofsky, Erwin. Meaning of the Visual Arts. Papers in and on Art History. Rus. ed. Transl. by Vladimir Simonov. St. Petersburg: Gumanitarnoe agentstvo “Akademicheskii proekt” Publ., 1999. (Mir iskusstv). (In Russian)

5. Bernshtein, Boris. Visual Image and the World of Art: Historical Essays. St. Petersburg: Petropolis Publ., 2006. (In Russian)

6. Gnedovskii, Mikhail. “Communication Approach in Museum Studies. Theoretical and Applied Aspects”. PhD diss., Rossiiskii institut kul’turologii Publ., 1994. (In Russian)

7. Gnedovskii, Mikhail. “Museum Communication”. In Osnovy muzeevedeniia, ed. by Eleonora Shulepova, 421–37. Moscow: Editorial URSS Publ., 2005. (Academia XXI: uchebniki i uchebnye posobiia po kul’ture i iskusstvu), (Nauchnaia i uchebnaia literatura). (In Russian)

8. Sapanzha, Ol’ga. Fundamentals of Museum Communication: Textbook. St. Petersburg: s. n., 2007. (In Russian)

9. Sapanzha, Ol’ga. Theory of Museum Communication: History, Models, Strategies, Educational Technologies: Textbook. Kirov: MTsITO Publ., 2017. 1 CD-ROM. (In Russian)

10. Lebedev, Sergei, ed. The History and the Philosophy of Science: Textbook. Moscow: Akademicheskii Proekt Publ.; Al’ma Mater Publ., 2007. (Gaudeamus). (In Russian)

11. Shuvalova, Ol’ga. “Museum Restoration and Exposition of the Ancient Ceramics in the Hermitage Museum. The Past and the Present”. Izvestiia Rossiiskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena, no. 131 (2011): 327–33. (In Russian)

12. Donohue, Alice A. Greek Sculpture and the Problem of Description. Cambridge: Cambridge University Press, 2005.

13. Dillon, Sheila. “Review of A. A. Donohue, Greek Sculpture and the Problem of Description (Cambridge, 2005)”. Art Bulletin, no. 89 (2007): 160–2. Accessed December 01, 2019. http://www.academia.edu/38348021/Review_of_A.A._Donohue_Greek_Sculpture_and_the_Problem_of_Description_Cambridge_2005.

14. “Archaic Period: 1 ‘Marble Female Statue, Found on Delos, Cyclades, Dedication of the Naxian Nikandre ca. 650 BC.’” The National Archaeological Museum of Athens: Collections. Accessed December 01, 2019. http://www.namuseum.gr/en/collection/archaiki-periodos.

15. Loewy, Emanuel. Greek Sculpture. Rus. ed. Transl. by Vera Konradi. Petrograd: Ogni Publ., 1915. (In Russian)

16. Vipper, Boris. A History of Greek Art. Moscow: Nauka Publ., 1972. (In Russian)

17. Donohue, Alice A. “Winckelmann’s History of Art and Polyclitus”. Polykleitos, the Doryphoros, and Tradition, ed. by Warren G. Moon, 327–53. Madison: The University of Wisconsin Press, 1995. (Wisconsin Studies in Classics)

18. “Motya Charioteer”. Wikipedia: The Free Encyclopedia. Accessed December 01, 2019. https://en.wikipedia.org/wiki/Motya_Charioteer.

19. “Statue of a Woman, Known as the ‘Lady of Auxerre’”. The Louvre Museum: Collection & Louvre Palace. Accessed December 01, 2019. https://www.louvre.fr/en/oeuvre-notices/statue-woman-known-lady-auxerre.

20. Sokolov, Gleb. A History of Greek Art. Moscow: Iskusstvo Publ., 1980 (Ocherki istorii i teorii izobrazitel’nykh iskusstv). (In Russian)

21. “Exhibition ‘A Dream of Italy: The Marquis Campana’s Collection’”. The Louvre Museum: Exhibitions & Events. Accessed December 01, 2019. https://www.louvre.fr/en/expositions/dream-italythe-marquis-campana-s-collection.

22. Zutter, Jörg. “Un rêve d’Italie: la collection du marquis Campana”. Journal of the History of Collections 32, iss. 1 (2020): 197–8. https://doi.org/10.1093/jhc/fhz023.

Загрузки

Опубликован

22.09.2020

Как цитировать

Сечин, А. Г. (2020). Искусствознание и музеология: точки пересечения и грани соприкосновения. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 10(3), 435–447. https://doi.org/10.21638/spbu15.2020.304

Выпуск

Раздел

Изобразительное искусство

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)