Истоки и смысл термина «пристойность» в сочинениях князя Д. А. Голицына об изобразительных искусствах

Авторы

  • Александр Георгиевич Сечин Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена https://orcid.org/0000-0002-2690-3123

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu15.2022.407

Аннотация

Рассматривается один из наиболее важных терминов нормативной эстетики и искусства — «пристойность», который занимает видное место в сочинениях князя Дмитрия Алексеевича Голицына (1734–1803), посвященных вопросам архитектуры и изобразительных искусств. Детальное исследование истоков «пристойности» и смысла этого понятия приводит к выделению трех этапов в его развитии, последовательно рассмотренных с привлечением как текстов источников, так и трудов современных ученых. Первым этапом явился расцвет классического древнегреческого искусства, которому соответствует концепт τὸ πρέπον, сформировавшийся в сознании и риторической культуре Афин. В отношении изобразительных искусств его значение трудно переоценить, так как «пристойность» не мыслилась без адекватного и бросающегося в глаза внешнего выражения типических образов, включая их социальное положение и этическое содержание. Под ее влиянием в Древней Греции рождается система канонов европейского искусства. Второй этап связан с эпохой Ренессанса, когда возникает идея convenevolezza. Она была ориентирована на Античность и соответствующую иконографическую традицию и поэтому имела явно выраженный ретроспективный характер. Наконец, классицизм эпохи Просвещения, или неоклассицизм, время жизни и деятельности Д. А. Голицына, подхватывает эстафету нормы в искусстве и допущенных самой натурой отклонений от нее. Интерпретация «пристойности» Голицыным в его трактатах и ее верное понимание историками искусства важны, поскольку эти сочинения легли в основу отечественной доктрины нормативного, прежде всего академического, искусства. «Пристойность» в понимании древних греков, итальянцев эпохи Ренессанса и просветителей XVIII в. не растворилась окончательно в произведениях великих и заурядных мастеров тех далеких времен. Она неизменно возрождается, когда заходит речь о визуализации традиций, приличий и различных норм внутри художественной культуры, о служении художника образцу, канону.

Ключевые слова:

Дмитрий Алексеевич Голицын, пристойность, convenevolezza, τὸ πρέπον, визуализация, канон, античное искусство, Ренессанс, неоклассицизм, Строгий юноша

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

1. Цверава, Грант. Дмитрий Алексеевич Голицын, 1734–1803. Л.: Наука, 1985.

2. Свердлова, Инна, и Николай Чистяков. “Инженер, историк, литератор. Памяти Г. К. Цверавы”. Электросвязь, no. 12 (1994): 31.

3. Марисина, Ирина. Очерки по истории международных связей Императорской Академии художеств во второй половине XVIII — первой трети XIX века. М.: БуксМАрт, 2021.

4. Каганович, Абрам. Антон Лосенко и русское искусство середины XVIII столетия. М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1963.

5. Мозговая, Елена. “Сочинения Д. А. Голицына по вопросам изобразительного искусства”. В изд. Знаточество, коллекционирование, меценатство, ред. Нина Кутейникова, 11–9. СПб.: Ин-т имени И. Е. Репина, 1992.

6. Молева, Нина, и Элий Белютин. Педагогическая система Академии художеств XVIII века. М.: Искусство, 1956.

7. Левинсон-Лессинг, Владимир. История Картинной галереи Эрмитажа (1764–1917). 2-е изд., испр. и доп. Л.: Искусство, 1986.

8. Шарнова, Елена. “О создании языка истории искусства в России: Описание знаменитых произведениями школ и вышедших из оных художников и проч. князя Д. А. Голицына”. В изд. Век Просвещения, ред. Сергей Карп и др., вып. 5: 337–60. М.: Наука, 2015.

9. Карп, Сергей. “Князь Д. А. Голицын и первый каталог живописи Эрмитажа”. Труды Государственного Эрмитажа: Эрмитажные чтения памяти В. Ф. Левинсона-Лессинга (02.03.1893 — 27.06.1972), 2006–2007, ред. Сергей Андросов и др., т. 56: 60–6. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2011.

10. Евангулова, Ольга. Русское художественное сознание XVIII века и искусство западноевропейских школ. М.: Памятники исторической мысли, 2007.

