Античная изобразительная риторика в контексте гендерного подхода в искусствоведении

Авторы

  • Александр Георгиевич Сечин Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена https://orcid.org/0000-0002-2690-3123

Аннотация

Автор рассматривает античную изобразительную риторику как значимую технологию художественного творчества эллинистической эпохи в тесной связи с поэтикой «узнавания и переломов», предписанной Аристотелем развитию сюжета в трагедии «сплетенного действия». В основу конкретной коллизии в картине греческого мастера Афиниона «Ахилл на острове Скирос» положены антисимметрия и перемена (подмена) гендера, естественное разделение человечества на мужскую и женскую половины, что и делает возможным анализ произведений искусства в контексте гендерного подхода. Риторика парного портрета превращает это природное различие в противопоставление и взаимодополнение контрастных типов, придавая художественному образу в целом остроту и внутреннюю динамику. В преображенном, снятом, виде эта риторика контраста продолжает жить в парных изображениях последующих времен в рамках риторической эпохи.

Ключевые слова:

«Поэтика» Аристотеля, эллинистическое искусство, изобразительная риторика, риторические фигуры, гендер, гендерный подход в искусствоведении, живописец Афинион, фрески и мозаика «Ахилл на острове Скирос», фаюмский портрет, «Тондо двух братьев», «апостоладос» Эль Греко

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Александр Георгиевич Сечин, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

кандидат искусствоведения, доцент и докторант кафедры художественного образования и музейной педагогики факультета изобразительного искусства

Библиографические ссылки

Литература

1. Злыднева Н. В. Изображение и слово в риторике русской культуры XX века. М.: Индрик, 2008. 304 с.

2. Аверинцев С. С. Древнегреческая поэтика и мировая литература // Поэтика древнегреческой литературы / отв. ред. С. С. Аверинцев. М.: Наука, 1981. С. 3–14.

3. Аверинцев С. С. Риторика как подход к обобщению действительности // Поэтика древнегреческой литературы / отв. ред. С. С. Аверинцев. М.: Наука, 1981. С. 15–46.

4. Михайлов А. В. Античность как идеал и культурная реальность XVIII–XIX веков // Михайлов А. В. Языки культуры. Учебное пособие по культурологии. М.: Языки русской культуры, 1997. С. 509–521.

. Михайлов А. В. Идеал античности и изменчивость культуры. Рубеж XVIII–XIX веков // Михайлов А. В. Языки культуры. Учебное пособие по культурологии. М.: Языки русской культуры, 1997. С. 522–563.

6. Лифшиц М. А. Эстетика Гегеля и современность. 1982. Последняя работа Мих. Лифшица / публ. М. В. Герман, А. М. Пичикян, В. Г. Арсланова // Вопросы философии. 2001. № 11. С. 98–112.

7. Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. Античность. Средневековье / в пер. и под ред. С. А. Мальцевой. СПб.: Пневма, 2001. 692 с.

8. Winckelmann J. J. Geschichte der Kunst des Altertums. Dresden: Waltherischen Hofbuchhandlung, 1764. 476 S.

9. Винкельманн И. И. История искусства древности. Малые сочинения / изд. подгот. И. Е. Бабанов. СПб.: Алетейя; Гос. Эрмитаж, 2000. 800 с.

10. Carpenter R. Rec. ad op.: Bieber M. The Sculpture of the Hellenistic Age (New York, 1955) // Art Bulletin. 1957. № 39. P. 67–73.

11. Carpenter R. Greek Sculpture: a Critical Review. Chicago: University of Chicago Press, 1961. 275 p.

12. Fullerton M. D. „Der Stil der Nachahmer“: a Brief Historiography of Stylistic Retrospection // Ancient Art and Its Historiography / ed. by A. A. Donohue, M. D. Fullerton. Cambridge: Cambridge University Press, 2003. P. 92–117.

13. Elsner J. Roman Eyes: Visuality and Subjectivity in Art and Text. Princeton; Oxford: Princeton University Press, 2007. 350 p.

14. Аристотель. Поэтика / пер. М. Л. Гаспарова // Аристотель. Соч.: в 4 т. / АН СССР. Ин-т философии. М.: Мысль, 1983. Т. 4. С. 645–680.

15. Плутарх. Сравнительные жизнеописания: в 2 т. / под ред. С. С. Аверинцева и др. М.: Наука, 1994. Т. 2. 672 с.

