Античная изобразительная риторика в контексте гендерного подхода в искусствоведении
Аннотация
Автор рассматривает античную изобразительную риторику как значимую технологию художественного творчества эллинистической эпохи в тесной связи с поэтикой «узнавания и переломов», предписанной Аристотелем развитию сюжета в трагедии «сплетенного действия». В основу конкретной коллизии в картине греческого мастера Афиниона «Ахилл на острове Скирос» положены антисимметрия и перемена (подмена) гендера, естественное разделение человечества на мужскую и женскую половины, что и делает возможным анализ произведений искусства в контексте гендерного подхода. Риторика парного портрета превращает это природное различие в противопоставление и взаимодополнение контрастных типов, придавая художественному образу в целом остроту и внутреннюю динамику. В преображенном, снятом, виде эта риторика контраста продолжает жить в парных изображениях последующих времен в рамках риторической эпохи.
Ключевые слова:
«Поэтика» Аристотеля, эллинистическое искусство, изобразительная риторика, риторические фигуры, гендер, гендерный подход в искусствоведении, живописец Афинион, фрески и мозаика «Ахилл на острове Скирос», фаюмский портрет, «Тондо двух братьев», «апостоладос» Эль Греко
Скачивания
Библиографические ссылки
References
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.