11. Штамбок, Анатолий, сост. “Д. А. Голицын (1734–1803)”. В изд. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли, ред.-сост. тома Вячеслав Шестаков, гл. ред. М. Ф. Овсянников, 5 томов, т. 2: Эстетические учения XVII–XVIII веков: 765–7. М.: Искусство, 1964.

12. Коваленская, Наталья. История русского искусства XVIII века. М.; Л.: Искусство, 1940.

13. Виппер, Борис, и Татьяна Ливанова, отв. ред. История европейского искусствознания: от Античности до конца XVIII века. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1963.

14. Верещагина, Алла. Критики и искусство. Очерки истории русской художественной критики середины XVIII — первой трети XIX века. М.: Прогресс-Традиция, 2004.

15. Валицкая, Алиса. Русская эстетика XVIII века. М.: Искусство, 1983.

16. Мозговая, Елена. “Вопросы теории и истории изобразительного искусства в сочинениях Д. А. Голицына”. В изд. Государственный Эрмитаж. Эрмитажные чтения к 100-летию со дня рождения В. Ф. Левинсона-Лессинга (1893–1972), ред. Николай Никулин, 16–8. СПб.: [б. и.], 1993.

17. Мозговая, Елена, и Константин Лаппо-Данилевский. “Идеи И. И. Винкельмана и Петербургская академия художеств в XVIII столетии”. XVIII век: сборник 22 (2002): 155–79.

18. Пожарова, Марина. Европейские концепции искусства в русской культуре XVIII века. Очерки. М.: БуксМАрт, 2022.

19. Вишленкова, Елена. Визуальное народоведение империи, или “Увидеть русского дано не каждому”. М.: Новое литературное обозрение, 2011. (Historia Rossica).

20. Вишленкова, Елена. Сокровищница русской живописи: история создания (1780–1820-е годы). М.: Государственный университет — Высшая школа экономики, 2009. Препринт. Серия WP6. Гуманитарные исследования; WP6/2009/03.

21. Вишленкова, Елена. “Критика художеств: язык русского искусствознания конца XVIII — начала XIX века”. Новое прошлое, no. 1 (2018): 158–79.

22. Малэк, Элиза, и Сергей Николаев. “Апофегматы” Бедняша Будного в переводе Петровского времени. Łódź: Wydawnictwo Uniwersytetu Łódzkiego, 2012.

23. Будны, Беняш. Кратких, витиеватых и нравоучителных повестеи. Книги три: В них же, положены различныя вопросы, и ответы, жития, и поступки, пословицы, и беседования различных философов, древних. Переведены с полского на славенскои язык. Повелением же царскаго величества напечатаны в Москве: Март 1711.

24. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. Пер. Михаил Гаспаров, ред. и авт. вступ. ст. Алексей Лосев. 2-е изд. М.: Мысль, 1986.

25. Riesman, David, Nathan Glazer, and Reuel Denney. The Lonely Crowd: A Study of the Changing American Character. Abridged edition with a new foreword. New Haven; London: Yale University Press, 1965.

26. Зорин, Андрей. Появление героя: из истории русской эмоциональной культуры конца XVIII — начала XIX века: [в фокусе исследования — история любви и смерти Андрея Ивановича Тургенева]. М.: Новое литературное обозрение, 2016.

27. Дольче, Лодовико. “Трактат о живописи”. Пер. Олег Кудрявцев. Эстетика Ренессанса, сост. Вячеслав Шестаков, 2 тома, т. 2: 457–83. М.: Искусство, 1981.

28. Haussherr, Reiner. Convenevolezza. Historische Angemessenheit in der Darstellung von Kostüm und Schauplatz seit der Spätantike bis ins 16. Jahrhundert. Wiesbaden: Steiner, 1984. (Akademie der Wissenschaften und der Literatur; Abhandlungen der Geistes- und sozialwissenschaftlichen Klasse, no. 4).

29. Альберти, Леон-Баттиста. “Три книги о живописи”. В изд. Альберти, Леон-Баттиста. Десять книг о зодчестве, пер. и коммент. Василий Зубов, общ. ред. Александр Габричевский, 2 тома, т. 2: 25–63. М.: Изд-во Всесоюзной академии архитектуры, 1937. (Классики теории архитектуры).

30. Филарете (Антонио Аверлино). Трактат об архитектуре. Пер. и примеч. Вячеслав Глазычев. М.: Русский университет, 1999.

