Структурное мышление и принцип поливалентности в европейской музыкальной композиции последней трети ХХ века в контексте идей «Логики смысла» Ж. Делеза
Аннотация
Статья представляет собой опыт сопоставлений смысловых серий в предложении со структурами в композиции новой музыки. Принцип соотношения избыточности и недостаточности структурного мышления представляет собой парадокс, весьма характерный и для новой музыки, и для особенностей структурирования композиции. Автор статьи определяет три возможных уровня взаимодействий. Первый — редкомпозиционный уровень. Генерирование первоначальной «матрицы» композиции — единой сверхидеи, благодаря которой формируются все остальные уровни. Второй — мультисерийная структура, центральным элементом системы которой становится комплексная взаимосвязь происходящих внутри различных измерений музыкального материала в композициях «новой сложности». Третий уровень — организующая единое целое лахенманновская Временная сетка [Zeitnetz] — протяженный ряд серийно пермутированных и ритмически оформленных звуков, которые выполняют функции абстрактных указателей, фиксирующих вступление или «выключение» различных звуковых семейств, кульминационные зоны и многое другое. Отправной точкой рассуждений становятся трактат Жиля Делёза «Логика смысла» и высказывания композиторов о структурировании музыкальной композиции.
Ключевые слова:
структура, поливалентность
Скачивания
Библиографические ссылки
References
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.