16. Ковельман А. Б. Риторика в тени пирамид: массовое сознание римского Египта. М.: Наука, 1988. 192 с.

17. Степанов А. В. Искусство эпохи Возрождения. Италия. XIV–XV века. СПб.: Азбука-классика, 2003. 504 с.

18. Лотман Ю. М. Риторика // Труды по знаковым системам. Тарту: Тартуский гос. ун-т, 1981. Вып. 12. С. 8–28.

19. Beard M., Henderson J. Classical Art: from Greece to Rome. Oxford: Oxford University Press, 2001. 298 p.

20. Robertson M. A History of Greek Art: in 2 vol. Cambridge: Cambridge University Press, 1975. Vol. 1–2. 835 p.

21. Плиний Старший. Естествознание. Об искусстве / изд. подгот. Г. А. Таронян. М.: Ладомир, 1994. 941 с.

22. Гигин. Мифы / пер. с лат. Д. О. Торшилова; под ред. А. А. Тахо-Годи. 2-е изд., испр. СПб.: Алетейя, 2000. XL, 359 с.

23. Parlasca K. Mumienporträts und verwandte Denkmäler. Wiesbaden: Franz Steiner Verlag, 1966. 294 S.

24. Haeckl A. E. Brothers or Lovers? A New Reading of the “Tondo of the Two Brothers” // Bulletin of the American Society of Papyrologists. 2001. № 38. P. 63–78.

25. Катулл. Книга стихотворений / изд. подгот. С. В. Шервинский, М. Л. Гаспаров. М.: Наука, 1986. 302 с.

26. Каковкин А. Я. О риторике и фаюмских портретах // Вестник древней истории. 1990. № 3. С. 169–171.

27. Шольц-Хёнзель М. Эль Греко / пер. с нем. А. А. Медведева. Köln; М.: TASCHEN / АРТ-РОДНИК, 2005. 96 с.

28. Василенко Н. В. Эль Греко. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011. 72 с.

29. Каптерева Т. Н. Эль Греко. М.: Галарт, 2008. 216 с.

30. Лазарев В. Н. История византийской живописи. М.: Искусство, 1986. 329 с.


References

1. Zlydneva N. V. Izobrazhenie i slovo v ritorike russkoi kul'tury XX veka. Moscow, Indrik Publ., 2008. 304 p. (In Russian)

2. Averintsev S. S. Drevnegrecheskaia poetika i mirovaia literatura. Poetika drevnegrecheskoi literatury. Ed. by S. S. Averintsev. Moscow, Nauka, 1981, pp. 3–14. (In Russian)

3. Averintsev S. S. Ritorika kak podkhod k obobshcheniiu deistvitel'nosti. Poetika drevnegrecheskoi literatury. Ed. by S. S. Averintsev. Moscow, Nauka Publ., 1981, pp. 15–46. (In Russian)

4. Mikhailov A. V. Antichnost' kak ideal i kul'turnaia real'nost' XVIII–XIX vekov. Mikhailov A. V. Iazyki kul'tury. Uchebnoe posobie po kul'turologii. Moscow, Iazyki russkoi kul'tury Publ., 1997, pp. 509–521. (In Russian)

.5. Mikhailov A. V. Ideal antichnosti i izmenchivost' kul'tury. Rubezh XVIII–XIX vekov. Mikhailov A. V. Iazyki kul'tury. Uchebnoe posobie po kul'turologii. Moscow, Iazyki russkoi kul'tury Publ., 1997, pp. 522–563. (In Russian)

6. Lifshits M. A. Estetika Gegelia i sovremennost'. 1982. Posledniaia rabota Mikh. Lifshitsa. Publ. M. V. German, A. M. Pichikian, V. G. Arslanova. Voprosy filosofii, 2001, no. 11, pp. 98–112. (In Russian)

7. Antiseri D., Reale Dzh. Zapadnaia filosofiia ot istokov do nashikh dnei. Antichnost'. Srednevekov'e. Transl. and ed. by S. A. Mal'tseva. St. Petersburg, Pnevma Publ., 2001. 692 p. (In Russian)

8. Winckelmann J. J. Geschichte der Kunst des Altertums. Dresden, Waltherischen Hofbuchhandlung, 1764. 476 S.

9. Vinkel'mann I. I. Istoriia iskusstva drevnosti. Malye sochineniia. Prepared by I. E. Babanov. St. Petersburg, Aleteiia Publ.; Gos. Ermitazh, 2000. 800 s. (In Russian)

10. Carpenter R. Rec. ad op.: Bieber M. The Sculpture of the Hellenistic Age (New York, 1955). Art Bulletin, 1957, no. 39, pp. 67–73.