31. Piles, Roger de. Abrégé de la vie des peintres, avec des reflexions sur leurs ouvrages, et un Traité du peintre parfait. Paris: Jacques Estienne, 1715.

32. Иванов, Архип. Понятие о совершенном живописце служащее основанием судить о творениях живописцов, и Примечание о портретах. Переведены, первое с италиянскаго, а второе с французскаго. СПб.: Печатано у Вильковскаго, 1789.

33. Бедретдинова, Лариса. “Западноевропейская теория живописи в восприятии русских неофитов (идеи Р. де Пиля и А. Р. Менгса в России последней трети XVIII века)”. В сб. Художественный мир глазами иностранцев: впечатления, взаимовлияния, новые тенденции, отв. ред. Елена Федотова, 153–71. М.: Памятники исторической мысли, 2013.

34. Brinkmann, Vinzenz. “Zurück zur Klassik”. Zurück zur Klassik. Ein neuer Blick auf das alte Griechenland: Eine Ausstellung der Liebieghaus Skulpturensammlung, Frankfurt am Main, 08.02–26.05.2013. Katalog. Hrsg. von Vinzenz Brinkmann, 15–57. München: Hirmer, 2013.

35. Дворецкий, Иосиф. Латинско-русский словарь. 9-е изд., стереотип. М.: Русский язык — Медиа, 2005.

36. Леонардо да Винчи. “Об искусстве”. Пер. Александр Губер. В изд. Кларк, Кеннет. Леонардо да Винчи. Творческая биография, пер. Александра Глебовская, 239–329. СПб.: Вита Нова, 2009.

37. Dictionnaire universel François et Latin, vulgairement appelé Dictionnaire de Trévoux : contenant la signification et la définition des mots de l’une et de l’autre langue… 8 vols. Paris : Compagnie des libraires associés, 1771, vols 1–2.

38. Вейсман, Александр. Греческо-русский словарь. Репринт 5-го изд. 1899 г. М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 2006.

39. Гомер. Илиада. Пер. Викентий Вересаев. М.; Л.: Гослитиздат, 1949.

40. Pohlenz, Max. “Τὸ πρέπον. Ein Beitrag zur Geschichte des griechischen Geistes”. Nachrichten von der Gesellschaft der Wissenschaften zu Göttingen. Philologisch-historische Klasse. H. 1 (1933): 53–92.

41. Платон. Собрание сочинений. Общ. ред. Алексей Лосев, примеч. Аза Тахо-Годи. 4 тома. М.: Мысль, 1990–1994.

42. Ирмшер, Йоханнес, и Рената Йоне, сост. Словарь античности: перевод с немецкого, ред. Василий Кузищин и др. М.: Внешсигма, 1992.

43. Волчков, Сергей, пер. Новый лексикон на францусском, немецком, латинском, и на российском языках. 2 части. СПб.: Имп. Акад. наук, 1755–1764.

44. Evans, Elizabeth. “Physiognomics in the Ancient World”. Transactions of the American Philosophical Society. Philadelphia: American Philosophical Society, 1969. (Translation of the American Philosophical Society, vol. LIX, part 5).

45. Феофраст. Характеры. Пер., статья и примеч. Георгий Стратановский. Л.: Наука, 1974.

46. Сечин, Александр. “Античная физиогномика как способ типизации в изобразительном искусстве”. Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена 10, no. 31 (2007): 124–8.

47. Овидий Назон, Публий. Метаморфозы. Пер. Сергей Шервинский. М.: Художественная литература, 1977.

48. Каллистрат. “Описание статуй”. Пер. Сергей Кондратьев. В изд. Филострат (старший и младший). Картины. Каллистрат. Статуи. Феофраст. Характеры, 145–64. Рязань: Александрия, 2009.

49. Аристотель. “Риторика”. Пер. Надежда Платонова. В изд. Античные риторики, ред. Аза Тахо-Годи, 15–164. М.: Изд-во Московского университета, 1978.

50. Институт философии АН СССР, Сектор эстетики. История эстетической мысли: становление и развитие эстетики как науки, ред. Михаил Овсянников и др. 6 томов. М.: Искусство, 1985, т. 2: Средневековый Восток. Европа XV–XVIII вв.

51. Дидро, Дени. “Опыт о живописи”. Пер. Ирина Волевич. В изд. Дидро, Дени. Салоны, сост. Лидия Рейнгардт, примеч. Елена Сапрыкина, 2 тома, т. 1: 203–42. М.: Искусство, 1989.

52. Diderot, Denis. “Essais sur la peinture”. Texte établi et présenté par Gita May. In Diderot, Denis. OEuvres complètes, édition critique et annotée ; présentée par Else Marie Bukdahl, Annette Lorenceau, Gita May, 33 vols, vol. 14: 333–411. Paris: Hermann, 1984.

53. Аврелий, Марк Антонин. Размышления. Пер. Александр Гаврилов. Изд. подготовил Аристид Доватур. 2-е изд., испр. и доп. СПб.: Наука, 1993.

54. Кучеренко, Геннадий. “Д. Дидро и Д. А. Голицын”. В изд. Французский ежегодник. 1984, 203–18. М.: Наука, 1986.

55. Мезин, Сергей. Дидро и цивилизация России. М.: Новое литературное обозрение, 2018. (Historia Rossica).

56. Сапрыкин, Юрий. “Пятьдесят оттенков белого”. Искусство кино, no. 7/8 (2021): 178–81.

Источники

I. РГИА. Ф. 789. Оп. 1. Ч. 1 (1766). Ед. хр. 246. [Россия. Санкт-Петербург. Российский государственный исторический архив. Фонд. 789. Опись 1. Часть 1 (1766). Единица хранения 246].

II. РГИА. Ф. 789. Оп. 1. Ч. 1 (1806). Ед. хр. 1927. [Россия. Санкт-Петербург. Российский государственный исторический архив. Фонд. 789. Опись 1. Часть 1 (1806). Единица хранения 1927].

III. РГИА. Ф. 789. Оп. 1. Ч. 1 (1768). Ед. хр. 368. [Россия. Санкт-Петербург. Российский государственный исторический архив. Фонд. 789. Опись 1. Часть 1 (1768). Единица хранения 368].

IV. РГИА. Ф. 789. Оп. 1. Ч. 1 (1806). Ед. хр. 1926. [Россия. Санкт-Петербург. Российский государственный исторический архив. Фонд. 789. Опись 1. Часть 1 (1806). Единица хранения 1926].

References

1. Tsverava, Grant. Dmitriy Alekseevich Golitsyn, 1734–1803. Leningrad: Nauka Publ., 1985. (In Russian)

2. Sverdlova I., Chistyakov N. “Engineer, historian”, writer. Electrosvyaz’, no. 12 (1994): 31. (In Russian)

3. Marisina, Irina. Essays on the History of International Connections of the Imperial Academy of Arts in the second half of the 18th — first third of the 19th Century. Moscow: BuksMArt Publ, 2021. (In Russian)

4. Kaganovich, Abram. Anton Losenko and Russian Art of the mid-18th Century. Moscow: Izd-vo Akademii khudozhestv SSSR Publ., 1963. (In Russian)

5. Mozgovaia, Elena. “The Writings of D. A. Golitsyn on Issues of Fine Art”. In Znatochestvo, kollektsionirovanie, metsenatstvo, ed. by Nina Kuteynikova, 11–9. St Petersburg: Institut zhivopisi, skul’ptury i arkhitektury imeni I. E. Repina Publ., 1992. (In Russian)

6. Moleva, Nina, and Elii Beliutin. The Pedagogical System of the Academy of Arts of the 18th Century. Moscow: Iskusstvo Publ., 1956. (In Russian)

7. Levinson-Lessing, Vladimir. The History of the Hermitage Art Gallery (1764–1917). 2nd ed., rev. and add. Leningrad: Iskusstvo Publ., 1986. (In Russian)

8. Sharnova, Elena. “On the Creation of the Language of Art History in Russia: ‘Description of the Famous Works of Schools and Artists Who Came Out of them, etc.’ of Prince D. A. Golitsyn”. In Vek Prosveshcheniia, ed. by Sergei Karp et al., iss. 5: 337–60. Moscow: Nauka Publ., 2015. (In Russian)

9. Karp, Sergei. “Prince Dmitry Golitsyn and the First Catalogue of the Hermitage Paintings”. In Trudy Gosudarstvennogo Ermitazha: Ermitazhnye chteniia pamiati V. F. Levinsona-Lessinga (02.03.1893 — 27.06.1972), 2006–2007, ed. by Sergei Androsov et al., vol. 56: 60–6. St Petersburg: The State Hermitage Publ., 2011. (In Russian)