11. Carpenter R. Greek Sculpture: a Critical Review. Chicago, University of Chicago Press, 1961. 275 p.

12. Fullerton M. D. „Der Stil der Nachahmer“: a Brief Historiography of Stylistic Retrospection. Ancient Art and Its Historiography. Ed. by A. A. Donohue, M. D. Fullerton. Cambridge, Cambridge University Press, 2003, pp. 92–117.

13. Elsner J. Roman Eyes: Visuality and Subjectivity in Art and Text. Princeton; Oxford, Princeton University Press, 2007. 350 p.

14. Aristotel'. Poetika. Transl. by M. L. Gasparova. Aristotel'. Soch. 4 vols. AN SSSR, In-t filosofii. Moscow, Mysl' Publ., 1983, vol. 4, pp. 645–680. (In Russian)

15. Plutarkh. Sravnitel'nye zhizneopisaniia. 2 vols. Ed. by S. S. Averintsev et al. Moscow, Nauka Publ., 1994, vol. 2. 672 p. (In Russian)

16. Kovel'man A. B. Ritorika v teni piramid: massovoe soznanie rimskogo Egipta. Moscow, Nauka Publ., 1988. 192 p. (In Russian)

17. Stepanov A. V. Iskusstvo epokhi Vozrozhdeniia. Italiia. XIV–XV veka. St. Petersburg, Azbuka-klassika Publ., 2003. 504 p. (In Russian)

18. Lotman Iu. M. Ritorika. Trudy po znakovym sistemam. Tartu, Tartuskii gos. un-t Press, 1981, iss. 12, pp. 8–28. (In Russian)

19. Beard M., Henderson J. Classical Art: from Greece to Rome. Oxford: Oxford University Press, 2001. 298 p.

20. Robertson M. A History of Greek Art. 2 vols. Cambridge, Cambridge University Press, 1975, vol. 1–2. 835 p.

21. Plinii Starshii. Estestvoznanie. Ob iskusstve. Prepared by G. A. Taronian. Moscow, Ladomir, 1994. 941 p. (In Russian)

22. Gigin. Mify<./em> Transl. by D. O. Torshilova; ed. by. A. A. Takho-Godi. 2nd ed. St. Petersburg, Aleteiia Publ., 2000. XL, 359 p. (In Russian)

23. Parlasca K. Mumienporträts und verwandte Denkmäler. Wiesbaden, Franz Steiner Verlag, 1966. 294 S.

24. Haeckl A. E. Brothers or Lovers? A New Reading of the “Tondo of the Two Brothers”. Bulletin of the American Society of Papyrologists, 2001, no. 38, pp. 63–78.

25. Katull. Kniga stikhotvorenii. Prepared by S. V. Shervinskii, M. L. Gasparov. Moscow, Nauka Publ., 1986. 302 p. (In Russian)

26. Kakovkin A. Ia. O ritorike i faiumskikh portretakh. Vestnik drevnei istorii, 1990, no. 3, pp. 169–171. (In Russian)

27. Shol'ts-Khenzel' M. El' Greko. Transl. from Dutch by A. A. Medvedeva. Köln; Moscow, TASCHEN / ART-RODNIK, 2005. 96 p. (In Russian)

28. Vasilenko N. V. El' Greko. Moscow, OLMA Media Grupp Publ., 2011. 72 p. (In Russian)

29. Kaptereva T. N. El' Greko. Moscow, Galart Publ., 2008. 216 p. (In Russian)

30. Lazarev V. N. Istoriia vizantiiskoi zhivopisi. Moscow, Iskusstvo Publ., 1986. 329 p. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

12.09.2012

Как цитировать

Сечин, А. Г. (2012). Античная изобразительная риторика в контексте гендерного подхода в искусствоведении. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 2(3), 129–143. извлечено от https://artsjournal.spbu.ru/article/view/1554

Выпуск

Раздел

Изобразительное искусство

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)