10. Evangulova, Ol’ga. Russian Artistic Consciousness of the 18th Century and the Art of Western European Schools. Moscow: Pamiatniki istoricheskoi mysli Publ., 2007. (In Russian)

11. Shtambok, Anatolii, comp. “Dmitry Golitsyn (1734–1803)”. In Istoriia estetiki. Pamiatniki mirovoi esteticheskoi mysli. Viacheslav Shestakov, ed.-comp. of the 2nd vol., Mikhail Ovsiannikov, chief ed., 5 vols, vol. 2: Aesthetic Teachings of the 17–18th Centuries: 765–7. Moscow: Iskusstvo Publ., 1964. (In Russian)

12. Kovalenskaia, Natal’ia. History of Russian Art of the 18th Century. Moscow; Leningrad: Iskusstvo Publ., 1940. (In Russian)

13. Vipper, Boris, and Tat’iana Livanova, eds. The History of European Art Studies: from Antiquity to the End of the 18th Century. Moscow: Akademii nauk SSSR Publ., 1963. (In Russian)

14. Vereshchagina, Alla. Critics and art. Essays on the History of Russian Art Criticism in the Middle of the 18th — First Third of the 19th Century. Moscow: Progress-Traditsiia Publ., 2004. (In Russian)

15. Valitskaia, Alisa. Russian Aesthetics of the 18th Century. Moscow: Iskusstvo Publ., 1983. (In Russian)

16. Mozgovaia, Elena. “Issues of Theory and History of Fine Art in the Writings of D. A. Golitsyn”. In Gosudarstvennyi Ermitazh. Ermitazhnye chteniia k 100-letiiu so dnia rozhdeniia V. F. Levinsona-Lessinga (1893–1972), ed. by Nikolai Nikulin, 16–8. St Petersburg: s. n., 1993. (In Russian)

17. Mozgovaia, Elena, and Konstantin Lappo-Danilevskii. “I. I. Winckelmann’s Ideas and the St Petersburg Academy of Arts in the 18th Century”. 18th Century 22 (2002): 155–79. (In Russian)

18. Pozharova, Marina. European Concepts of Art in the Russian Culture of the 18th Century. Essays. Moscow: BuksMArt Publ., 2022.

19. Vishlenkova, Elena. Visual Ethnology of the Empire, or ‘Not Everyone Can See a Russian’. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie Publ., 2011. (In Russian)

20. Vishlenkova, Elena. Treasury of Russian Painting: A History of Creation (1780s–1820s). Moscow: Gosudarstvennyi universitet — Vysshaia shkola ekonomiki Publ., 2009. Preprint. WP6 series. Humanitarian Studies; WP6/2009/03. (In Russian)

21. Vishlenkova, Elena. “Criticism of the Arts: The Language of Russian Art Studies of the Late 18th — Early 19th Century”. Novoe proshloe, no. 1 (2018): 158–79. (In Russian)

22. Małek, Eliza, and Siergiej Nikołajew. ‘Apophegmata’ by Bieniasz Budny in the Translation of the Time of Peter I. Łódź: Wydawnictwo Uniwersytetu Łódzkiego, 2012. (In Russian)

23. Budny, Beniash. Brief, Ornate and Moralizing Stories. Books Three: They Also Contain Various Questions and Answers, Lives and Deeds, Proverbs, and Conversations of Various Philosophers, the Ancients. Transl. from Polish into Slavic. Moscow: s. n., 1711, March. (In Russian)

24. Diogenes Laertius. Lives and Opinions of Eminent Philosophers. Transl. by Mikhail Gasparov, ed. by Aleksei Losev. 2nd ed. Moscow: Mysl’ Publ., 1986. (In Russian)

25. Riesman, David, Nathan Glazer, and Reuel Denney. The Lonely Crowd: A Study of the Changing American Character. Abridged edition with a new foreword. New Haven; London: Yale University Press, 1965.

26. Zorin, Andrei. The Appearance of a Hero: from the History of Russian Emotional Culture of the Late 18th — Early 19th Century: [The Focus of the Study is the Story of Love and Death of Andrei Ivanovich Turgenev]. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie Publ., 2016. (In Russian)

27. Dolce, Lodovico. “A Dialogue on Painting”. Transl. by Oleg Kudriavtsev. In Estetika Renessansa, comp. Viacheslav Shestakov, 2 vols, vol. 2: 457–83. Moscow: Iskusstvo Publ., 1981. (In Russian)

28. Haussherr, Reiner. Convenevolezza. Historische Angemessenheit in der Darstellung von Kostum und Schauplatz seit der Spatantike bis ins 16. Jahrhundert. Wiesbaden: Steiner, 1984. (Akademie der Wissenschaften und der Literatur; Abhandlungen der Geistes- und sozialwissenschaftlichen Klasse, no. 4).

29. Alberti Leon Battista. “On Painting”. In Al’berti, Leon-Battista. Desiat’ knig o zodchestve, transl. and comment. by Vasilii Zubov, general ed. by A. Gabrichevskii, 2 vols, vol. 2: 25–63. Moscow: Izd-vo Vsesoiuznoi Akademii arkhitektury Publ., 1937. (Klassiki teorii arkhitektury). (In Russian)

30. Filarete (Antonio Averlino). Treatise on Architecture. Transl. by Viacheslav Glazychev. Moscow: Russkii universitet Publ., 1999. (In Russian)

31. Piles, Roger de. Abrégé de la vie des peintres, avec des reflexions sur leurs ouvrages, et un Traité du peintre parfait. Paris: Jacques Estienne, 1715.

32. Ivanov, Arkhip. An Idea of the Perfect Painter, Which Serves as a Basis for Judging the Works of Painters, and a Note about Portraits. Translated, the First from Italian, and the Second from French. St Petersburg: Vil’kovskago Publ., 1789. (In Russian)

33. Bedretdinova, Larisa. “Western European Theory of Painting in the Perception of Russian Neophytes (the Ideas of R. de Piles and A. R. Mengs in Russia in the Last Third of the 18th Century)”. In Khudozhestvennyi mir glazami inostrantsev: vpechatleniia, vzaimovliianiia, novye tendentsii, responsible ed. Elena Fedotova, 153–71. Moscow: Pamiatniki istoricheskoi mysli Publ., 2013. (In Russian)

34. Brinkmann, Vinzenz. “Zurück zur Klassik”. Zurück zur Klassik. Ein neuer Blick auf das alte Griechenland: Eine Ausstellung der Liebieghaus Skulpturensammlung, Frankfurt am Main, 08.02–26.05.2013. Katalog. Hrsg. von Vinzenz Brinkmann, 15–57. München: Hirmer, 2013.

35. Dvoretskii, Iosif. Latin-Russian Dictionary. 9th ed. Moscow: Russkii iazyk-Media Publ., 2005. (In Russian)

36. Leonardo da Vinci. “On Art”. In Klark, Kennet. Leonardo da Vinchi. Tvorcheskaia biografiia, transl. by Aleksandra Glebovskaia, 239–329. St Petersburg: Vita-Nova Publ., 2009. (In Russian)

37. Dictionnaire universel François et Latin, vulgairement appelé Dictionnaire de Trévoux : contenant la signification et la définition des mots de l’une et de l’autre langue. 8 vols. Paris : Compagnie des libraires associés, 1771, vols 1–2.

38. Veisman, Aleksandr. Greek-Russian Dictionary. Reprint of the 5th ed. 1899. Moscow: Greko-latinskii kabinet Iu. A. Shichalina Publ., 2006. (In Russian)

39. Homer. The Iliad. Transl. by Vikentii Veresaev. Moscow; Leningrad: Goslitizdat, 1949. (In Russian)

40. Pohlenz, Max. “Τὸ πρέπον. Ein Beitrag zur Geschichte des griechischen Geistes”. Nachrichten von der Gesellschaft der Wissenschaften zu Göttingen. Philologisch-historische Klasse. H. 1 (1933): 53–92.

41. Platon. Collected Works. Ed. by Aleksei Losev, notes by Aza Takho-Godi. 4 vols. Moscow: Mysl’ Publ., 1990–1994. (In Russian)

42. Irmscher, Johannes, and Renate Johne, comp. A Lexicon of Antiquity: Transl. from German, ed. by Vasilii Kuzishchin et al. Moscow: Vneshsigma Publ., 1992. (In Russian)

43. Volchkov, Sergei, transl. A New Vocabulary in French, German, Latin, and Russian. 2 pts. St Petersburg: Izd-vo Imperatorskoi Akademii nauk Publ., 1755–1764. (In Russian)

44. Evans, Elizabeth. “Physiognomics in the Ancient World”. Transactions of the American Philosophical Society. Philadelphia: American Philosophical Society, 1969. (Translation of the American Philosophical Society, vol. LIX, part 5).

45. Theophrastus. Characters. Transl. and notes by Georgii Stratanovskii. Leningrad: Nauka Publ., 1974. (In Russian)

46. Sechin, Alexander. “Ancient Physiognomics as a Way of Typing in Fine Arts”. Izvestiia Rossiiskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena 10, no. 31 (2007): 124–8. (In Russian)

47. Ovidius Nazo, Publius. Metamorphoses. Transl. by Sergei Shervinskii. Moscow: Khudozhestvennaia literaturа Publ., 1977. (In Russian)

48. Callistratus. “Descriptions of Statues”. Transl. by Sergei Kondrat’ev. In Filostrat (starshii i mladshii). Kartiny. Kallistrat. Statui. Feofrast. Kharaktery, 145–64. Ryazan’: Aleksandriia Publ., 2009. (In Russian)

49. Aristotle. “Rhetoric”. Transl. by Nadezhda Platonova. In Antichnye ritoriki, ed. by Aza Takho-Godi, 15–164. Moscow: Moscow State University Publ., 1978. (In Russian)

50. Institut filosofii AN SSSR, Sektor estetiki. The History of Aesthetic Thought: The Formation and Development of Aesthetics as a Science, ed. by Mikhail Ovsiannikov et al. 6 vols. Moscow: Iskusstvo Publ., 1985, vol. 2: Medieval East. Europe of the 15th–18th Centuries. (In Russian)

51. Diderot, Denis. “Essay on Painting”. Transl. by Irina Volevich. In Didro, Deni. Salony, comp. Lidiia Reingardt, comment. Elena Saprykina, 2 vols, vol. 1: 203–42. Moscow: Iskusstvo Publ., 1989. (In Russian)

52. Diderot, Denis. “Essais sur la peinture”. Texte établi et présenté par Gita May. In Diderot, Denis. OEuvres complètes, édition critique et annotée ; présentée par Else Marie Bukdahl, Annette Lorenceau, Gita May, 33 vols, vol. 14: 333–411. Paris: Hermann, 1984.

53. Avrelius, Marcus Antoninus. The Meditations. Transl. by Alexander Gavrilov. Ed. by Aristid Dovatur. 2nd ed., rev. and add. St Petersburg: Nauka Publ., 1993. (In Russian)

54. Kucherenko, Gennadii. “Denis Diderot and Dmitry Golitsyn”. In Frantsuzskii ezhegodnik. 1984, 203–18. Moscow: Nauka Publ., 1986. (In Russian)

55. Mezin, Sergei. Diderot and the Civilization of Russia. M.: Novoe literaturnoe obozrenie Publ., 2018. (Historia Rossica). (In Russian)

56. Saprykin, Iurii. “Fifty Shades of White”. Iskusstvo kino, no. 7/8 (2021): 178–81. (In Russian)

Sources

I. RGIA. F. 789. Op. 1. Ch. 1 (1766). Ed. khr. 246. [Russian State Historical Archive. Fond 789. Inventory 1. Part 1 (1766). Record 246]. (In Russian)

II. RGIA. F. 789. Op. 1. Ch. 1 (1806). Ed. khr. 1927. [Russian State Historical Archive. Fond 789. Inventory 1. Part 1 (1806). Record 1927]. (In Russian)

III. RGIA. F. 789. Op. 1. Ch. 1 (1768). Ed. khr. 368. [Russian State Historical Archive. Fond 789. Inventory 1. Part 1 (1768). Record 368]. (In Russian)

IV. RGIA. F. 789. Op. 1. Ch. 1 (1806). Ed. khr. 1926. [Russian State Historical Archive. Fond 789. Inventory 1. Part 1 (1806). Record 1926]. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

30.12.2022

Как цитировать

Сечин, А. Г. (2022). Истоки и смысл термина «пристойность» в сочинениях князя Д. А. Голицына об изобразительных искусствах. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 12(4), 682–707. https://doi.org/10.21638/spbu15.2022.407

Выпуск

Раздел

История культуры

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)